Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Романченко Анна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

по лексической теме «Осень»

«Путешествие в осенний лес»

 

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

 

Задачи:

Коррекционно – образовательные: - закрепить представления об осени и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных); совершенствование навыка словообразования.

Коррекционно – развивающие: - развитие связной речи, речевого дыхания, зрительного внимания, мышления, восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Оборудование: магнитофон, мультимедийное оборудование,  спортивные атрибуты, «дорожка здоровья», осенние листочки, листики для дыхательной гимнастики, мяч, камешки Марблс и картинки к ним, корзинка с заданиями, разрезная картинка «Осень», картинка «Что перепутал художник?»,  картинки «Четвертый лишний»,  недорисованные листики, корзинка с фруктами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_moy_konspekt_zanyatiya_-_puteshestvie_v_osenniy_les.docx832.29 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  № 5 «Росинка»

муниципального образования

 Староминский район

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

по лексической теме «Осень»

«Путешествие в осенний лес»

C:\Users\Никита\Desktop\18127129.jpg

                                                                 Выполнила:

                                                                   Учитель – логопед МАДОУ «ДС №5 «Росинка»

                                                                   Романченко Анна Владимировна

Ст. Староминская

2016г.

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Задачи: 

Коррекционно – образовательные: - закрепить представления об осени и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных); совершенствование навыка словообразования.

Коррекционно – развивающие: - развитие связной речи, речевого дыхания, зрительного внимания, мышления, восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитофон, мультимедийное оборудование,  спортивные атрибуты, «дорожка здоровья», осенние листочки, листики для дыхательной гимнастики, мяч, камешки Марблс и картинки к ним, корзинка с заданиями, разрезная картинка «Осень», картинка «Что перепутал художник?»,  картинки «Четвертый лишний»,  недорисованные листики, корзинка с фруктами.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я его хочу передать Насте, а Настя его передаст следующему, и так по кругу, пока оно не вернется ко мне. Улыбнитесь друг другу, теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем начать занятие.

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду - листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

 - О каком времени года это стихотворение?

(об осени).

- И сегодня  на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. А пойдем мы по вот этой тропинке. (Дети идут змейкой, перепрыгивают “ямку”, перешагивают через «бревно», ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем,
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли,
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют,
Звери дикие живут.
Лес осенний не молчит,
Он сегодня зазвучит!
(Звучит аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”, пение птиц, шум листвы и на полу разбросаны разноцветные листья).
- Ребята,  вот мы с вами  и пришли на волшебную полянку. Посмотрите, как красиво здесь. Сколько листочков с разных деревьев.

2.Основная часть.

Игра «С какого дерева лист?»
- Оранжевые листья, с какого дерева?
Дети: С клена.
- Значит какие?
Дети: Кленовые.
- А эти желтые листья, с какого дерева?
Дети: С березы.
- Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.
 - Зеленые листья, с какого дерева?
Дети: С дуба.
 - Значит они какие?
Дети: Дубовые.
 - А все листья по цвету, какие?
Дети: Разноцветные.

 - Отлично! Молодцы!

 -  А теперь возьмите по одному листочку, какой вам нравится.
Игра «Придумай слово с заданным звуком» (А, О, У, И, К, М, Т)
 - На волшебной полянке и листочки волшебные. Переверните листочек, обратите внимание, что на каждом листочке написана буква, придумайте слово на тот звук, который обозначает эта буква.
- У меня буква «А» я придумала слово аист. А вы, какие слова придумали?
(Дети придумывают слова и складывают листочки в корзину).
 - Замечательно, я вами очень довольна.
- Куда мы положили листья? (в корзинку)
Дыхательное упражнение «Подуй на листочки»
 - Ребята,  а осенние листья очень приятно пахнут.
- Давайте подышим ароматом осеннего леса!
- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, оденьте на пальчик, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть, услышав сигнал (хлопок в ладоши). Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

                                                                                                                                  E:\мои документы\логопед\раскраски, картинки\0261c79b7d38.png

Молодцы! А теперь давайте присядем за столы.

- Ребята,  какие приметы осени вы знаете?  Назовите осенние месяцы. А какой сейчас месяц? (октябрь)

- Правильно! И сейчас нам Таня прочитает стихотворение об этом месяце.

Октябрь нам несет осеннюю прохладу.

Дожди холодные без спроса входят в моду.

Погоде этой мы не сильно рады,

Но, что поделаешь с капризами природы.

Туманы по утрам стоят густые,

И горы блеклых листьев на земле.

Деревья голые, как будто неживые.

Вот так проходит осень в октябре.

Игра «Подбери признак»

- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

 - Мяч осенний и волшебный,

   Будет в руки к вам скакать

  И вопросы задавать.

- Кому я брошу мяч, тот  отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

-Какие листья осенью?

-Какие деревья?

-Какая трава?

-Какой дождь?

-Какая погода осенью?

-Какая одежда осенью? и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Ветер с севера подул…»

Ветер с севера подул (подуть на пальцы)

Все листочки с деревьев сдул (в-в-в-в)

Полетели, закружились и на землю приземлились (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап – кап – кап – 2 раза (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулачками по столу)

Упражнение с камешками Марблс.

- Вот ребята, посмотрите теперь на наши листочки, давайте, заполним дырки от града цветными камешками, и наши листики снова станут красивыми.

C:\Users\Никита\Desktop\klenovyj-list-61.jpg    C:\Users\Никита\Desktop\2287615.png     C:\Users\Никита\Desktop\2287610.png

- Ребята, мне сегодня пришло письмо по электронной почте, я его распечатала и принесла показать. Вам интересно от кого оно?

- Ой, ребята, посмотрите, оно рассыпалось.

(достает из конверта разрезную картинку «Осень» из 6 частей, дети складывают изображение, затем логопед читает письмо)

C:\Users\Никита\Desktop\18127129.jpg

- «Здравствуйте, дорогие ребятишки! Я Осень! Я приготовила для вас подарок, но чтобы его получить вы должны выполнить мои задания.

Подсказка: Задание -  в лукошке, лукошко – на окошке»

(дети находят лукошко с заданиями)

1 задание. Упражнение «Что перепутал художник?

C:\Users\Никита\Desktop\10(231).jpg

2 задание. Игра «Путаница» (логопед читает предложения, дети его исправляют и говорят правильно)

Ива, тополь – красивые цветы. На березе висят длинные шишки. Зимой с деревьев опадают листья. Возле дороги растет пушистый сосна. На елке растут яблоки.

3 задание. Игра «Четвертый лишний»

C:\Users\Никита\Desktop\full____________________________________________1_420-1_1.jpg
C:\Users\Никита\Desktop\111.jpg

4 задание. Упражнение «Необычные рисунки» (логопед раздают детям недорисованные листочки)

- Возьмите себе лист, обведите по точкам, и скажите, чей лист.

Образец: у меня березовый лист.

- А помогут нам волшебные слова:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Карандашик я возьму.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой, Мой листочек небольшой.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай, Ты листочек угадай!

C:\Users\Никита\Desktop\scheme2.jpgC:\Users\Никита\Desktop\scheme3.jpg

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями Осени.

Релаксационная минутка.

— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

(Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение, звучит спокойная музыка)

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

(пока дети отдыхают, логопед достает корзину с яблоками и грушами – это подарок Осени)

-Вставайте, ребята. А вот и подарок от Осени!

3.Итог занятия.

 - А наше занятие подошло к концу.

 - Скажите, о каком времени года мы говорили сегодня? Какие задания вам понравилось выполнять? А какие вызвали небольшое затруднение?

 - На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

«Лес волшебный – раз, два, три,

В детский сад ты нас верни!»

(дети закрывают глаза и кружатся три раза)

 - Вот мы и дома. Всем спасибо, все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Дары осени"

закрепить знания детей о грибах, овощах, фруктах и ягодах...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЕ РЕЧИ ТЕМА : "ОСЕНЬ".

1.ЦЕЛИ.2.ЗАДАЧИ.3.МАТЕРИАЛЫ.4.ХОД ЗАНЯТИЯ.5.ИТОГ ЗАНЯТИЯ....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку. Игра "Весна-осень".

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображением весны и осени. Педагог просит отобрать отдельно картины с изображением весны и осени. Обьяснить, как они определили, где весна, а где о...

Конспект занятия по развитию речи ТЕМА: «ОСЕНЬ»

Конспект занятия по развитию речиТЕМА: «ОСЕНЬ»(В подготовительной группе)Цели и задачи:• Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.• Обогащение активного словарного запа...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

Конспект занятия по развитию речи "В осеннем лессу"

Конспект занятия по развитию речи "В осеннем лессу" для детей старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста

Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительны...