Роль сказки в развитии связной речи детей
консультация по развитию речи на тему

Коняхина Любовь Владимировна

В консультации рассматривается мнение учёных на роль сказки в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._na_sayt.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57 «Ладушка» г. Димитровграда Ульяновской обл.»

Консультация для педагогов

Роль сказки

в развитии связной речи детей

подготовила ПДО

Коняхина Л.В.

     

     Человек — сначала маленький, потом большой- только тогда твёрдо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, её традиции и историю.

     И начинать помогать чувствовать и понять всё это уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам. В наших силах привить нашим детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре- фольклору, искусству.

     С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга.

     В исследовании сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно- образным богатством.

    При воспроизведении сказки осуществляется развитие речевой культуры индивида. «Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает». – писал Д. Соколов.

     А К.Д.Ушинский считал, что народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании.

     «О значении сказок говорят педагоги и психологи, которые убедительно доказали, что сказка положительно влияет не только на формирование речи, но и на общее развитие ребёнка- дошкольника» — писала Т.Н.Доронова.

      Детский психолог Бруно Бетельхейм придавал большое значение волшебной сказке. Он писал, что сказка способна помочь ребёнку, если у него есть серьёзные нарушения в общении и поведении.

   О сказках и их роли положительно отзывались В.Г.Белинский и А.С.Пушкин.

     В исследованиях отечественных учёных Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, а также педагогов Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной подчёркивается, что дошкольный возраст- период активного творческого развития личности ребёнка в целом, становления произвольного внимания, памяти, формирования связной речи.

      Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

      Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию используют сказку в качестве образца, по которому ребёнок смог бы придумать аналогичный вариант сказки. И поскольку словотворчество благоприятно сказывается на развитии связной речи, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

      Одной из целей знакомства детей с художественной литературой я ставлю:

    -Развитие связной речи детей посредством использования сказки.

     Для реализации цели поставлены задачи:

    Работа состоит из 3 направлений:

1 — работа со словом;

2 — работа со схемами и моделями;

3 — работа со сказкой.

    Первое направление включает в себя дидактические игры и упражнения «Волшебная корзинка», «Собери под зонтик», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Скажи точнее», «Назови ласковые(сладкие, мокрые, грустные) слова», «Слова короткие и длинные»(кот- котик, котёнок, котище), «Составь слово из двух слов» (луна + ходить = луноход).

      Второе направление включает упражнения по работе со схемами и моделями:

  • составление предложений из слов;
  • составление описательных рассказов, загадок;
  • придумывание историй.

     Третье направление основано непосредственно на работе со сказкой:

  • дидактичское упражнение «Узнай сказку по схеме», «Расскажи сказку»;
  • сочинение новой концовки сказки;
  • введение нового героя;
  • изменение характера героя;
  • слияние сказок;
  • сказка от конца и до начала;

     Взаимодействие со специалистами ДОУ музыкальным руководителем и учителем- логопедом оказалось плодотворным в сфере драматизации сказок, разыгрывания сценок.

     Формы работы, которые использовались:

  • индивидуальные задания и упражнения;
  • подгрупповые (игры, упражнения, беседы);
  • фронтальные (совместная образовательная деятельность,беседы);

      В работе со сказкой я  включала 3 основных направления.

1.     Знакомство со сказкой.                              

  1. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности,
  2.  Развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

Эти  направления  включают  в себя следующие виды работы:    

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;        

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных - грустный, веселый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.      в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры - драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.              

 3. развитие умственных способностей - задания на развитие мышления и воображения:

1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);  

2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.          

3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Итогом моей работы является показ сказок, спектаклей  для детей других групп, праздники для родителей.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001
  3. Пропп В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000-315с.
  4. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. М.: Тц Сфера, 2010 – 128с.
  5. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.
  6. Шорохова О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия.-М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. -208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников

Статья о влиянии сказок о животных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. О том, как сказки развивают не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воо...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Содержание данной статьи отражает суть использования сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....