Мастер – класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей»
материал (средняя группа)

Леонтьева Людмила Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс

 «Использование мнемотехники

в работе по развитию речи детей»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Леонтьева Л.В.

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас.

Для вас я подготовила Мастер – класс «Использование мнемотехники

в работе по развитию речи дошкольников»

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

•  Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

•  Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку, и педагогу призвана мнемотехника.

 Итак, мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы сталкиваемся с этой системой ежедневно. Например, запоминая цвета радуги, количество дней в месяцах.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

С помощью мнемотехники легко можно решить следующие

 

Задачи:

- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; 

- Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления; 

- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); 

- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового; 

- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности; 

- Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;

- Способствовать развитию связной речи;

- Способствовать формированию правильного звукопроизношения;

- Способствовать развитию мелкой моторики рук;

 

Метод работы с детьми отличается:

❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат;

❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

 

Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

- ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

-  быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

-  должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

- не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

- нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

 

Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагогом совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам и мнемоколлажам. 

Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники  использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

 Так, например, очень популярно у детей «Поле чудес». Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. С помощью этого пособия развивается словарь детей, закрепляются грамматические категории, активнее проходит автоматизация звуков, развитие фонематического слуха.

Работать с этим пособием несложно. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом объединили их в одно поле. Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Варианты использования – можно поставить в центр волчок со стрелкой, а можно взять кубик и фишку.

Варианты выбора модели:

- Педагог объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (ставят фишку или поворачивают стрелку).

- Педагог выбирает модель –  дети рассказывают в чем суть задания.

- Дети сами выбирают модель (задание).

Например, схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку, поворачиваем стрелку или переставляем фишку).

Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар.

  • Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик.
  • Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары.
  • Сектор «Мой или моя?» - моя рука, рыба, мой шар.

Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его.

Кроме всего выше сказанного детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.

 Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.

Хочется сказать, что мнемотехника используется для речевого развития детей не только мной, но и другими специалистами детского сада.

Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, а также по речевому и физическому развитию дошкольников. На интегрированных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.  Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному  дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Следующую работу хочется предложить вам, учитывая целевую аудиторию сегодняшнего мастер-класса.

Прошу вас разделиться на группы. Одна группа – те, у кого в руках стрелочка «знак движения»,

Вторая группа  те, у кого волнистая линия.

Задание для первой группы – зашифровать текст физминутки. Можете использовать символы из образца, можете придумать сами, но так, чтобы это было схематично и узнаваемо.

https://mypresentation.ru/documents_6/d1e22d4ccab1460664dc2dd5af6ce800/img5.jpg

 

Задание для второй группы – заполнить мнемотаблицу, подобрав однокоренные слова к слову «зима».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cbf/00037ba6-f75ee46a/img13.jpg

Молодцы. Вы достойно справились с заданием.

В заключение хочется сказать - представьте себе, что вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете - это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка - дошкольника.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом,  овладевать связной речью.

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mnemotehnika.docx121.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Сказка»

Мастер – класс

 «Использование мнемотехники

в работе по развитию речи детей»

Подготовила: воспитатель Леонтьева Л.В.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас.

Для вас я подготовила Мастер – класс «Использование мнемотехники

в работе по развитию речи дошкольников»

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

•  Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

•  Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку, и педагогу призвана мнемотехника.

 Итак, мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы сталкиваемся с этой системой ежедневно. Например, запоминая цвета радуги, количество дней в месяцах.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

С помощью мнемотехники легко можно решить следующие

Задачи:

- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;  

- Способствовать развитию психологической базы речи - восприятия, памяти, внимания, образного мышления;  

- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);  

- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового;  

- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;  

- Способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;

- Способствовать развитию связной речи; 

- Способствовать формированию правильного звукопроизношения; 

- Способствовать развитию мелкой моторики рук; 

Метод работы с детьми отличается:

❖ Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

❖ Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат;

❖ Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

❖ Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

❖ Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов.

Основа всех мнемотаблиц – схема-модель.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

- ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

-  быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

-  должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

- не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

- нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагогом совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам и мнемоколлажам.  

Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники  использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

 Так, например, очень популярно у детей «Поле чудес». Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. С помощью этого пособия развивается словарь детей, закрепляются грамматические категории, активнее проходит автоматизация звуков, развитие фонематического слуха.

Работать с этим пособием несложно. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом объединили их в одно поле. Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Варианты использования – можно поставить в центр волчок со стрелкой, а можно взять кубик и фишку.

Варианты выбора модели:

- Педагог объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (ставят фишку или поворачивают стрелку).

- Педагог выбирает модель –  дети рассказывают в чем суть задания.

- Дети сами выбирают модель (задание).

Например, схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку, поворачиваем стрелку или переставляем фишку).

Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар.

  • Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик.
  • Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары.
  • Сектор «Мой или моя?» - моя рука, рыба, мой шар.

Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его.

Кроме всего выше сказанного детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными, а стихи заучиваются в разы быстрее.

 Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.

Хочется сказать, что мнемотехника используется для речевого развития детей не только мной, но и другими специалистами детского сада.

Используем интегрированные занятия по речевому и музыкальному развитию детей, а также по речевому и физическому развитию дошкольников. На интегрированных занятиях решаются задачи по совершенствованию навыков фонематического слуха, автоматизации звуков в связном тексте, закрепление навыков слогового анализа, развитие подвижности голосового аппарата, координация движений, развитие коммуникативных навыков, закрепление песенного и музыкального репертуара в игровой форме.  Такие занятия способствуют формированию у детей физических качеств, развитию координации движений и мелкой моторики, автоматизации в игровых упражнениях звуков, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста, правильному  дыханию, развитию фонематического слуха. Ведь известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, но и формирование движений происходит при участии речи.

Следующую работу хочется предложить вам, учитывая целевую аудиторию сегодняшнего мастер-класса.

Прошу вас разделиться на группы. Одна группа – те, у кого в руках стрелочка «знак движения»,

Вторая группа  те, у кого волнистая линия.

Задание для первой группы – зашифровать текст физминутки. Можете использовать символы из образца, можете придумать сами, но так, чтобы это было схематично и узнаваемо.

https://mypresentation.ru/documents_6/d1e22d4ccab1460664dc2dd5af6ce800/img5.jpg

Задание для второй группы – заполнить мнемотаблицу, подобрав однокоренные слова к слову «зима».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cbf/00037ba6-f75ee46a/img13.jpg

Молодцы. Вы достойно справились с заданием.

В заключение хочется сказать - представьте себе, что вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете - это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка - дошкольника.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом,  овладевать связной речью.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Презентация Мастер - класс "Использование технологии мнемотехники в речевом развитии"

   Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:-хорош...

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...

Мастер класс «Использование технологии «Пуговичная терапия» для развития речи у детей дошкольного возраста».

Дать представление об инновационном методе развития речи «пуговичная терапия»....

Мастер- класс "Использование Су- Джок массажеров для развития речи детей дошкольного возраста".

Пример одной методики стимуляции речевого центра ребенка и общего оздоровления. (нестандартный подход к развитию речи дошкольника)....

Мастер-класс «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

В своем мастер-классе я представляю работу по развитию речевого творчества, подготовки детей к пересказу сказок с помощью использования метода мнемотехники....