Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи
Мастер-класс предназначен для педагогов с целью дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данных приемов и в других видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igrovye_priemy_trkm.docx | 31.52 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Использование игровых приемов ТРКМ в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данных приемов и в других видах деятельности.
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. Тема мастер-класса «Использование игровых приемов ТРКМ в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» (1-й слайд). У детей в возрасте 3-4 лет увеличивается общий объем слов, постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи. Для более успешного развития связной речи в своей практике я систематически использую приёмы ТРКМ, адаптированные для детей четвертого года жизни. Игровые приемы развивают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и поэтому занимают важное место не только на занятиях по развитию речи, но и в других в режимных моментах. (2-3слайды). Сейчас я хочу предложить Вашему вниманию примеры таких игр.
Организация моего мастер-класса будет проводиться в соответствии с организацией занятия по ТРКМ, то есть в нем будут присутствовать три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
Стадия «Вызов». Приглашаю вас, уважаемые коллеги, пройти на сцену и организовать большой круг. Спасибо. (4 слайд). Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Эстафета». Ход игры: у меня в руках палочка – эстафета. Я произношу какое-нибудь слово и передаю эстафету рядом стоящему. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется ко мне, я задам новое слово, но палочку передам в другом направлении. Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет… Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…
Определение основных целей и задач игры. Итак, уважаемые коллеги, давайте сделаем некоторые выводы по этой игре: - Какова основная цель этой игры? (Активизация глагольного словаря). -Какие задачи решает эта игра? (Обогащает словарный запас, развивает, учит мыслить быстро и выражать мысль словом, воспитывает умение слушать других, соблюдать дисциплину). -Форма проведения: малая группа, групповая. А значит, задействованы все дети, вне зависимости от уровня развития. Возраст детей, с которыми можно проводить эту игру – в малой группе - 3-4 лет, всей группой - 5 и старше лет. Это была первая стадия – стадия вызова. Я использовала прием «Мозговая атака». Целью которой является активизировать мыслительную деятельность, помочь вам, уважаемые коллеги, включиться в тему мастер-класса. Стадия «Осмысление» (5-6 слайды). А теперь я попрошу 6-7 человек помочь мне организовать фрагмент образовательной деятельности. Ход занятия с участием педагогов. - Наш веселый колокольчик вновь собрал нас в дружный круг. Давайте поприветствуем друг друга словами Доброе утро, леса и поля. Доброе утро, скажу я друзьям! Доброе утро, родной детский сад. Всех друзей я видеть рад!». Вот с таким радостным настроением я приглашаю вас отправиться в путешествие по сказкам. Но, прежде чем начать наше путешествие, я предлагаю вам поиграть со мной в мяч и вспомнить некоторые сказки. Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы постараетесь на них быстро ответить. Договорились? -Кто от бабушки ушел, кто от дедушки ушел? -Кто съел козлят? -В какой сказке дед бил, бил да не разбил яичко? -Что выросла большая-пребольшая? -Что случилось с ледяной избушкой?
Молодцы. Вы хорошо знаете сказки. (Звучит волшебная музыка)
Вот мы с вами и оказались в волшебной стране.
Посмотрите, сказочные герои оставили для нас чудесную коробочку. А на ней надпись: «Я коробка не простая, а с секретом. Хотите узнать, что лежит внутри – отгадайте мою загадку»
-Посмотрим, что там лежит? Тогда надо отгадать загадку. Слушайте внимательно:
- Он - румяный привереда
Убежал от бабки с дедом.
По дорожке скок да скок
Покатился...
- Давайте ребята, вы расскажете все что вы знаете про Колобка.
Игра «Опиши героя» (на основе приема Синквейн- обогащение словарного запаса, развитие умения подбирать подходящие прилагательные и глаголы)
-А колобок какой?
-Колобок что делает?
-Что ты можешь сказать о колобке?
-Что случилось с колобком?
-Что еще бывает такое же?
-Как можно было спасти колобка?
Молодцы!
- Что же еще есть в коробке. Здесь лежит картинка. (Игра «Найди ошибку» на основе приема «Верные – неверные суждения»)
-Кто здесь живет? Сказка называется теремок? У мамы козы было трое козлят? Волк в этой сказке был добрый и хороший? А мама была равнодушная и не заботилась о козлятах?
-Спасибо большое ребята помогли вспомнить сказку.
А теперь пришла пора возвращаться в садик. Встанем в круг. Вам понравилось путешествовать. Где мы побывали. А что делали. Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы все старались, были активными.
-Спасибо большое за помощь, уважаемые коллеги. Сделаем выводы по занятию. - Какие приемы и методы ТРКМ я использовала на занятии:
-На стадии вызова - прием «мозговая атака» в виде игры с мячом.
-На стадии осмысления подготовка к составлению синквейна через словесную игру «Опиши героя».
-И последний прием, использованный мной «Верные – неверные суждения» в форме игры «Найди ошибку!» (6слайд). А теперь предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Карусель». Это круглое поле, разделенное на сектора и карточки - схемы. Работа с ними развивает наглядно-образное мышление, развивает память, умение ассоциировать, преобразовывать абстрактные символы в образы; развивает монологическую речь. Это пособие работает на опережение, но не превышает возможностей ребенка. Идет подготовительная работа к составлению дидактического синквейна, когда требуется соблюдение норм составления синквейна. Использую его в работе с малой подгруппой детей на очень хорошо знакомые им предметы с ярко выраженными признаками. Давайте посмотрим на карточки и уточним, что обозначает каждая из них. На карточке изображены знаки, обозначающие цвет, форму, размер, вкус, материал, применение. Ход игры: дети выбирают предмет(игрушку), кладут его в центр круга, раскладывают карточки по секторам, а сами становятся вокруг поля. Определяем ведущего (он начинает первым) с помощью считалки. Игра начинается со словами народной игры «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели». После окончании слов дети останавливаются и озвучивают словом схему (если карточка-цвет, то говорят какого цвета предмет, стоящий в центре поля). Первым начинает ведущий, выбранный вначале считалкой.
Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места. Стадия «Рефлексия» (7-8 слайды). Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы. Для этого я предлагаю вам выбрать карточки-шляпы. У вас у всех карточки-шляпы определенного цвета. Каждый цвет обозначает свою оценку события. Данный метод называется метод «Шесть шляп». 1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). 2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). 3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события). 4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи, возникшие в ходе данного мероприятия). 5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). 6.Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников. Начну я с себя. Я – белая шляпа. Говорю только факты. Итак, мой мастер-класс был посвящен распространению личного опыта работы по применению некоторых приемов технологии критического мышления в работе над речевым развитием детей дошкольного возраста. Мы узнали, что приемы технологии критического мышления можно адаптировать для применения в ДОУ. Далее педагоги по очереди высказывают свое мнение в соответствии с цветом «шляпы». (Необходимо соблюдать определенную очередность- белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя). - Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые мною игры помогут вам в дальнейшем добиться желаемых результатов. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При обследовании детей, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на две группы: 1. Дети, которые говорят отдельными словами. 2. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками .
Поскольку в возрасте от 3 до 4 лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 1500 до 1900 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас.
Стадия «Вызов» Прием «Мозговая атака» Цель: активизация мыслительной деятельности; включение в тему
Стадия «Осмысление» Цель: расширение представлении педагогов о значимости применения приемов ТРКМ в обогащении и активизации речевого словаря дошкольников
Игры Опиши героя Найди ошибку Карусель
МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"
В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...
«Использование игровых приемов ТРКМ в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
Презентация «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Презентация «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....
Памятка для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, принадлежит семье....