Консультация «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей»
консультация по теме

Кошкарёва Светлана Викторовна

Ознакомительная информация про  тактильные дощечки, этапами  работы с ними, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_kopiya.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей»

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка  с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе  с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки.

       Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

        Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной    памяти.

Цель этой работы: развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

 

Описание тактильных дощечек

1 дощечка – наклеить кусок натурального меха

2  – с наждачной бумагой

3 – мягкая ткань

4 – накапать расплавленный воск

5 – зигзагообразно наклеить кусок веревки и толстый шнурок

6 – спички

7 – скорлупки от орехов

8 – фольгу или целлофан

9 – бархат

10 – рубчатую ткань (вельвет)

11 – крупу (гречу или перловку)

12 – чешуйки от шишек

ЭТАПЫ РАБОТЫ С «ТАКТИЛЬНЫМИ ДОЩЕЧКАМИ»

  Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза

 Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование

 Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка)

 Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза

 

      ПРАВИЛО ИГРЫ: для игры с ребенком желательно использовать до 3 тактильных дощечек.

Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

        - Разложите дощечки в ряд

        Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

      Ребёнок берёт  дощечку (на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

      Теперь трогаем дощечку с наждачной бумагой. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

.

Игра  №3:

       Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве. (дощечка с бархатной бумагой) Вижу дом с шершавой стеной. (дощечка с наждачкой). В домике есть окно(дощечка с фольгой). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.                              

Игра №4:

      Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему. Например: дощечки приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки    неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».Мнемотехника – это система методов ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...