Конспект НОД ОО "Речевое развитие", раздел "Приобщение к художественной литературе"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Елена Михайловна Поцелуева

Конспект итоговой НОД по проекту "Л.Н.Толстой - первый учитель детворы" для детей подготовительной группы. В процессе реализации проекта использовались конспекты  НОД и викторины по творчеству Л.Н.Толстого из журнала "Дошкольная педагогика" №7 октябрь 2008 года, №1 январь 2009 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_rayon_kursy_povysheniya_11.10.2017g.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ладушки» войсковой части 54055 г. Козельск Козельского района Калужской области

КОНСПЕКТ НОД

ОО «Речевое развитие»

Раздел « Приобщение к художественной литературе»

«Лев Николаевич Толстой – первый учитель детей»

Воспитатель: Поцелуева Е.М.

г. Козельск

11 октября, 2017 года

Конспект НОД

ОО «Речевое развитие»

Раздел «Приобщение к художественной литературе»

Тема «Лев Николаевич Толстой – первый учитель детей»

Группа: подготовительная, продолжительность НОД: 35 минут

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Вид НОД в общей системе работы по разделу: итоговое

Связь с другими ОО:  «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  1. Обобщать знания детей о жизни и творчестве великого русского писателя Л.Н.Толстого; продолжать знакомить детей с жанрами литературных произведений писателя; познакомить детей с новой книгой Л.Н.Толстого; продолжать формировать представление детей о библиотеке, помещениях библиотеки, об особенностях профессии библиотекаря, правилах поведения в читальном зале библиотеки.
  2. Развивать интерес к художественной литературе, к книжному уголку, монологическую и диалогическую речь детей, словарный запас, умение составлять рассказ с опорой на коллаж, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к старшим.

Предварительная работа:

 

  1. Реализация проектной деятельности на тему «Л.Н.Толстой – первый учитель детей» (в рамках проекта:  проведение 2 занятий НОД по ознакомлению с художественной литературой  – «Знакомство с жизнью Л.Н.Толстого», «Первый учитель и первая школа в Ясной Поляне»; чтение художественных произведений Л.Н.Толстого из цикла «Рассказы и сказки»; организация выставки совместной с родителями творческой деятельности по произведениям писателя; мини-викторина для детей трёх параллельных подготовительных групп «Л.Н.Толстой – первый учитель детворы»).

  1. Составление с детьми коллажей на темы «Увлечения писателя», «Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого».

  1. Драматизация «Путешествие по сказкам Л.Н.Толстого» для детей параллельных подготовительных групп в рамках летнего оздоровительного периода.

  1. Экскурсия в библиотеку КСШ №3.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Структура НОД:

  1. Вводная часть: приветствие; сюрпризный момент (приглашение и отправление в библиотеку, перевоплощение воспитателя в библиотекаря, приглашение в читальный зал); динамический переход – словесная игра «Назови любимое произведение Л.Н.Толстого».
  2. Основная часть:

***  работа с демонстрационным материалом:

- составление фотографии «Семья Л.Н.Толстого»,

 

- составление рассказов по темам «Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого», «Увлечения писателя»  с опорой на коллажи,  

- рассматривание демонстрационного пособия «Л.Н.Толстой на картинах известных художников»).

Динамическая пауза – игра «Затейники.

***  работа с раздаточным материалом:

- дидактическая игра «Назови произведение Л.Н.Толстого»

(работа с индивидуальными карточками),

- дидактическая игра – классификация «Определи жанр произведения» (работа с наборным полотном на доске),

- обобщающее заключение о  художниках – иллюстраторах произведений Л.Н.Толстого.

*** знакомство с новой книгой библиотеки «Л.Н.Толстой детям».

  1. Заключительная часть: благодарность библиотекаря за интересную встречу, подарок от библиотекаря – раскраски по произведениям Л.Н.Толстого детям в уголок ИЗО - деятельности. Возвращение в группу.

 

Словарная работа:

Проницательность – способность предвидеть будущее, догадливость; библиотека, библиотекарь, читальный зал;  жанры произведений: рассказ – быль – то, что было в действительности, происходило на самом деле, рассказ – описание – текст, в котором почти нет событий, только лишь перечисляются, раскрываются интересные признаки предметов или явлений, басня – небольшая сказочка поучительного характера, сказка – волшебная история со счастливым концом, занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных историях; коллаж.

Оборудование:

Аудиозапись –  музыка польского композитора и пианиста  Ф.Шопена, 2 коллажа по темам «Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого», «Увлечения писателя», наглядное пособие – пустая фотография в рамке и портреты членов семьи Л.Н.Толстого, демонстрационное пособие «Л.Н.Толстой на картинах известных художников», наборное полотно «Жанры произведений Л.Н.Толстого» и индивидуальные карточки с иллюстрациями к произведениям Л.Н.Толстого по количеству детей, новая книга с произведениями Л.Н.Толстого, раскраски по произведениям Л.Н.Толстого, очки без стёкол для перевоплощения воспитателя в библиотекаря, творческие работы детей и родителей по произведениям Л.Н.Толстого для оформления библиотеки, портрет Л.Н.Толстого.

Ход НОД:

  1. Вводная часть:

Приветствие:  дети входят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, как называется наш детский сад?

                             Как называется наша группа?

                             Какой номер у нашей группы?

                             Какая у нас группа по возрасту?

                             Ребята, а вам интересно в детском саду?

Воспитатель: Интересна жизнь у нас, скоро, скоро…  в первый класс!

                             Ещё годик подрастём,…  в школу дружно мы пойдём.

                             Чтоб пятёрки получать, нужно…  очень много знать!

                              Каждый день у нас открытия – увлекательные события!

                              В подготовительной группе мы не скучаем,

                              Много интересных мест  мы посещаем!

- А напомните мне, куда мы ходили совсем недавно с вами на экскурсию? (в библиотеку)

- А что такое библиотека? (хранилище книг)

- Да, действительно, само слово «библиотека» происходит от греческих слов «библио» - книга, «тека» - хранилище, склад.

- А кто работает в библиотеке? (библиотекарь)

- А как называется помещение библиотеки, где работают читатели? (читальный зал)

- Вам понравилось в библиотеке? (ответы детей)

Сюрпризный момент:

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть в библиотеку.

Согласны? (Да)

Я возьму сегодня на себя роль библиотекаря, а вы станете

читателями.

Вокруг себя обернись в библиотекаря и читателей

превратись!

(дети и воспитатель оборачиваются вокруг себя, воспитатель надевает игровые очки)

Воспитатель - библиотекарь:

  Здравствуйте, мои друзья! Рада с вами встречи я!

Слышала я, что вы в своей группе реализовали интересный проект по творчеству великого русского писателя. Назовите его. (Л.Н.Толстой)

Сегодня в моей библиотеке много гостей. Мы очень хотим услышать, что вы знаете о нём. А вы хотите поделиться с нами своими знаниями?

Тогда приглашаю вас в читальный зал библиотеки. В читальный зал тот пойдёт, кто мне название  произведения Л.Н.Толстого назовёт!

Динамический переход – словесная игра «Назови произведение Л.Н.Толстого».

(дети рассаживаются за столы по одному, называя произведение)

  1. Основная часть:

Воспитатель - библиотекарь: Я очень готовилась к нашей встрече, порадуйте,  и вы всех своими знаниями и тогда вас ждёт сюрприз!

***  работа с демонстрационным материалом:

- составление фотографии «Семья Л.Н.Толстого».

На доске пустая фотография в рамке, на которой в центре только портрет Л.Н.Толстого.

Воспитатель - библиотекарь:

Посмотрите внимательно на портрет писателя, о чём нам говорят черты его лица? (его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза – о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки).

Я предлагаю вам составить фотографию семьи Л.Н.Толстого.

Сначала вспомните о его родителях (отец Николай Ильич был графом, занимался хозяйством, воспитывал детей, много читал, собирал библиотеку; мать Мария Николаевна была княжна, знала 4  иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки).

Дети рассказывают, воспитатель приклеивает портреты родителей на фотографию.

Вспомните, сколько у родителей было детей? Назовите их.  ( пятеро, 4 сына – Николай, Сергей, Дмитрий и Лев, и дочь Маша).

Воспитатель поочерёдно приклеивает портреты детей на фотографию.

Кто был любимым братом Льва Николаевича? (Николай)

Да, ребята, Николай был всеобщим любимцем в семье, потому что он очень был похож на маму, мама очень рано умерла, когда Льву Николаевичу было всего полтора года, он не помнил её, всё, что знал он о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине.

 В семье дети были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.

Воспитатель - библиотекарь: Ваши воспитатели передали мне коллажи, которые вы делали вместе с ними для своего книжного уголка, чтобы составлять по ним рассказы о писателе.

- составление рассказов по темам «Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого», «Увлечения писателя»  с опорой на коллажи,  

Кто хочет рассказать о педагогической деятельности писателя по первому коллажу? (1 ребёнок выходит к доске, остальные дополняют в случае необходимости)

Воспитатель - библиотекарь: Ребята, послушайте, что рассказывал ученик школы Л.Н.Толстого «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но с ещё большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака в школе. Он вид принимал серьёзный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто-то из учеников допускал какие-нибудь шалости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без выдумки. Порядок у нас был образцовый…»

А кто хочет рассказать об увлечениях писателя по второму коллажу?

 (1 ребёнок выходит к доске, остальные дополняют в случае необходимости)

Воспитатель - библиотекарь: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.

Звучит аудиозапись – музыка композитора Ф.Шопена.

Воспитатель – библиотекарь: Ребята, предлагаю послушать  произведение классической музыки. Вы узнали его? Почему именно произведение этого композитора мы услышали сегодня? (Фредерик Шопен был любимым композитором Л.Н.Толстого)

На доске появляется  демонстрационное пособие «Л.Н.Толстой на картинах известных художников».

- рассматривание демонстрационного пособия «Л.Н.Толстой на картинах известных художников»

Воспитатель - библиотекарь: Ребята, посмотрите внимательно на эти картины и скажите, как вы думаете, почему художники очень часто изображали писателя в простой крестьянской одежде? (она свободная, просторная, ему было удобно в ней работать, это говорит о том, что писатель был хорошо знаком с жизнью простого народа, он с удовольствием трудился и в поле и в саду).

Воспитатель - библиотекарь: Л.Н.Толстой в своей школе очень любил играть с детьми на перемене. Поиграем и мы.

Динамическая пауза – игра «Затейники.

Воспитатель:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идём за шагом шаг!

Стой на месте, дружно вместе,

Делаем вот так!

(воспитатель показывает на кого- то из детей, он становится ведущим и показывает любое движение, дети повторяют движения ведущего)

Игра повторяется 3-4 раза.

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель - библиотекарь: Ребята, пришло время вспомнить произведения Л.Н.Толстого, которые мы прочитали. На ваших столах лежат карточки с иллюстрациями к произведениям Л.Н.Толстого, переверните их, внимательно рассмотрите и определите, из какого произведения ваша иллюстрация. Произведение назовите и к какому жанру оно относится скажите.

***  работа с раздаточным материалом:

- дидактическая игра – классификация « Назови произведение Л.Н.Толстого и определи жанр произведения»

 - обобщающее заключение о  художниках – иллюстраторах произведений Л.Н.Толстого.

Воспитатель - библиотекарь: Ребята, как вы думаете, все эти иллюстрации написал один и тот же художник – иллюстратор или нет? (нет, они все разные по технике исполнения)

Воспитатель - библиотекарь: Ребята, какие же вы молодцы, вы действительно много знаете о великом русском писателе.

Воспитатель – библиотекарь: Ребята, как вы думаете, а где вам могут пригодиться ваши знания о великом русском писателе? (ответы детей)

А сейчас обещанный сюрприз для вас!

*** знакомство с новой книгой библиотеки «Л.Н.Толстой детям».

Воспитатель показывает детям новую книгу, предлагает взять её с собой в свой книжный уголок  для дальнейшего знакомства с произведениями писателя. Записывает её в формуляр и сообщает, что дети должны её вернуть после прочтения в библиотеку, чтобы её могли взять и другие.

  1. Заключительная часть:

благодарность библиотекаря за интересную встречу,

подарок от библиотекаря – раскраски по произведениям Л.Н.Толстого детям в уголок ИЗО - деятельности.  

Перевоплощение библиотекаря в воспитателя.

Возвращение в группу.

Переход к следующему режимному моменту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе Тема: «Сказка про глупого мышонка».

Познакомить со « Сказкой  про  глупого мышонка» С.Я. Маршака. Активизировать в речи названия животных, их звукоподражание, а также слова-прилагательные, характеризующие героев сказки....

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» во второй младшей группе

    Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, насекомые. Продолжать работу над словообразованием (преобр...

Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)

Пр. Пр.     Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...

Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы) с использованием игровых технологий во второй группе раннего возраста Тема: «Матрешки-затейницы»

Конспект занятия по развитию речи (чтение художественной литературы) с использованием игровых технологий во второй группе раннего возраста Тема: «Матрешки-затейницы»...

Конспект ОД по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «В гостях у сказки»

Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать  речь детей посредством художественной литературы....