Главные вкладки

    "Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"
    статья (младшая, средняя группа)

    Кручинина Оксана Николаевна

    В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными методами,направленными на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruchinina_o._n._seminar_igra.docx24.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кручинина О.Н., воспитатель

    ГБДОУ детский сад №111 Московского района

    Г. Санкт-Петербурга

    ТЕМА:

    РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ.

                                                                                                                         У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.

    Надо не только дать ему время поиграть,

    но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

    Вся его жизнь – это игра.

    А.С.Макаренко

    Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

    Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Она помогает раскрепоститься, почувствовать себя личностью, самостоятельно выполнить цель, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект.

    Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Речевой дефект приводит к изменениям в психической сфере, а именно проявление таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивное состояние, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия, что затрудняет целостность коррекционного процесса. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенность перехода от легкого к трудному, сознательного усвоения материала, учета возрастных особенностей.

    При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук в слогах, словах не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука. Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, нужно подбирать разнообразные творческие задания, направленные на правильное произношение поставленных звуков. Ребенок будет правильно произносить поставленный звук только тогда, когда контроль будет со стороны логопеда, воспитателей и родителей.

        Большую помощь в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы и формы работы. При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Можно использовать небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционально фона, но и на длительность их выполнения. Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась), ребенок должен удержать артикуляционную позу 10-15 с. При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия также могут использоваться игровые приемы и упражнения. Перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания: продуцирования звука, слога, слова. Игровые упражнения для постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Данные игры легко изготовить, они многофункциональны, и в них можно вносить изменения.

    Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.

    Речевое развитие включает:

    • владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    •  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    •  развитие речевого творчества;
    •  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

    Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

    Наглядные методы:

    • наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
    •  наблюдения в природе;
    • рассматривание игрушек, предметов и картин;
    • изобразительная наглядность.

    Практические методы:

    • дидактические игры;
    • дидактические упражнения;
    • хороводные игры;
    • игры – драматизации;
    •  инсценировки;
    • игры – сюрпризы;
    • игры с правилами.

    Словесные методы:

    • чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
    • чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

    Эффективный прием в работе с детьми, особенно раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

    Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

    Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. 

    А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” Происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

    Педагоги в работе с детьми могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

    Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

    В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

     Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

    Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

    Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать лего крупного размера.

    Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

    Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

    Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

    Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

     

    Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

    РОЛЬ ПОТЕШЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: - воспитание звуковой культуры речи - обогащение словаря  - формир...

    Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Задачи проекта:1. Формировать представления о фольклоре;2. Знакомить детей с устным народным творчеством.3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, пр...

    3. Проект "Волшебница сказка" ("Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста")

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18795333","...