Главные вкладки

    Инновационные технологии по речевому развитию старших дошкольников
    консультация по развитию речи (старшая группа)

    Материал предоставленный данной консультации актуален в наше время т.к. нарушение речевого развития у дошкольников встречается все чаще.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

      

    Инновационные формы работы

    по речевому развитию старших дошкольников.

      

     

     

       В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи старших дошкольников.

       Целью работы педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».

      Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно  физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

       Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

      Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

       Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти), моторики, формированию личностных качеств.

       Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.

    • Образовательная ситуация планируется и организуется   в любое время  в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
    • Она длится до 10 минут в зависимости от возраста детей.
    • Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
    • Предполагает возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.

      В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.  

       Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим  ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой. В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Игровые ситуации являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи. 

       О.М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

       В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому  создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся  обговаривать тему, проговаривать последовательность работы,  обсуждать результат  своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.

       Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизийными, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:     

    «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);                   

    «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);                                

    «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

       Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает своё село» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках села), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

       А.Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарииактивизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации; обследование предметов, опыты с предметами и др.   

       Например, подвижные игры с элементами развития речи, т.е. которые сопровождаются диалогами: «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски», «Гуси лебеди». Используя в играх различные «выручалочки»  (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалоги и так далее), вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, педагог вызывает эмоциональный отклик у детей.

        Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

      Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется и черезфизкультурные минутки, математику, конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля, сказки и т.д. зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

       Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.  Например, проект «Как рождается книга».  Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт — авторские детские книги сказок, загадок.       

       Кузеванова О.В., Коблова Т.А. приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники и гостиные, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

      Досуги по произведениям детских писателей вызывают у детей интерес к художественному слову, знакомят и учат понимать смысл жанровых особенностей литературных произведений. Они проводятся в форме непринуждённого общения с детьми.

       Показателем хорошего развития речи детей является участие в конкурсе чтецов. При подготовке к конкурсу дети учатся не только  правильно проговаривать каждое слово, но и  эмоционально передавать смысл произведения. Педагог при этом стремится  развивать детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку).

      Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. В играх-драматизациях закрепляются и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки словообразования и словоизменения, дети упражняются в составлении связных высказываний,  развивают свою объяснительную речь.

       Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует развитию у них коллективных умений, чувства взаимопомощи, взаимопонимания. В работе с детьми используются различные виды театров: перчаточный, картонажный, пальчиковый, на лопаточках, бибабо. В такой работе решаются следующие задачи:

    -обучение детей умению задавать вопросы;

    -обучение детей умению составлять редложения;                                                  

    -обучение детей придумыванию загадок, сравнений, метафор;                                

    -обогащение словаря детей;

    -развитие речи – рассуждения (объяснительной, доказательной);

    -развитие интонационной выразительности речи.

       Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. 

      Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементовдостаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

      В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети;  задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу;  задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.

      Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук - тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или  родителями в течение какого-либо периода. Причём к работе с лэпбуком родителей привлекают сами дети. Это может стать одной из форм работы с родителями через детей. Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.

       Основная цель дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе. Поэтому одна из важнейших задач, которая  прописана в ФГОС ДО в области «Речевое развитие» - формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой,  поэтому сразу нужно помочь ребёнку разграничить понятия «звук» и «буква» (звуки слышим, говорим, буквы – видим, пишем). Также  научить выделять звуки в слове, определять количество, последовательность и место звуков в слове – это звуковой анализ, учить составлять слово из звуков – это звуковой синтез. Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ею в начале школьного возраста.  Для этого используются интерактивные игры иигровые презентации. Использование ИКТ помогает мотивировать детей на такие занятия, игры с компьютером очень нравятся детям, помогают развитию речи и произвольной регуляции деятельности ребёнка.

      Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы.Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

      Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.

      В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности раздевания и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д.

      Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств.

     

    Литература:

    1. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
    2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова: Аркти, 2005
    3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
    4. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
    5. Зацепина М.Б., Быстрюкова Л.В., Липецкая Л.Б. Интегрированные развлечения в детском саду. – М.,ТЦ Сфера, 2011. – 112с.
    6. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008. – 144с.
    7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
    8. Интернет - источники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"

    Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...

    Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников

    Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12 по речевому развитию...

    Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.

    В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....

    Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

    С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

    Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

              В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...