Презентация опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в работе с дошкольниками по преодолению речевых нарушений»
статья по теме

Лагутина Светлана Равиковна

В опыте работы представлены материалы по нетрадиционным формам работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimodeystvie_uch_i_rod.docx74.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ОПЫТА  РАБОТЫ

учителя-логопеда

Лагутиной Светланы Равиковны

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда  с родителями в работе с дошкольниками

по преодолению речевых нарушений» 

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци — руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В. Загик,                Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми. Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, Л.В. Загик и другие отечественные  педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями.

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования.

Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Основные задачи в работе с родителями:

  • устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
  • оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

  • знакомство с результатами психо-лого-педагогического, логопедичес-кого обследования;
  • знакомство с возрастными особен-ностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • знакомство с методами коррек-ционно-развивающего воздействия.

  • привлечение родителей к актив-ному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Хочу остановиться на некоторых из них:

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В  библиотеке кабинета есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Я практикую такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

Одним из видов информационных средств являются тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна. Она предусматривается в годовом перспективном плане логопедической работы.

Так, были запланированы и оформлены следующие тематические выставки: «Расстройства речи», «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные и их детеныши», «С Новым годом!», «Зимушка-зима», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Москва – столица нашей Родины», «Скоро в школу!», «Здравствуй, лето!».

Тематические выставки помогают родителям найти  пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В оформлении выставок принимают участие педагоги группы и родители. Текст тематических выставок сопровождается красочными иллюстрациями или фотографиями в соответствии с содержанием темы выставки. Такая выставка привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Опыт показывает, что для родителей, которые часто спешат, этого еще недостаточно. Зная возможности каждого из родителей, педагоги делали записи в индивидуальных логопедических тетрадях детей, обращая их внимание на тот или иной материал тематической выставки.

В зависимости от имеющегося материала к теме количество карточек может меняться. Так, на тему «Овощи – фрукты» мы оформили 4 карточки, а на тему «Дикие и домашние животные, и их детеныши» - 6 карточек (Приложение 1).

В тематических выставках мы уделяем большое внимание ознакомлению детей с сезонными явлениями. Взрослые должны развивать и удовлетворять любознательность детей, отвечая на вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Чтобы правильно ответить на все «почему?», взрослые должны сами многое знать, любить и уметь наблюдать природу.

Остановимся на одной из сезонных тематических выставок для родителей – «Зимушка-зима». Эта тема оформлена на 5 карточках. В содержании первых трех карточек даны сведения для родителей. Две другие – содержат в себе советы родителям.

Материал сезонных тематических выставок для родителей дается постепенно в течение трех месяцев.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которую я использую – фронтальные открытые занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений и игр, наглядно-игрового и речевого материала. Предлагаем открытое фронтальное занятие «Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразах». Цель занятия: научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи (Приложение 2).

Помимо коллективных форм нами  используются  и индивидуальные. Кроме основных индивидуальных  форм нами используются: 

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранные логопедом задания на закрепление полученных навыков дома. Мной составлены карточки на развитие и закрепление фонематических процессов. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить "опорные" карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могли заниматься с детьми дома из-за
отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой
педагогической грамотности, приходили на просмотр
индивидуальных
занятий логопеда
. Основное внимание мам или бабушек обращалось на
необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие
психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком. Предлагаем индивидуальное занятие «Путешествие маленькой мышки». Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах  
(Приложение 3).

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

В информационной зоне для родителей находится речевой уголок. На нем размещены методические рекомендации, советы, памятки, упражнения, игры. В объемном кармане удобно поместить раздаточный материал с советами логопеда, возрастными показателями, контактными данными специалистов. Подвесные карманы удобны для хранения журналов, книг, пособий и другой актуальной информации для родителей по методической тематике.

Информационный стенд «Вертолет». Все что размещается на этом ярком красивом стенде, легко воспринимается родителями. Оформлен как уголок воспитателя.

Выставочная эконом-галерея «Цветочная поляна». Расположена над шкафчиками. Шнуровая система натягивается между двумя стендами на расстоянии до 4 м. Работает:

  • для организации выставки детских работ;
  • для простой замены плакатов, детских картин и другой информации;
  • в качестве многофункционального детского творческого уголка.

Я использую для оформления тематических выставок.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.


Приложение №1

Большое место в работе с родителя занимают тематические выставки, которые приносят большую пользу в коррекционной работе с детьми. Тематика выставок различна: «Расстройства речи», «Осень», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные, и их детеныши», «С Новым годом!», «Зимушка-зима», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Весна», «Улица города», «Моя Москва», «Скоро в школу!», «Здравствуй, лето!».

Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их быть любознательными, наблюдательными, связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.

В брошюре подобраны содержания некоторых наших тематических выставок для родителей.

 «Овощи и фрукты»

(оформляется на 4-х карточках с цветными иллюстрациями)

Содержание карточки № 1.

Эти овощи и фрукты должны знать и называть дети 6-7 лет.

Овощи: огурец, редька, репа, редис, лук, чеснок, капуста, кабачок, патиссон, тыква, помидор, морковь, картофель, перец, баклажан, арбуз, дыня.

Примечание: слово овощ – мужского рода (нет овоща).

Фрукты: яблоко, груша, абрикос, персик, слива, вишня, черешня, виноград, лимон, мандарин, гранат, банан, апельсин, ананас.

Примечание: много яблок, абрикосов, вишен, лимонов, мандаринов, апельсинов, гранатов.

Содержание карточки № 2.

Дети должны уметь сравнивать овощи и фрукты, т.е. объяснять, чем похожи и чем отличаются (по форме, по величине, по цвету, по вкусу), как растут, как употребляются в пищу.

Примерные пары для сравнения:

            огурец – яблоко              репка – редиска

            яблоко – груша               морковь – лук

            лимон – апельсин           свекла – редька и т. п.

Содержание карточки № 3.

Учение детей составлять загадки-описания, основываясь на характерных признаках отдельных овощей и фруктов.

Пример. Растет в огороде, круглая, приплюснутая, с хвостиком, желтая, сладкая; едим корешки, а не вершки. Можно есть сырую и вареную. Про нее знаем сказку. Что это? (Репа.)

Содержание карточки № 4.

Побывайте вместе с ребенком в специализированном магазине «Овощи-фрукты». Купите разные овощи и фрукты в присутствии ребенка. Познакомьте его с работой продавца. Дома покажите ребенку, как моют овощи и фрукты, чистят, режут, трут на терке и т. д., т. е. приготавливают для употребления в пищу. Дайте попробовать овощи в сыром виде, вареном, жареном, соленом; сравните на вкус несколько разных овощей и фруктов. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в щи, в рассольник и т.п.

Что делают из фруктов? Как будут называться варенья, джемы, соки из разных фруктов? (Варенье сливовое, яблочное, персиковое, грушевое и т.д., сок морковный, свекольный, из помидоров-томатов – томатный и т.д.)

В зависимости от имеющегося материала к теме количество карточек может меняться. Так, на тему «Овощи – фрукты» мы оформили 4 карточки, а на тему «Дикие и домашние животные, и их детеныши» - 6 карточек.

«Дикие и домашние животные, и их детеныши»

Содержание карточки № 1.

Этих зверей должны знать дети 6-7 лет.

Звери средней полосы или наших лесов: белка, лиса, еж, заяц, волк, лось, рысь, бурый медведь.

Звери севера: белый медведь, морж, тюлень, песец, олень.

Звери жарких стран: слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард.

Этих домашних животных должны знать дети 6-7 лет: собака, кошка, лошадь, корова, овца, свинья, осел, верблюд, олень.

Содержание карточки № 2.

Дети 6-7 лет должны называть правильно детенышей диких и домашних животных:

у белки – бельчонок – бельчата              у лисы – лисенок – лисята

у зайчихи – зайчонок – зайчата               у волчихи – волчонок – волчата

у лосихи – лосенок – лосята                    у моржихи моржонок – моржата

у слонихи – слоненок – слонята              у тигрицы – тигренок – тигрята

у собаки – щенок – щенки, щенята         у козы – козленок – козлята

у ослицы – осленок – ослята                   у коровы – теленок – телята

у лошади – жеребенок – жеребята          у овцы – ягненок – ягнята

у свиньи – поросенок – поросята            у львицы – львенок – львята

у верблюдицы – верблюжонок – верблюжата

у медведицы – медвежонок – медвежата и т.д.

Обратите внимание, что:                        у зайчат мама – зайчиха

у крольчат – крольчиха                          у моржат – моржиха

у слонят – слониха                                 у волчат – волчица

у медвежат – медведица                         у тигрят - тигрица

Содержание карточки № 3.

Дети должны знать, кто где живет:

лиса – в норе                            собака – в конуре

волк – в логове                         корова – в коровнике

медведь – в берлоге                 свинья – в свинарнике

белка – в дупле                         лошадь – в конюшне

овцы и козы – в хлеву

Содержание карточки № 4.

Упражнения на развитие логического мышления у детей.

1.  Назвать характерные признаки внешнего вида отдельных животных (у слона – хобот, у носорога на носу – рог, у рыси и белки – на ушах кисточки и т.д.).

2.  Кто лишний (лиса, волк, овца, белка; корова, заяц, кролик, лошадь) и почему?

3.  Сравнение диких и домашних животных (чем отличаются? Где живут? Чем питаются? Какая польза от них?).

Пары для сравнения:

бурый и белый медведи                  корова и лошадь

заяц и кролик                                   тигр и лев

белка и лиса                                     лось и олень и т.п.

Содержание карточки № 5.

Дети должны уметь составлять рассказы-описания диких и домашних животных по картинке, с помощью плана:

1. Как называется?

2. Внешний вид: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, хвоста, лап и ног и т.д.).

3. Особенности движения животного.

4. Чем питается?

5. Повадки и образ жизни.

6. Дополнительные сведения о животном, известные детям.

Содержание карточки № 6.

Упражнения на закрепление в речи детей поставленных звуков, на расширение, уточнение и активизацию словаря.

1. В названии каких диких, домашних животных и их детенышей есть звук с (з, ц и т.д.), т.е. имеется в виду поставленный звук у ребенка.

2. Дети должны знать литературные загадки о животных и уметь составлять свои рассказы-загадки о диких и домашних животных, основываясь на характерных признаках их внешнего вида, повадках и образе жизни.

Товарищи родители! С целью расширения и закрепления знаний о животных поиграйте в «зоологическое лото», прочтите книги о животных:  К. Ушинского, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, Г. Снегирева и других писателей.

В тематических выставках мы уделяем большое внимание ознакомлению детей с сезонными явлениями. Взрослые должны развивать и удовлетворять любознательность детей, отвечая на вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Для чего?». Чтобы правильно ответить на все «почему?», взрослые должны сами многое знать, любить и уметь наблюдать природу.

Остановимся на одной из сезонных тематических выставок для родителей.

«Зимушка-зима»

Эта тема оформлена на 5 карточках.

В содержании первых трех карточек даны сведения для родителей. Две другие – содержат в себе советы родителям.

Материал сезонных тематических выставок для родителей дается постепенно в течение трех месяцев.

Содержание карточки № 1.

По календарю зима начинается 1 декабря. Ученые считают, что начало зимы начинается 22 декабря. Солнце в этот день находится низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

А в природе зима наступает каждый раз в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата.

Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозы. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля, замерзают водоемы, прочным снежным покровом покрывается земля.

Зимой и солнце находится низко на небе. Дни короткие и холодные.

Январь – самый суровый из всех месяцев. Мороз рисует причудливые узоры на стеклах, все покрыто снегом, лес стоит в сугробах. К концу января заметно прибавится день. Солнышко дольше задерживается на небе и пригревает. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна, а с крыш свисают маленькие прозрачные сосульки.

Февраль – самый снежный месяц. Сильные метели и вьюги бывают в этом месяце. Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет.

Содержание карточки № 2.

Знаете ли вы, где рождается снег и что такое снег?

Снег – это множество красивых снежинок, они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из туч, как дождь; раньше думали, что снег – это замерзающие капельки воды. Но вот была разгадана тайна рождения снежинок.

Узнали, что снег никогда не образуется из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем или во время грозы, но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки.

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, наконец становится красивой звездочкой. Снежинки медленно собираются в хлопья и падают на землю.

(По М. Гумилевской.)

Содержание карточки № 3.

Пришла зима. Сколько радости принесла она детям! Зимою бывают солнечные дни, когда небо голубое и все кругом залито солнцем. Оно ярко светит, но не греет. Люди тепло одеваются. А дети, поиграв, разогреваются, щеки у них краснеют. Весело ребятам, никто не хочет уходить с прогулки.

А иногда бывают пасмурные дни: небо темно-серое, дома, заборы и деревья покрываются изморозью, слоем лохматых иголочек.

На прогулках в детском саду детей учат бережно относиться к природе, обращают внимание на ее красоту, учат наблюдать за явлениями природы. Обходим участок: осматриваем кусты, рассказываем о пользе, которую приносят деревья. Наблюдаем природу вечером: быстро темнеет, снег становится синеватым, на небе зажигаются звезды…

Учим детей скользить по дорожкам, кататься на санках  с невысоких гор. Заливаем горку. Делаем снежные постройки. Играем в подвижные игры, расчищаем лопатками дорожки. Заботимся о зимующих птицах: вешаем кормушки, сыплем корм. Напоминаем, что птиц нельзя кормить черным хлебом. Наблюдаем прилетевших кормиться воробьев, ворон, галок, синиц, снегирей.

Огромные возможности для физического, нравственного, эстетического развития детей дает прогулка на свежем воздухе.

Содержание карточки № 4.

На что обратить внимание.

Гуляя с детьми обращайте внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает. Спросите детей, куда он ложится, понаблюдайте, как во время снегопада снег кружится в воздухе. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками, они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег грязный. Наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.

Учите детей наблюдать и объяснять: тепло или холодно, морозно? Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюжно.)

Выйдя на прогулку, спросите детей, не заметили ли они, что солнечных дней стало больше, а морозы сильнее.

Во время оттепели покажите, какой снег, спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

В солнечный день посмотрите на ворон, послушайте их карканье, послушайте щебетание синиц, воробьев. Обратите внимание на различные голоса птиц. Какие из них живут поблизости от дома? Где собираются голуби и воробьи? Как люди помогают голодным птицам? Чем можно подкармливать птиц? (Птиц можно кормить крупой, семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно кормить крошками белого хлеба, творогом, сливочным маргарином. Дятлы и синицы любят клевать несоленые жир и мясо.)

Кого можно увидеть возле кормушки? (Снегирей, ворон, воробьев, галок, голубей, синиц и др.) Кого из птиц мы называем «лесным доктором» и почему?

Срежьте ножом кору на пне и посмотрите, какие насекомые проводят зиму под корой дерева.

Объясните детям значение народных примет:

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зима не лето: в шубу одета.

Холодная зима – жаркое лето.

Зима снежная – лето дождливое.

Январь – морозы, февраль – метели.

Зима без снега – лето без хлеба.

Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.

Отгадайте с детьми эти загадки:

Бел, а не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)

Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

Скатерть бела всю землю одела. (Снег.)

Зимой на земле лежал, весной в реки побежал. (Снег.)

О каких свойствах снега вы узнали из этих загадок?

Интересно еще одно важное качество снега – способность очищать воздух. Падая, он захватывает из воздуха много пыли.

Содержание карточки № 5.

У большинства детей 6-7 лет речь бедна прилагательными. Они еще плохо знают или не умеют объяснять свойства и признаки предметов.

Помогите детям разобраться и спросите, каким бывает:

снег (белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий…);

снежинки (белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные…); что могут делать снежинки? (летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…);

лед (гладкий, блестящий, скользкий, твердый, хрупкий, прозрачный, бесцветный);

лыжи (деревянные, длинные или короткие, желтые, красные, детские).

Учите детей сравнивать (чем похожи и не похожи) лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата.

Сравните ель и сосну, ель и лиственницу. Как у них расположены ветки? Какого цвета кора? Каковы по длине хвоинки? Чем отличаются хвоинки лиственницы и ели? Как часто ели, сосны и лиственницы меняют свой наряд? (У сосны сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей – 5-7 лет, лиственница каждый год меняет свой наряд.) Какое из хвойных деревьев боится темноты? (Сосна).

Сравните ворону и галку по внешнему виду. Сравните свои наблюдения с описанием Г. Скребицкого: «Различить их совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост».

Такая совместная работа педагогов и родителей способствует не только устранению речевого дефекта, расширению и активизации знаний детей, но и готовит детей к обучению в школе.


Приложение 2

Сценарий фронтальной образовательной деятельности:

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: фронтальная.

Цель: научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная: закреплять навыки различения на слух звуков [с] - [ш] и правильного употребления их в слогах, словах и фразовой речи.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (выделять заданный звук в слове); совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова «мышка»; уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка; обогащать словарный запас за счет слов-паронимов; закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарища.

Оборудование: картинный материал (солнышко, Степашка, мишка, ананас, шапка, автобус, девочка, мальчик, носки, катушка, машина, шлем, пушка, клюшка, коляска, совок, синяя сумка, собачка, мышка, пышка, вышка, мушка); 2 конверта; 2 куклы со шнуровкой; корзинка; пособие «Будильник правильной речи»; сундук; шкатулка; картинки-символы к артикуляционным упражнениям; схемы звуков; настенное пособие «В мире звуков и букв»; карточки для чтения слов; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом.


Ход логопедического занятия.

Логопед.

Дети поздоровайтесь с гостями и проходите.

1. Вводная часть.

Организационный момент.

(Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе)

Логопед.

Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук,                      слева – шкатулка. Повторите за мной.

(Дети повторяют)

Логопед.

Скажите, чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети.

Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок.

Логопед.

А в чем их сходство?

Дети.

Они похожи на ящик с крышкой.

Логопед.

Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком, шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.

Логопед.

Произнесите слово СУНДУК и выделите первый звук.

Дети.

С-с-с.

Логопед.

Произнесите слово ШКАТУЛКА и выделите первый звук.

Дети.

Ш-ш-ш.

Сообщение темы занятия.

Логопед.

Какие звуки вы выделяли в своих словах?

Дети.

[с] и [ш].

Логопед.

Сегодня мы будем различать звуки [с] и [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Задание № 1. Развитие артикуляционной моторики и работа над развитием дыхания и голоса.

Логопед.

Для того, чтобы их правильно называть, нужно выполнить упражнения: «горка» - «чашечка», «улыбочка» - «трубочка»                     (под счет до десяти).

Задание № 2. Анализ артикуляции, акустический разбор.

Логопед.

Что делают наши губы, зубы, язык когда мы произносим звук [с]?

Дети.

Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед.

Как работают губы, зубы и язык при произнесении звука [ш]?

Дети.

Наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу.

Логопед.

Что еще мы можем сказать про эти звуки?

Дети.

Эти звуки согласные, глухие.

Логопед.

Почему вы считаете, что они согласные?

Дети.

Их нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта,  встречает препятствие.

Логопед.

Докажите, что эти звуки глухие.

(Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш])

Логопед.

Да, звуки [с] и [ш] согласные, глухие и живут в стране согласных звуков в синем домике под зеленой крышей.

2. Основная часть.

Логопед.

Сегодня к нам на занятие пришли две куклы и хотят с вами поиграть. Они так спешили к вам, что не успели зашнуровать свои платья. Помогите им.

Задание № 3. Игра «Шнуровка».

Логопед.

Куклы как всегда пришли со своей корзиночкой. Как вы думаете, что у них в корзиночке?

Дети.

Там могут быть игрушки.

Логопед.

Давайте посмотрим, что у них в корзинке (достает картинку «солнышко»).

(Дети проговаривают хором название картинки. Логопед читает задание на обратной стороне рисунка)

Задание № 4. Игра «Узнай звук».

Логопед.

Когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] – 2 раза            (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

(Дети выполняют задание)

(Логопед достает из корзинки картинку с изображением Степашки. Дети называют героя телевизионной передачи и выполняют задание)

Задание № 5. Развитие движений кистей рук.

Логопед.

Представим, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со, …), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо, …).

(Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес). Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук. Упражнение выполняется сначала правой, потом левой, затем обеими кистями рук)

Задание № 6. Игра «Угадай имя».

Логопед.

А мы не знаем как зовут наших кукол. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки (выставляет и называет картинки – мишка, ананас, шапка, автобус).

(Дети повторяют название, выделяют первые звуки и произносят слово (Маша)

Логопед.

Второе имя узнать сложнее, но я вам немного помогу (выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки).

(Дети по очереди записывают мелом на доске ответы, читают эти слова)

1.

2.

3.

4.

  1. Вот украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (Бусы)

  1. Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы)

  1. Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон)

  1. Углубление в земле или в снегу. (Яма)

Логопед.

Прочитайте имя куклы по вертикали.

Дети.

Соня.

Динамическая пауза. Дифференциация звуков [с], [ш] в предложениях.

Задание № 7. Игра «Разложи предметы».

Логопед.

Давайте заглянем в корзинку, какие задания еще есть                    (достает два конверта с картинками). Вынимайте из конверта по одной картинке, называйте изображенный предмет. Если в слове слышится звук [с], то картинку (предмет) положите в сундук, если слышите звук [ш], то в шкатулку. Рассуждайте так:                    «Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку».

Задание № 8. Дифференциация звуков [с], [ш] в предложениях.

Игра «Помогите грустным детям».

(Логопед из корзинки выставляет две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое                       панно с набором картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка;              у мальчика – коляска, совок, синяя сумка, собачка)

Логопед.

Как вы думаете, почему на наших картинках дети грустные?

Дети.

У них не было имен. Девочку и мальчика кто-то обидел.

Логопед.

Так давайте прочитаем как зовут детей.

(Дети читают по карточке: Миша и Соня)

Логопед.

А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их?

Дети.

Им нужно поменяться игрушками.

Логопед.

Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише.

Дети.

Соня должна отдать Мише машинку, шлем, пушку и клюшку.

Логопед.

А что отдаст Миша Соне?

Дети.

Миша Соне отдаст коляску, совок, синюю сумку, собачку.

Задание № 9. Звуко-слоговой анализ.

Логопед.

Выполните анализ слова, нарисованного на картинке (достает из корзинки картинку, на которой нарисована мышка).

Логопед.

Определите количество слогов в слове МЫШКА.

Дети.

Два.

Логопед.

Назовите первый слог (мыш -), второй слог (- ка), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их ([м], [ы], [ш]), дайте характеристику этим звукам ([м] – согласный, твердый, звонкий; [ы] – гласный; [ш] – согласный, твердый, глухой), сколько звуков во втором слоге (два), назовите их ([к], [а]), охарактеризуйте эти звуки ([к] – согласный, твердый, глухой; [а] – гласный).

(Один из детей проводит полный звуко-слоговой анализ слова МЫШКА, составляет схему)

Задание № 10. Игра «Измени слово».

Логопед.

А теперь я вам предлагаю поиграть со словом МЫШКА. Если вы замените первый звук в данном слове, то получите новое слово.

Дети.

Мышка – пышка, мышка – вышка.

Логопед.

А что обозначает слово ПЫШКА?

Дети.

Еда. Круглая булочка.

Логопед.

Что обозначает слово ВЫШКА?

Дети.

Высота, высокая башня, с которой можно наблюдать.

Логопед.

Замените в слове МЫШКА звук [ы] на [у]. Что получилось?

Дети.

Мышка - мушка.

Логопед.

А как вы понимаете слово МУШКА?

Дети.

Это маленькая муха.

Логопед.

Это слово имеет много значений: маленькая муха; устройство у огнестрельного оружия, которое служит для прицела; искусственная родинка, которую делают из черного пластыря.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Логопед.

Вот и закончились задания от наших кукол. А их как зовут? (Маша и Соня). Понравились вам их задания? Какие звуки нам помогали сегодня? ([с], [ш]). Как вы думаете, куклы остались довольны вашими ответами, поведением?

Дети.

Да, мы хорошо отвечали.

Логопед.

Тогда выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова. А вечером, когда встретитесь с родителями, обязательно расскажите о нашем занятии и поиграйте в игры, которые вам понравились и запомнились.


Приложение №3

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности

Тема: «Путешествие маленькой мышки».

Форма занятия: индивидуальная (старшая логопедическая группа).

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]; продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.

2. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику; формировать правильный выдох; продолжать развивать фонематический слух и восприятие (определять наличие звука в словах); формировать навыки звукового, слогового анализа и синтеза (обозначать место звука в слове и соотносить слово со схемой, делить слово на слоги); развивать лексико-грамматические категории (упражнять в образовании множественного числа имен существительных).

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность, работоспособность и формировать контроль за собственной речью.

Оборудование: карта «Путешествие маленькой мышки»; трафаретные изображения  листьев с нарисованными на них картинками (мышь, душ, камыш, ландыш, карандаш); картинка «Утка в камыше» (наложенные изображения); предметные картинки с символами на обратной стороне (машина, вешалка, карандаши, шляпа, ромашка, игрушка, вишня); предметные картинки для упражнения «Покупки» (шуба, шляпа, машинка, катушка, шкаф, лимон, подушка, кувшин); логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»; настенное пособие «Веселый язычок»; карточки «Артикуляционные упражнения»;  схема звука [ш] (Акименко В.М.); наборы схем для обозначения места звука в слове и составления слоговой схемы; карандаш.

Интеграция: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое.

Методические приемы: организационный момент, путешествие по карте; отгадывание звука [ш] по схеме (Акименко В.М. «Схемы звуков»); артикуляционная гимнастика; физминутка (игра «Утка в камыше»); игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мелкой моторики (наложенные изображения, игра «Помоги мышке вернуться домой», пальчиковая игра «Карандаш»); упражнение на формирование правильного речевого выдоха (игра «Подыши с мышкой»); упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия (игра «Пройди по дорожке»); упражнение на формирование звукового анализа и синтеза (игра «Помоги мышке войти в дом»); упражнение в образовании лексико-грамматических категорий (игра              «Один-много»); упражнения на закрепление артикуляции и изолированного произнесения звука [ш] (акустико-артикуляционная характеристика                 звука [ш], настенный стенд «В мире согласных звуков», игра «Пошурши как листочки»); упражнения на произношение звука [ш] в слогах и словах (игра «Утка в камыше», игра «Подскажи словечко», игра «Пройди по дорожке», логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»); проблемная ситуация; сюрпризный момент; итог занятия.

       

     Ход индивидуальной образовательной деятельности.

  • Здравствуй, Кирилл! Поздоровайся с гостями и проходи.

1. Вводная часть.

Организационный момент.

  • Сегодня ты встретишься с маленькой мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. А помогать вам в пути будет какой звук?

(Логопед выкладывает схему звука [ш] Акименко В.М. Ребенок произносит [ш]).

  • В конце путешествия тебя ждет сюрприз.

Задание № 1. Акустическая и артикуляционная характеристика звука.

  • Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
  • Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
  • Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие).
  • А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).
  • Докажи, что этот звук глухой.

(Ребенок закрывает уши ладошками, прикладывает тыльную сторону ладони к горлу и произносит звук [ш]).

  • Да, звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой и живет в стране согласных звуков в синем домике под зеленой крышей.
  • Мышка оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано

(Карта «Путешествие маленькой мышки»). Что ты видишь в самом начале? (Домик).

Задание № 2. Артикуляционная гимнастика.

  • В этом домике за высоким забором (Упражнение «Заборчик») живет мышка. Мышка проснулась и открыла окошечко (Упражнение «Окошко»). Вышла на крыльцо (Упражнение «Лопаточка») и увидела качели (Упражнение «Качели»). Пошла мышка пить чай с вареньем. Ах, какое вкусное варенье! (Упражнение «Вкусное варенье»). Выпила одну чашку чая (Упражнение «Чашечка»), другую, третью и подошла к двери (Упражнение «Парус»).

Задание № 3. Формирование правильного выдоха.

Игра «Подыши с мышкой»

  • Вышла мышка из домика, а вокруг такой свежий воздух. Давай подышим вместе с мышкой свежим воздухом. Только дышать будем правильно: воздух брать носом, выдыхать на «чашечку», щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный (3 раза – ш-ш-ш…).

2. Основная часть.

Задание № 4. Закрепление изолированного звука [ш].

Игра «Пошурши как листочки»

  • Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:   мы…    ду…    камы…  ланды…      каранда…  

(Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук).

Задание № 5. Закрепление звука [ш] в прямых и обратных слогах.

Игра «Утка в камышах».

  • Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

ша – шу – ша                  ши – шо – ши

ше – ша – шу                  ша – ши – шо

(Ребенок качает поднятыми на головой руками и проговаривает слоговые цепочки стоя).

  • А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:

аш – аш             ош – ош            ыш – ыш            уш – уш  

(Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев).

Задание № 6. Определение наличия звука [ш] в словах.

Игра «Пройди по дорожке».

  • Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные картинки и выложи их в виде дорожки.

(Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком).

  • Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются (На обратной стороне каждой картинки изображен символ).

Задание № 7. Игра «Один – много».

  • По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи. Мышка купила много … (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка, шляпа, катушка, мешок, кувшин).

Задание № 8. Упражнение на развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Игра «Помоги мышке вернуться домой».

  • А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

(Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы).

  • А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобиться карандаш.

(Ребенок выполняет пальчиковую игру «Карандаш» и проводит карандашом по пунктирной линии).

Карандаш.

Карандаш в руках катало

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Задание № 9. Обозначение места звука в слове. Слоговая схема слова.

Игра «Помоги мышке войти в дом».

  • Вот и домик мышки. А войти мышка сможет, если ты ей поможешь выполнить 2 задания.

(Логопед выкладывает на стол из конверта набор схем).

  • Определи место звуку [ш] в слове МЫШКА.

(В зависимости от того, где находится звук и какой это звук, ребенок выкладывает схему).

  • Выбери схему, которая подходит к слову МЫШКА.

(Ребенок произносит слово МЫШКА, хлопками делит его на слоги и из набора схем выбирает нужную схему).

Задание № 10. Игра «Подскажи словечки».

  • Вошла мышка в дом и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках … (карандаши).

Носит яркий гребешок

Наш веселый … (петушок).

Вот бежит малышка –

Серенькая … (мышка).

Зашуршали тихо шины –

Это едет к нам … (машина).

Мама просит Машу:

«Свари братишке … (кашу)».

Мышка моется под душем,

Моет хвостик, моет … (уши).

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

  • Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня ей очень хорошо помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (Ш – ш – ш).
  • Давай еще раз закрепим звук [ш] в словах.

(Логопедический тренажер по автоматизации звуков «Будильник правильной речи»).

  • Молодец. Получай подарок от мышки (Шарик). Вечером, когда ты встретишься с родителями, обязательно расскажи им о нашем путешествии и поиграй в игры, которые тебе запомнились и понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

Как родители могут помочь ребёнку в преодолении речевых нарушений?

Материал содержит рекомендации логопеда для родителей по преодолению речевых нарушений у детей....

Памятка для родителей "Домашнее задание как средство преодоления речевых нарушений у детей"

Домашние задания для детей- логопатов имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от добросовестного отношения родител...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»

Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...