Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Тухтасинова Шолпан  Гельмухановна

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данных приемов и в других видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_igrovye_priemy_trkm.docx31.52 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Использование игровых приемов ТРКМ  в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

 Цель: дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данных приемов и в других видах деятельности.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. Тема мастер-класса «Использование игровых приемов ТРКМ в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» (1-й слайд).                                                                                У детей в  возрасте 3-4 лет увеличивается общий  объем  слов, постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи.  Для более успешного развития связной речи в своей практике я систематически использую приёмы ТРКМ, адаптированные для детей четвертого года жизни. Игровые приемы развивают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и поэтому занимают важное место не только на занятиях по развитию речи, но и в других в режимных моментах. (2-3слайды).                                                                                                     Сейчас я хочу предложить Вашему вниманию примеры таких игр.

Организация моего мастер-класса будет проводиться в соответствии с организацией занятия по ТРКМ, то есть в нем будут присутствовать три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Стадия «Вызов». Приглашаю вас, уважаемые коллеги, пройти на сцену и организовать большой круг. Спасибо.  (4 слайд).                                                                           Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Эстафета».                                       Ход игры: у меня в руках палочка – эстафета. Я произношу какое-нибудь слово и передаю эстафету рядом стоящему. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется ко мне, я задам новое слово, но палочку передам в другом направлении.                                                                                                          Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…                        Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…

Определение основных целей и задач игры.                                                                 Итак, уважаемые коллеги, давайте сделаем некоторые выводы по этой игре:                 - Какова основная цель этой игры? (Активизация глагольного словаря).                            -Какие задачи решает эта игра? (Обогащает словарный запас, развивает, учит мыслить быстро и выражать мысль словом, воспитывает умение слушать других, соблюдать дисциплину).                                                                                   -Форма проведения: малая группа, групповая. А значит, задействованы все дети, вне зависимости от уровня развития. Возраст детей, с которыми можно проводить эту игру – в малой группе - 3-4 лет, всей группой - 5 и старше лет.                                                                                                                                   Это была первая стадия – стадия вызова. Я использовала прием «Мозговая атака». Целью которой является активизировать мыслительную деятельность, помочь вам, уважаемые коллеги, включиться в тему мастер-класса.                                                                                                                                             Стадия «Осмысление» (5-6 слайды).                                                                                                                                                                      А теперь я попрошу 6-7 человек  помочь мне организовать фрагмент образовательной деятельности.                                                                                     Ход занятия с участием педагогов.                                                                                                                                    - Наш веселый колокольчик вновь собрал нас в дружный круг.                                                    Давайте поприветствуем друг друга словами                                                                              Доброе утро, леса и поля.                                                                                                 Доброе утро, скажу я друзьям!                                                                                           Доброе утро, родной детский сад.                                                                                     Всех друзей я видеть рад!».                                                                                              Вот с таким радостным настроением я приглашаю   вас   отправиться в путешествие по сказкам.  Но, прежде чем начать наше путешествие, я предлагаю вам поиграть со мной в мяч и вспомнить некоторые сказки. Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы постараетесь на них быстро ответить. Договорились?                                                                                                              -Кто от бабушки ушел, кто от дедушки ушел?                                                          -Кто съел козлят?                                                                                                                   -В какой сказке дед бил, бил да не разбил яичко?                                                             -Что выросла большая-пребольшая?                                                                                            -Что случилось с ледяной избушкой?

Молодцы. Вы хорошо знаете сказки. (Звучит волшебная музыка)

Вот мы с вами и оказались в волшебной стране.

Посмотрите, сказочные герои оставили для нас чудесную коробочку. А на ней надпись: «Я коробка не простая, а с секретом. Хотите узнать, что лежит внутри – отгадайте мою загадку»

-Посмотрим, что там лежит? Тогда надо отгадать загадку. Слушайте внимательно:

- Он - румяный привереда

Убежал от бабки с дедом.

По дорожке скок да скок

Покатился...

- Давайте ребята, вы расскажете все что вы знаете про Колобка.

Игра «Опиши героя» (на основе приема Синквейн- обогащение словарного запаса, развитие умения подбирать подходящие прилагательные и глаголы)

-А колобок какой?

-Колобок что делает?

-Что ты можешь сказать о колобке?

-Что случилось с колобком?

-Что еще бывает такое же?

-Как можно было спасти колобка?

Молодцы!

- Что же еще есть в коробке. Здесь лежит картинка. (Игра «Найди ошибку» на основе приема «Верные – неверные суждения»)

-Кто здесь живет? Сказка называется теремок? У мамы козы было трое козлят? Волк в этой сказке был добрый и хороший? А мама была равнодушная и не заботилась о козлятах?

-Спасибо большое ребята помогли вспомнить сказку.

А теперь пришла пора возвращаться в садик. Встанем в круг. Вам понравилось путешествовать. Где мы побывали. А что делали. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы все старались, были активными.

-Спасибо большое за помощь, уважаемые коллеги. Сделаем выводы по занятию.                                                                                                                        - Какие приемы и методы ТРКМ я использовала на занятии:

-На стадии вызова - прием «мозговая атака» в виде игры с мячом.

-На стадии осмысления подготовка к составлению синквейна через словесную игру «Опиши героя».

-И последний прием, использованный мной «Верные – неверные суждения» в форме игры «Найди ошибку!»  (6слайд).                                                                                           А теперь предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Карусель». Это круглое поле, разделенное на сектора и карточки - схемы. Работа   с ними развивает   наглядно-образное мышление, развивает память, умение ассоциировать, преобразовывать абстрактные символы в образы; развивает монологическую речь. Это пособие работает на опережение, но не превышает возможностей ребенка. Идет подготовительная работа к составлению дидактического   синквейна, когда требуется соблюдение норм составления синквейна. Использую его в работе с малой подгруппой детей на очень хорошо знакомые им предметы с ярко выраженными признаками. Давайте посмотрим на карточки и уточним, что обозначает каждая из них.   На карточке изображены знаки, обозначающие цвет, форму, размер, вкус, материал, применение.                                                                                                    Ход игры: дети выбирают предмет(игрушку), кладут его в центр круга, раскладывают карточки по секторам, а сами становятся вокруг поля. Определяем ведущего (он начинает первым) с помощью считалки. Игра начинается со словами народной игры «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели». После окончании слов дети останавливаются и озвучивают словом схему (если карточка-цвет, то говорят какого цвета предмет, стоящий в центре поля). Первым начинает ведущий, выбранный вначале считалкой.

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.                         Стадия «Рефлексия» (7-8 слайды).                                                                                                  Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.                                                                                          Для этого я предлагаю вам выбрать карточки-шляпы. У вас у всех карточки-шляпы определенного цвета. Каждый цвет обозначает свою оценку события. Данный метод называется метод «Шесть шляп».                                                           1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).                                                                                                2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).                         3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события).                       4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи, возникшие в ходе данного мероприятия).                                                             5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые  вызывает у вас данное событие).                                                                                                                  6.Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.                                             Начну я с себя. Я – белая шляпа. Говорю только факты. Итак, мой мастер-класс был  посвящен распространению личного опыта работы по применению некоторых приемов технологии критического мышления в работе над речевым развитием детей дошкольного возраста. Мы узнали, что приемы технологии критического мышления можно адаптировать для применения в ДОУ.                                                                                                                             Далее педагоги по очереди высказывают свое мнение в соответствии с цветом «шляпы». (Необходимо соблюдать определенную очередность- белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя).                                                                                                                    - Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые мною игры   помогут вам в дальнейшем  добиться желаемых результатов. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые приемы ТРКМ на развитие речи детей 3-4 лет

Слайд 2

При обследовании детей, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на две группы: 1. Дети, которые говорят отдельными словами. 2. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками .

Слайд 3

Поскольку в возрасте от 3 до 4 лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 1500 до 1900 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас.

Слайд 4

Стадия «Вызов» Прием «Мозговая атака» Цель: активизация мыслительной деятельности; включение в тему

Слайд 5

Стадия «Осмысление» Цель: расширение представлении педагогов о значимости применения приемов ТРКМ в обогащении и активизации речевого словаря дошкольников

Слайд 6

Игры Опиши героя Найди ошибку Карусель

Слайд 7

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП»

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

Презентация «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Презентация «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...