"Использование мнемотехникив работе по развитию речи детей
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Пронина Ирина Леонидовна

Методические рекомендации по мнемотехнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_mnemotehnike.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  

«Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  -

он  будет  долго  и  напрасно  мучиться, но  свяжите двадцать  

таких  слов  с  картинками, и  он  их  усвоит  на  лету».

К.Д. Ушинский

        Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого  - «искусство запоминания».

        Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

        Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное  мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • мелкую моторику рук.

        Мнемотаблица  –  это схема, в которую заложена определенная  информация.

        Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Последовательность работы  с   мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Структура мнемотехники

                                                               Мнемотехника

Мнемоквадраты                         Мнемотаблицы                       Мнемодорожки

Как применять мнемотехнику в детском саду?

        Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Когда  начинать  заниматься  мнемотехникой?

        Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А так же возможно использовать персонажи в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой. Для детей старшего возраста схемы желательно создавать  в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Где  можно  использовать  мнемосхемы?

  • Обогащение словарного запаса.
  • Обучение пересказу.
  • Составление рассказов.
  • Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
  • Отгадывание загадок.

Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса 

      Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Заучивание стихов и загадок  с использованием мнемотаблиц. 

         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 
Этапы работы над стихотворением:
• Выразительное чтение стихотворения.
• Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
• Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
• Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. 
• Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
• Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Составление рассказов о сезонных изменениях в природе  

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания. 
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Таким образом, развиваются самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

                                           Обучение пересказу. 
             Эффективным средством обучения детей связному воспроизведению прочитанного текста является использование    на занятиях    иллюстративного    панно с красочным изображением общей обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие всего сюжетного действия рассказа. Целесообразно располагать такие опорные объекты на картине-панно в линейном ряду, в соответствии с последовательностью фрагментов. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Панно может выкладываться на фланелеграфе, магнитной доске. Демонстрационное панно можно использовать многопланово: для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, для иллюстрирования ребёнком пересказа товарища или своего пересказа и т.п. Это способствует активизации зрительного и слухового восприятия, внимания детей, формированию навыков контроля и самоконтроля за построением высказываний; помогает более точно воспроизводить последовательность событий. 
          Картины – панно могут использоваться и при обучении детей планированию составляемого пересказа (выделение основных сюжетных звеньев рассказа; моделирование действий персонажей, предваряющее пересказ, и др.).
Приём использования детского рисунка можно считать весьма эффективным при обучению пересказу. 
         Данный приём мы используем на индивидуальных занятиях в разных формах: рисунок на бумаге и рисунок на компьютере. Ребёнку предлагается зарисовать (можно схематично) отдельный фрагмент рассказа (это может быть начало, концовка, либо самая трудная часть текста). Затем, с использованием своего рисунка ребёнок воспроизводит либо
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. 
           Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники. 
Этапы работы над текстом при пересказе:
• Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 
• Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. 
• Беседа по содержанию текста. 
• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 
• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.


Составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых 

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Вывод

У  детей:

  •  расширяется круг знаний об окружающем мире;
  •  появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные    

    истории;

  •  появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,  

    загадок;

  •  словарный запас выходит на более высокий уровень;
  •  дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  

    перед  аудиторией.

Чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

        Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

        Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Источники:

  1. Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
  2. №3,10,12 за 2001г.;   №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
  3. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
  4. Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
  5. Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.
  6. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
  7. Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
  8. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
  9. Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода мнемотехники в работе по развитию речи детей"

Этот материал может быть использован воспитателями детских садов...

Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"

Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....

Использование мнемотехники в корреционной работе по развитию речи детей.

Работа с мнемотаблицами на логопедических занятиях....

Мастер – класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 3 «Сказка»          Мастер – класс «Использова...