Программа дополнительного образования по речевому развитию в младшей группе «Фантазёры»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Для того, чтоб научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и такие психические процессы, как: воображение, память, мышление.

Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких методик является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Цели программы «Фантазеры»: создать условия для развития способностей каждого ребенка, стимулирования активности, самостоятельности, познания окружающего без принуждения, стремления к творческому отображения познанного.

Цели программы «Фантазеры»: создать условия для развития способностей каждого ребенка, стимулирования активности, самостоятельности, познания окружающего без принуждения, стремления к творческому отображения познанного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fantazyory.docx128.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Руководитель: Моргунова Л.В..

2017 -2018 уч. год.

детский сад № -19ЦРР г. Россоши

Программа дополнительного образования по речевому развитию в младшей группе «Незабудка»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\media\image1.jpeg


Пояснительная записка.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Процесс воспитания и обучения ребёнка - это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информационного технологий, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё больше возможностей, но и многого требуют от нас: быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой - как она может это делать, если не знает, каким будет мир в скором времени? Из вышеизложенного следует вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира. Зачастую педагоги, занимаясь развитием речи, считают своей целью научить дошкольника говорить правильно и красиво, повторяя чужие мысли и чувства, забывая, что речь - не самоцель, а средство общения и самовыражения личности, инструмент в наших руках. Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие убедительно показали, что все психические процессы у ребенка - восприятие, память, мыслительные операции, внимание, воображение - развиваются через речь. Умение связно, последовательно и точно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателя своим изложением развивает у детей уверенность в своих силах, помогает преодолеть застенчивость, стать более общительными. Формирование творчески активной, нестандартной личности происходит именно в дошкольном возрасте. Это послужило основанием для работы над темой по самообразованию: «Развитие речи дошкольников».

Актуальность

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени - дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность) происходит становление первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специального способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Детский сад - первое звено в системе образования. И основная задача детского сада сегодня не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими коммуникативными навыками обучения.

Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выгодского, А.А. Леонтьева и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания

Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Для того, чтоб научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и такие психические процессы, как: воображение, память, мышление.

Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких методик является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.  Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять, боязнь перед новым, неизвестным; формировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения. Мозг взрослого человека способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети - нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы.

Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи:

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
  • Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
  • Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительного операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.
  • Принцип позитивности. Создание психологически комфортной, доброжелательной и теплой атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип духовности. Связь между общечеловеческими ценностями и конкретным человеком, его поведением.
  • Принцип свободы выбора. Предоставление ребенку права выбора в любом обучающем или управляющем действии;
  • Принцип индивидуального подхода. Учет индивидуального опыта ребенка;

Основными целями ТРИЗ-образованиядля дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Результатами использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:

  • повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
  • повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
  • развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
  • активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант)
  • снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).

На эти результаты нацелена программа дополнительного образования по речевому развитию «Фантазеры», разработанная для детей младшей группы «Незабудка» МКДОУ детский сад №-19 ЦРР г. Россоши, которая призвана максимально увеличить эффективность образовательной программы.

Цели программы «Фантазеры»: создать условия для развития способностей каждого ребенка, стимулирования активности, самостоятельности, познания окружающего без принуждения, стремления к творческому отображения познанного.

Задачи программы:

  • Учить детей решать противоречия
  • Учить детей логически мыслить; выделять основные признаки предметов.
  • Учить творчески, инициативно подходить к решению задачи.
  • Закреплять навыки правильного произношения
  • Развивать речь, память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию
  • Развивать творческие способности, через игры ТРИЗ.
  • Развивать умение делать обобщение, простейшие умозаключения.
  • Расширять и активизировать словарь
  • Развивать речевую активность связной речи;
  • Развивать у детей умение договариваться между собой в распределении ролей свободно и доброжелательно общаться со взрослыми и сверстниками, формировать готовность детей к совместной деятельности.
  • Развивать аналитическое восприятие, устойчивое внимания, память
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Формировать умение правильно понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки
  • Вырабатывать умение быстро включаться в активный подготовительный процесс.
  • Воспитывать желание совместно обсуждать, искать и находить ответ.

Реализация программы происходит в процессе совместной организованной деятельности (1 раз в неделю по 20 мин), в режимных моментах (на прогулке, в беседах с детьми, в индивидуальной работе с ребенком, во всех видах детской деятельности, и т.д.), в совместном общении детей и родителей.

При решении ТРИЗ-задач используются следующие приемы:

  • графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
  • эмпатия - отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
  • мозговой штурм - умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
  • морфологический анализ - умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;
  • каталог - умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;
  • приемы типового фантазирования - умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
  • метод фокальных объектов (МФО) - подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.

Направления работы

  • Обучение детей созданию образных характеристик объектов
  • Составление рифмованных текстов
  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине
  • Обучение составлению текстов сказочного содержания
  • Сочинение детьми различных видов загадок

С целью увеличения эффективности работы с детьми по программе «Фантазеры», разработаны и запланированы мероприятия по повышению уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через ТРИЗ-технологию.

Задачи работы с родителями:

  • Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

Повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий Установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка Познакомить родителей с технологией ТРИЗ

Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей

Воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт

«Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной творческой деятельности детей в дошкольном учреждении», «Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию», «Развитие воображения у детей» «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к занятиям

в детском саду», «Использование игровых проблемно - практических ситуаций в обучении дошкольников».

«Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

Прогнозируемый результат

Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития речи у дошкольников, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дети научатся составлять интересные сказки, описательные рассказы по игрушкам. Благодаря ТРИЗ технологиям мы сможем вырастить из ребенка оптимиста, развитую личность, с хорошо развитой речью, человека, умеющего найти выход из любой ситуации.

План мероприятий по программе «Фантазеры»

на 2017-2018учебный год

Тема

Цели и задачи

Примечание

Сентябрь

1

Лето, лето, скажи нам, где ты

Учить детей решать противоречия. Закрепить знания о лете. Учить составлять небольшие (2-3 предложения) рассказы из личного опыта. Развивать речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать любовь к природе.

1

1.Игра «Сенсорный ящик»

2.Игра «Солнышко светит»

3. Игра «Хорошо, плохо»

2

Загадки от Маши

Учить детей логически мыслить; выделять основные признаки предметов. Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Пополнить словарь новыми словами и выражениями (душистое, похожи друг на дружку). Доставить радость от отгадывания загадок.

1.Игра «Опиши одним словом»

2. Игра «Цепочка»

3. Игра «Сенсорный ящик»

3

Хорошо-плохо

Учить детей видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало. Учить с помощью цвета моделировать хорошее и плохое. Учить решать противоречия, отгадывать загадки. Развивать речь и творческое воображение детей. Воспитывать уважение к труду земледельцев.

1. Игра «Хорошо, плохо»

2. Игра «Что будет, если»

3. Отгадываем загадки

Октябрь

1

Золотая осень

Учить отыскивать в природе осенние признаки. Познакомить детей с простейшей системой: стало холодно, пропали насекомые, улетели птицы. Продолжать учить противоречия. Развивать речь, память, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать любовь к родной природе.

1.Мнемодорожка «Осень»

2. Игра «Хорошо, плохо»

3. Игра «Плоды и листья»

2

Колобок на новый лад

Продолжать закреплять знания детей об осени. Познакомить с некоторыми перелетными и зимующими птицами. Учить выстраивать простую систему. Закреплять умение решать противоречия. Развивать и активизировать словарь детей, логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

1.Игра «Волшебный экран»

2. Игра «Узнай по описанию»

3. Игра «Цепочка»

3

3

Огород на целый год

Доказать детям, что если летом хорошо потрудиться, то зимой будешь сытым и довольным. Учить видеть разницу между овощами и фруктами. Учить решать противоречия. Познакомить с пословицами и поговорками. Развивать речь, логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать уважение к людям труда, желание приносить пользу своим трудом

1.Игра «Сенсорный ящик»

2.Игра «Что будет если»

3.Игра «Мои друзья»

4

4

В осеннем лесу

Закреплять знания детей о диких животных. Познакомить детей с тем, как готовятся дикие животные к зиме. Учить называть детенышей животных. Подвести к пониманию простейшей схемы. Развивать речь. Закреплять навыки правильного произношения. Формировать умение правильно понимать поставленную задачу. Воспитывать любовь к природе.

1.Игра «Кем был, кем стал»

2.Игра «Превратимся в »

3.Игра «Где живёт?»

Ноябрь

1

1

Живые картинки

Закрепить знания детей о домашних животных. Учить сравнивать домашних животных и диких. Закреплять знания детей о противоречиях. Закреплять понятие о системе. Развивать речь детей. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Воспитывать любовь к животным.

1.Игра «Найди отличия»

2.Игра «Хорошо, плохо»

3. Игра «Волшебный

поясок»

2

2

Волшебные кольца Луллия

Познакомить детей с новым пособием- кольцами Луллия, предложить детям игры с этим пособием. Развивать речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

1.Кольца Луллия:

«Цветные картинки»,

«Домашние животные и

их детёныши»

3

3

Волшебные кольца Луллия

Продолжать знакомить детей с пособием- кольцами Луллия, предложить детям игры с этим пособием. Развивать речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

1.Кольца Луллия:  

«Ассоциации», «Птицы».

4

4

Новая сказка

Развивать умение делать обобщение, простейшие умозаключения. Формировать навыки составления логически связанного текста, в котором добро побеждает зло. Развивать умение сочинять сказку, используя кольца Луллия.

1.Кольца Луллия  

«Сказки»

2.Игра «Гусеница»

Декабрь

1

1

Маленькие человечки

Познакомить детей с предметами, сделанными из разного материала. Познакомить детей с разными агрегатными состояниями вещества, с маленькими человечками, которые во всех веществах ведут себя по-разному. Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности.

1.Обсуждение "Что не

 делится на части?"

2. Игра "Назови  твердое".

3. Инсценирование

маленькими человечками.

2

2

Путешествие в зимний лес

Продолжать знакомить детей с дикими животными - зайцем, расширять представление о жизни зайца в природных условиях.

1.Мнемотаблица

 «Животные»

Закреплять умение выкладывать из частей - целое, названия геометрических фигур, учить описывать по схеме животное, пользоваться кольцами Луллия. Развивать творческие способности, через игры ТРИЗ. Учить в речи использовать обобщающее понятие, формировать связную речь, развивать фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

2.Игра «Части, целое»

3. Игра с тактильными

дощечками

3

3

«Путешествие в сказку». По кругам Луллуя.

Продолжать знакомить детей с кольцами Луллия, закреплять умение с их помощью придумывать новую сказку. Формировать связную речь, развивать фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику

1.Игра «К нам пришел

волшебник»

2. Кольца Луллия  

«На что похоже?»

4

4

Камень, брошенный в воду, или фантастические гипотезы.

Учить детей самостоятельно отвечать на вопросы, придумывать сюжеты, которые в жизни встретить нельзя. Развивать речь, фантазию и логическое мышление. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Воспитывать самостоятельность детей.

1.Игра «Подбери значение

к признакам»

2.Игра «Что будет если»

3.Игра «Что умеет делать?»

Январь

1

1

Бином фантазии

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Закрепить знания детей о назначении мебели и материале, из которого она сделана. Учить согласовывать по родам, числам и падежам, решать противоречия, понимать учебную задачу. Развивать речь, творческое воображение детей. Воспитывать желание детей узнавать новое.

1.Игра «Вертолина»

2. Игра «Назови одним

словом»

3. Игра «Уменьшаем,

увеличиваем»

2

2

Превращение

маленьких

человечков.

Продолжать знакомить детей с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Учить детей проводить опытную работу. Формировать умение детей понимать учебную задачу и выполнять ее, навыки самоконтроля и самооценки. Воспитывать терпение и выдержку.

1.Сравнение твёрдых,

жидких и газообразных  

веществ.

2.Игра "Замри".

3.Опытно-

экспериментальная

деятельность

3

3

Загадки художника

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания детей об особенностях существования растений зимой. Обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Развивать речь детей. Формировать умение понимать учебную задачу.

1.Мнемотаблица «Зима»

2.Обсуждение с детьми

противоречий в погоде.

3.Подвижная игра

"Мы шагаем по сугробам".

Февраль

1

1

Животные в зимнем лесу

Формировать умение составлять простые предложения, впоследствии - рассказ, используя мнемотаблицы. Обобщать имеющиеся у детей представления о зимнем лесе, и его обитателях (зайце, медведе,

1.Мнемотаблица «Теремок»

2. Игра «Где живёт?»

снегире) Расширять и активизировать словарь Развивать речевую активность связной речи; зрительное внимание, мышление, слуховую и зрительную память. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2

2

Колобок в зимнем лесу.

Продолжать учить детей самостоятельно сочинять, изменять, переделывать русскую народную сказку «Колобок», модифицировать ее, создавать новую ситуацию, придумывать другую развязку на основе имеющихся иллюстраций. Развивать у детей умение договариваться между собой в распределении ролей свободно и доброжелательно общаться со взрослыми и сверстниками, формировать готовность детей к совместной деятельности.

1.Игра «Спасаем

колобка»

2.Проблемная ситуация.

3. Игра «Да – нет»

3

3

Зайчик белый, где ты бегал?

Учить придумывать сказки, понимать поставленную задачу. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

1.Игра "Волшебник".

2.Игра «Шкатулка со

сказками

3.Игра «Превратимся в »

4

4

Угадай сказку

Закрепить знания р.н.с. Учить отвечать на вопросы, используя строчки из сказок; определять характер героев и моделировать их цветом. Развивать речь, творческое воображение, умение обосновывать свои ответы. Воспитывать любовь к р.н.с.

1.Мнемотаблица «Гуси –

лебеди»

2.Игра «Передай

другому»

Март

1

1

Заюшкина избушка

Закрепить знания детей о свойствах материала. Продолжать знакомить детей с противоречиями, учить пересказывать сказку с элементами творчества. Развивать речь, память и творческое воображение детей. Воспитывать чувство сострадания, желание помочь зайчику.

1.Игра "Маленькие

человечки".

2.Игра «Хорошо,

плохо»

3.Игра «Шкатулка со

сказками

2

2

Волшебные палочки

Расширять знания о весенних явлениях в животном и растительном мире. Активизировать умственную деятельность детей, развивать логическое мышление, навыки конструирования, сообразительность. Учить воспитывать совместное обсуждение, искать и находить ответ. Вырабатывать умение быстро включаться в активный подготовительный процесс. Развивать аналитическое восприятие, устойчивое внимания, память, речь. Учить творчески, инициативно подходить к решению задачи.

1.Игра «Вертолина»

2. Игра

 «Дидактический

мяч»

Апрель

3

1

Знакомые незнакомцы

Закрепить знания детей о р.н.с. Продолжать находить противоречия и решать их. Закрепить умение отгадывать загадки, используя алгоритмы. Развивать речь детей, умение правильно строить звукоряд, согласовывая слова в предложении. Воспитывать любовь к р.н.с.

1.Составь загадку

2.Игра «Расставь

по порядку»

4

2

Отгадай, кто в теремочке живет

Учить детей составлять загадки. Закреплять умение детей использовать пространственные предлоги и наречия, упражнять в согласовании слов в предложениях, активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда». Развивать выразительность речи, силу голоса. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища

1.Игра «Вертолина»

2. Игра «Узнай

по описанию»

3.Игра «Назови одним

словом»

Май

1

1

Пересказ рассказа Е. Чарушина

«Еж»

Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию. Учить пересказывать близко к тексту. Развивать внимание, умение понимать содержание произведения. Воспитывать любовь к животным

1.Игра «Мои друзья»

2. Игра

«Дидактический

мяч»

3.Игра «Раньше –позже»

2

2

Город

загадочных

частей

Закрепить умение детей отгадывать и загадывать загадки, придумывать загадки, используя схемы описательных рассказов. Развивать фантазию и память детей. Воспитывать интерес к творчеству.

1.Игра «Гусеница»

2.Составь загадку

3

3

Весенняя поляна

Учить замечать изменения в природе. Закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах. Продолжать знакомить с простыми противоречиями. Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать любовь к природе.

1.Игра «Солнышко

светит»

2. Игра «Добавь

 словечко»

3. Игра «Раз, два, три

ко мне беги»

Результаты инновационной деятельности

1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень социально - личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально - личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции. Способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива.Способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке. Интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно - прикладных занятиях и игр.


2.Увеличится        количество педагогов активно внедряющих технологию ТРИЗ-РТВ, повысится их квалификация, профессионализм.

Повысятся профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.

3.Сформируется        активная родительская позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

4.Совершенствуется        преемственность с начальной школой по использованию ТРИЗ - РТВ в образовательном процессе ДОУ и школы.

Список использованной литературы:

Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма//Москва «ВАКО» 2005 г.

Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Учёные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - М., 2011. - Т.35.

Колодяжная Т.П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, - Ростов - н / Д: ТЦ «Учитель», 2010. - 32 с.

Гризик Т.Д. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - С. 54 - 56.

Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольн^гх учреждений [Текст] /

С.И. Гин. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 144с.

Гафитуллин М. С. Развитие творческого воображения. - Жуковский, 1987.- 12с.

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики.

Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика / Структурализм: «за» и «против». - М .. 1975. - С. 193 - 200. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 527 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по речевому развитию детей 3 -4 лет с использованием устного народного творчества

Данная программа включает в себя пояснительную записку, задачи, принципы, а также перспективное планирование с темой и содержанием каждого занятия. Перспективный план работы с детьми 3 - 4 лет по разв...

Программа дополнительного образования по речевому развитию «Речевичок» (старшая группа)

Программа дополнительного образования по речевому развитию «Речевичок»...

Программа дополнительного образования по речевому развитию «Речевичок»

Программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует всестороннему развитию ребенка: его  связной  речи,  фонематического слуха,  координации  и  мелкой...

Программа дополнительного образования по речевому развитою на 2021 – 2022 учебный год в средней группе №11 «Ромашка» МАДОУ детский сад № 54 «Катюша»

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...