Главные вкладки

    Картотека игр по развитию речи детей
    картотека по развитию речи на тему

    Уразова Светлана Андреевна

    Развитие речи детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx37.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека игр по развитию речи

     

    «Кто как разговаривает?»

    Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
    Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
    Корова  мычит
    Тигр  рычит
    Змея шипит
    Комар пищит
    Собака лает
    Волк воет
    Утка крякает
    Свинья хрюкает
    Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

    «Кто где живёт?»

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».
    Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
    Вариант 1.
    педагог: – Дети:
    Кто живёт в дупле?-Белка.
    Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
    Кто живёт в гнезде?-Птицы.
    Кто живёт в будке?-Собака.
    Кто живёт в улье?-Пчёлы
    Кто живёт в  норе?-Лиса.
    Кто живёт в логове?-Волк.
    Кто живёт в берлоге?-Медведь.
    Вариант 2.
    педагог:-Дети:
    Где живёт медведь?-В берлоге.
    Где живёт волк?-В логове.
    Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

     «Подскажи словечко»

    Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
    Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
    – Ворона каркает, а сорока?
    Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
    – Сорока стрекочет.
    Примеры вопросов:
    – Сова летает, а кролик?
    – Корова ест сено, а лиса?
    – Крот роет норки, а сорока?
    – Петух кукарекает, а курица?
    – Лягушка квакает, а лошадь?
    – У коровы телёнок, а у овцы?
    – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

    «Кто как передвигается?»

    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
    Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
    педагог:-Дети:
    Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

    «Горячий – холодный»

    Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
    педагог:-Дети:
    Горячий-холодный
    Хороший-плохой
    Умный-глупый
    Весёлый-грустный
    Острый-тупой
    Гладкий-шероховатый

    «Что происходит в природе?»

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
    Игру желательно проводить по темам.
    Пример: Тема «Весна»
    педагог:-Дети:
    Солнце – что делает?-Светит, греет.
    Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
    Снег – что делает?-Темнеет, тает.
    Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
    Капель – что делает?-Звенит, капает.
    Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

    «Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
    педагог:- Дети:
    Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
    Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
    Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
    Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

    «Из чего сделано?»

    Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
    педагог: -Дети:
    Рукавички из меха-меховые
    Таз из меди-медный
    Ваза из хрусталя-хрустальная
    Рукавички из шерсти-шерстяные

    «Разложи по полочкам»

    Цель: ориентировка в пространстве.
    Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи  вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

    «Кто кем был?»

    Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
    Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
    Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой
    Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской
    Корова – телёнком                                            Велосипед – железом
    Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью
    Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей
    Яблоня – семечкой
    Дом – кирпичём
    Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым
    Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

    «Какой овощ?»

    Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
    Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

    «Что звучит?»

    Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
    Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

    «Что бывает осенью?»

    Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.
    Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

    «Чего не стало?»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности.
    Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.  «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

    «Лови да бросай – цвета называй»

    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
    педагог:-Дети:
    Красный -мак, огонь, флаг
    Оранжевый -апельсин, морковь, заря
    Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
    Зелёный-огурец, трава, лес
    Голубой -небо, лёд, незабудки
    Синий- колокольчик, море, небо
    Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

    «Чья голова?»

    Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
    Например:
    У рыси голова – рысья
    У рыбы – рыбья
    У кошки – кошачья
    У сороки – сорочья
    У лошади – лошадиная
    У орла – орлиная
    У верблюда – верблюжья

    «Четвёртый лишний»

    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
    Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
    Кабачок, огурец, тыква, лимон.
    Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

    «Один – много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
    Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
    Пример:
    Стол – столы             стул – стулья
    Гора – горы               лист – листья
    Дом – дома                носок – носки
    Глаз – глаза              кусок – куски
    День – дни                прыжок – прыжки
    Сон – сны                  гусёнок – гусята
    Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

    «Подбери признаки»

    Цель: активизация глагольного словаря.
    Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

    «Животные и их детёныши»

    Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
    Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
    Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
    Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
    Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
    Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

    «Что бывает круглым?»

    Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
    Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
    – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
    – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
    – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
    – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

    «Подбери словечко»

    Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
    Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

    «Обобщающие понятия»

    Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
    Вариант 1.
    Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
    педагог:-Дети:
    Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
    Вариант 2. Педагог  называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
    педагог: Дети:
    Огурец, помидор-Овощи.

    «Хорошо – плохо»

    Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
    Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
    Педагог: Дождь.
    Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
    Педагог:Город.
    Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

    «Близко-далеко»

    Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
    Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний.
    Стол-столик, ключ-ключик.
    Шапка-шапочка, белка-белочка.
    Книга-книжечка, ложка-ложечка.
    Голова-головка, картина-картинка.
    Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
    Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
    Коса-косичка, вода-водичка.
    Жук-жучок, дуб-дубок.
    Вишня-вишенка, башня-башенка.
    Платье-платьице, кресло-креслице.

    «Весёлый счет»

    Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
    Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
    Пример:
    Один стол – пять столов
    Один слон – пять слонов
    Один журавль – пять журавлей
    Один лебедь – пять лебедей
    Одна гайка –  пять гаек
    Одна шишка – пять шишек
    Один гусёнок – пять гусят
    Один цыплёнок – пять цыплят
    Один заяц – пять зайцев
    Одна шапка – пять шапок
    Одна банка – пять банок.

    «Угадай, кто позвал?»

    Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
    Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт  водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр по развитию речи детей подготовительной группы.

    Материал предназначен как для воспитателей,так и для родителей детей  6-7лет....

    Картотека игр по развитию речи детей от 3 до 7 лет

    Картотека содержит подборку игр, направленных на развитие речи дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет и 5-7 лет....

    Картотека игр по развитию речи детей 3-4 лет

    Картотека игр по развитию речидетей 3-4 лет Игры по развитию звуковойкультуры речиКурочка РябушечкаЦель: Упражняться в произнесении звукоподражания.Ход игры: Из детей выбирают курочку-р...

    Картотека игр по развитию речи детей

    Предлагаем картотеку на развитие речи детей 2-3 лет. Надеюсь моя картотека будет полезна воспитателям младшей группы и родителям....