Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по ФИЗО при проведении подвижных речевых игр для детей с ОВЗ в условиях логопункта
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карамышева Наталья Викторовна

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по ФИЗО при проведении подвижных речевых игр для детей с ОВЗ в условиях логопункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карамышева Наталья Викторовна

Учитель-логопед

МБДОУ №407

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по ФИЗО при проведении подвижных речевых игр для детей с ОВЗ в условиях логопункта

         Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

  Дети с ОНР имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, проводимой на момент поступления ребёнка на логопункт, мы отмечаем:

  • однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность  движений;

(Эти дети видны сразу в общей массе воспитанников: они неуклюжи, неповоротливы, медлительны или наоборот гиперактивны, проявляют вялость и незаинтересованность в любой деятельности).

  • нарушение координации движений обеих рук;
  • нарушения зрительно-двигательной координации, темпа, ритма;

(Глаза не успевают за движениями и наоборот, темп выполнения движений замедленный, ритмичность нарушена).

  • снижение «двигательной» памяти;

(Дети не могут запомнить артикуляционный уклад звуков, последовательность движений).

  • трудности в овладении интонационной и двигательной выразительностью;

(Речь и движения неэмоциональны, невыразительны, речь интонационно не окрашена).

  • неспособность осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации;
  • соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются;

(Дети с ОВЗ часто болеют, быстро утомляются на логопедических занятиях, во время режимных моментов, прогулки).

  • отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации;

(На 1-2 года отставание  от сверстников).

  • точность выполнения артикуляционных упражнений;

(Рисунок движения не точный, останавливается, не закончив движения до конца)

  • снижение усидчивости и  работоспособности.

(Гиперактивность, неусидчивость, расторможенность, ребёнок не может концентрировать внимание, снижена работоспособность).

    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из–за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети не всегда понимают требования педагога. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность.

Рассмотрим формы использования речевой активности в процессе двигательной активности детей:

- одной из самых доступных и распространенных форм являются подвижные игры.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

    Многолетние педагогические наблюдения педагогов и специалистов дошкольных учреждений показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи  детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие виды подвижных игр.

1.     Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)

Игра большой подвижности «Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

                Ау – ау – аукаем,

                Весну приаукиваем.

                Весна! Весна!

                Красным – красна!

                Весна пришла,

                Свет, тепло принесла!

                Весну встречаем,

                В ловишки играем!

                Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!

Игра малой подвижности «Мухомор»

Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:

                Перед нами бор

                А в бору мухомор

                Мухомор стоит,

                На детей глядит

                Мухомор кто возьмет,

                Тот из круга уйдет

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

    2.   Подвижные игры с речевым сопровождением

          Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в  центр.

                           Часы бьют раз,

                           Часы бьют два,

                           Часы бьют три.

хлопают в ладоши.

    Новый год, приходи!

                    Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.

                          Тебя ждали год,

                          Стояли у ворот.

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

                          А пришел мороз,

                          Заморозил нам нос.

                  Шагают на месте.

   Нас мороз, не пугай,

                          С нами ты поиграй.

Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс.

                          В прятки ты поиграй

                          Да подарки нам дай

   Выполняют два приседания, руки в приседе на колени.

Конфеты, игрушки,

                          Орехи, хлопушки.

           Постукивают кулачками друг о друга.

    Будем веселиться,

                          Танцевать, резвиться.

Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.

   3.  Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

         Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка  соответствует его возрасту, то его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано , что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

        Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

Пальчиковая игра

          «Белка продавец»

Сидит белка на тележке…

Сжимают- разжимают пальцы рук.

 Продает она орешки.

                      Хлопают в ладоши.

            Лисичке – сестричке,

                            Воробью, синичке.

                            Мишке толстопятому,

                            Заиньке усатому.

     Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

                   Кому в платок,

                            Кому в зобок.

                    Ударяют кулачками друг о друга.

                            Кому в лапочку.

Показывают ладошки.

                                                                                Русская народная песенка

 

4.  Подвижные речевые игры для детей с ОНР

      Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя – логопеда с целью решения какой – либо речевой задачи.

Подвижная речевая игра «Чьи детки?»

      Цель:Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

       Дети стоят в кругу. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?». Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2-3 самых внимательных игрока.

Примечание. Детеныши других домашних животных: Щенята, козлята, жеребята, телята, ягнята, поросята, крольчата и др.

 

5.    Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха

       По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия, а также в непосредственную образовательную деятельность в группах включаются различные подвижные игры.

Подвижная игра «Цветные домики»

      Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего,  цвета.

Усложнение:дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

 

6.  Подвижные игры на развитие звукопроизношения

Логопед планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой

Игра «Придумай слово на определенный звук»

      (Например на звук (п): пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.).

      Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.

Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»

      (Например, на звук (а)).

      Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т.д.

      Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т.д.

      Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу.

Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): Алена – раз, Аня – два… и т.д.».

7.  Подвижные игры на развитие коммуникативных функций

     Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.

Подвижная игра «Чижик»

По считалке выбирается водящий «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:

                                                Ходит чижик у житницы,

                                                Ищет зернышко пшеницы.

                                       Чижик отвечает:

                                                Мне не скучно одному,

                                                Кого хочу того возьму.

          С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга – он «чижик». Игра продолжается.

8.   Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)

       Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

Подвижная игра «Дружба»

      Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

                                                   Мы идем по кругу.

                                                   Найдем себе мы друга.

                                                   Найдем себе мы друга,

                                                   Найдем себе дружка.

         По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр кругаВключается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Примечание: педагог может подать и другие команды, например:

     «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» - дети встают в кружки по четыре человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);

     при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.                      

 

При проведении данных подвижных  игр используется логоритмика.

 

Логоритмика- преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмические занятия– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки, движения.

 

- Упражнения с речитативами (логоритмика) можно использовать помимо подвижных игр и при проведении ОРУ (как на физкультурном занятии , так и при проведении утренней гимнастики)

 

При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив. Например, по сюжету стихотворения З. Александровой «Мы кормушку смастерили»

 

                      Комплекс ОРУ

                           Речитатив

И.п. : ноги на ш.п., руки опущены вниз; 1- руки через стороны вверх соединяем над головой «домиком», 2-и.п.

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли

И.п. :то-же  хлопки над головой

Тук – тук, тук – тук.

И.п. : ноги на ш.п., руки в стороны; 1- наклон вправо, 2- и.п., 3- наклон влево, 4- и.п.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели

И.п.: ноги на ш.п., руки внизу; 1- наклон вперед, руки в стороны, 2-и.п.

А во вторник, посмотри

Прилетели снегири

И.п. :о.с. 1- приседание, руки в стороны, 2-и.п.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду

И.п.: ноги на ш.п., руки в стороны; 1- поворот вправо, ладонь левой руки соединяется с правой, 2-и.п., 3- тоже влево

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев

И.п.о.с.: 1- отставить правую ногу назад на носок, руки вперед-вверх, 2-и.п., тоже левой ногой

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

И.п.о.с.: семенящий бег на месте, небольшие взмахивания руками

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок

И.п.о.с.: прыжки на месте, машем руками.

В воскресенье всех пернатых

Всех летающих крылатых

Просим с нами поиграть

И по чаще прилетать

 

Приплыли  тучи дождевые

(покачать руками вверху)

Дождинки пляшут как живые

(перебирать пальцами сверху -  вниз)

И рожь склоняясь к земле зеленой

Пьет - пьет – пьет

(пружинящие движения руками, смотреть вниз)

А теплый дождь неугомонный

Льет – льет – льет

(указательными пальцами движения сверху - вниз)

 

Пальчиковая гимнастика «Мастера»

Если только захотим,

Все из снега смастерим

(хлопки в ладоши)

Лепит Коля колобок

(имитация лепки)

Лепит Таня теремок

(соединить руки над головой)

Лепит Света разных рыб

(соединить ладони)

Саша лепит белый гриб

(одну руку сжать в кулак, второй рукой накрыть её как шапочкой)

 

Физминутка «Обезьянки»

Рано утром на полянке,

Так резвятся обезьянки.

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились.

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках,

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем,

Посидим, гулять пойдем.

 

Дыхательная гимнастика «Гусь»

 

Гусь купил себе гармошку,

Но упрямую немножко,

Хорошо гармошка пела

По гусиному шипела:

ш – ш – ш – ш

 

Массаж ног «Божья коровка»

Божьей коровки папа идет.

(поглаживание ног снизу)

Следом за папой мама идет.

(разминание ног)

За мамой следом детишки идут.

(похлопывание)

Вслед за ними малышки бредут.

(пальчиками шагать)

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками черненькими.

(постукивание пальцами)

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день

(руки вверх)

А если будет жарко им,

То спрячутся все дружно в тень.

(опустить руки вниз)

 Литература:

Дошкольная педагогика №9 /2011г. Статья А.А.Ульяновой, Ю.В.Полищук «Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе с детьми с ОНР»

Дошкольная педагогика №7/2011г. Статья Ю.А.Кирилловой «Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания»

 

Литература:

Дошкольная педагогика №9 /2011г. Статья А.А.Ульяновой, Ю.В.Полищук «Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционной работе с детьми с ОНР»

Дошкольная педагогика №7/2011г. Статья Ю.А.Кирилловой «Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Тема: «Система работы по взаимодействию учителя - логопеда с воспитателями групп комбинированной направленности, как фактор выравнивания стартовых возможностей у детей с ТНР при поступлении в школу».

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.Для того, чтоб...

«Взаимодействие воспитателя и инструктора по ФИЗО при проведении подвижных речевых игр с применением интерактивного оборудования»

Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эм...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для воспитателей «Организация взаимодействия учителя логопеда, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках речевого развития».

Развитие речи ребенка – дошкольника – длительный и трудоемкий процесс, требующий и заслуживающий особого внимания, как педагогов – воспитателей, так и родителей. Тенденция к увеличен...

Коррекционная программа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция нарушений речи» специально разработана для детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе с тяжелыми нару...