фонетическая гимнастика
занимательные факты по развитию речи (младшая группа) на тему

Хрипунова Анастасия Анатольевна

данные упражнения помогут малышам познакомиться со звуками речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_gimnastika.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

-А-

1. Воздух в носик набирайся,

“А” теплее выдувайся.

2. Мишеньку качай,

“А” ему напевай!

А – А – А – А.

3. А – красивый звук какой

Ну- ка шире рот открой.

(В игре используется игрушка “мишка”. Звук “А” произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).

-Э-

1. Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И Мишутке подпевай:

Э – Э – Э – Э.

2. Мишка улыбается

И не напрягается

Улыбнись, “Э” протяни,

Подбородок опусти.

(В игре используется игрушка из кукольного театра - “Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).

3. - Как поет козленок: МЭ – МЭ,

А барашек как поёт – БЭ – БЭ.

 

-И-

1. Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам

И скажите: И – И – И – И,

Ротик к ушкам растяни.

(В игре используется игрушка “Петрушка”).

2. “Песенка Ослика”

И – А, И – А!

Ослик так поет всегда.

3. И – И – И – И!

Эй, лошадка,

Нас вези.

И быстрее ты скачи.

(В игре используется игрушка “Лошадка”).

 

-О-

1. Шарик губками возьми,

“О” тихонько протяни!

(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).

2. Курочка поёт

КО – КО – КО,

Не ходите далеко.

(В игре используется игрушка “Курочка”).

3. “Котик испугался”

Котик маленький гулял

И собачку увидал.

Ой! Ой! Ой! Ой!

Испугался котик мой.

(В игре используются игрушки “Собачка” и “Котик”).

4. Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать.

О – О – О – О.

(В игре используется игрушка “Кукла”).

5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой!

Покрутите головой – влево, вправо, вниз: Ой, Ой!

-У-

1. “Куколка заболела”.

Плачет Уленька “Уа”!

Моя куколка больна.

(В игре используется игрушка “Кукла”).

 

2. “Паровоз мчится”.

Загудел паровоз - У! У! У!

И ребяток повёз: У! У! У!

3. “В лесу”.

Заблудились мы в лесу

И кричим: АУ! АУ!

4. “Позовём утят”

Ути – Ути – Ути!

5. “Позовём голубей”: гули – гули – гули.

-Ы-

1. “Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.

2. “Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.

3. “Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.

-Ф-

1. Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Длинный ветерок пусти!

Ф-ф-ф на выдох говори.

2. Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Ф – Ф – как ветер напевай.

3. “Ёжик фыркает”:

Ежик по лесу бежал,

И грибочек увидал.

И от радости фырчал:

Ф – Ф – Ф – Ф.

 

-В-

1. Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай.

В – В – В – В.

2. Начинает вьюга выть,

В – В – В – ребятам говорить.

-П-

1. Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поёт.

П – П – П – П.

(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).

2. Воздух в носик надувайся,

П-п-п-п сквозь губы прорывайся!

3. “Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.

4. “Поцелуй мамы”: П – П – П – П.

5. “Телефон не отвечает”: ПИП – ПИ – П.

-Б-

1. “Б” легко произнеси,

Голосок свой подключи!

2. Баю – баюшки – баю,

Баю Любоньку мою!

3. “Машина сигналит”

Ехала машина,

И всем кричала.

- “Уйдите с дороги,

- Сигналю для начала”.

БИ – БИ – БИП.

-Т-

1. Губы улыбаются,

И не напрягаются.

В дверку постучим с тобой:

ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.

2. Строим домик для бельчат,

Молоточки стучат:

Т – Т – Т; Т – Т – Т.

3. “Испорченный барабан”:

ТЫ – ТЫ – ТЫ.

 

4. “Обожгли язычок”: Т – Т – Т.

-Д-

1. Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмём,

Дружно гвоздики забьём,

Д – легко произнесём.

2. Строим домик для зайчат,

Молоточки стучат:

Т – Д; Т – Д; Т – Д; Т – Д.

3. “Замёрзли дети”: Д – Д – Д.

4. “Барабан барабанит”: Д – Д – Д; Д – Д – Д.

-С-

1. Кран откройся!

Нос, умойся!

Нос, умойся!

Воды не бойся!

С – С – С – С.

Тоненькая струйка льётся,

Тихо песенка поётся

С’ – С’ – С’.

2. Ручеёк в лесу поёт

И детей играть зовёт!

Губы к ушкам растяните.

С’ – С’ – тихонько говорите

И за ручейком бегите!

(Бег “змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’]).

3. Ручеёк бежал, в реку он попал

И рекою стал …

Река шире ручейка,

Вот такие берега.

Да и песенка другая,

Вот она какая –

“С – С – С”

За рекою мы пойдём,

Песенку её споём!

С – С – С – С.

4. Кто же так поёт –

СА – СА – СА?

Это к нам летит оса.

ОС – ОС – ОС –

Превращаю деток в ос!

В поле летите,

“С” говорите.

(Дети изображают полёт ос).

-З-

1. Вот большой комар летит

И сердито он звенит:

З – З – З.

Большой комар улетел,

Но кто – то, снова зазвенел!

Маленький звенит теплее,

Он, наверное, добрее!

З’ – З’ – З’.

З – З – З – я к вам лечу,

Очень я играть хочу.

Я не буду вас кусать,

В прятки будем мы играть!

-Ц-

1. Будем тихо мы сидеть,

“ТС” тихонько будем петь.

2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.

Ц – Ц – Ц – Ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план фонетических занятий для детей 4-летнего возраста

Для более удобного использования тематического плана фонетических занятий  с применением  специальной символики для детей 4-летнего возраста разработанный Т.А. Ткаченко, я систематизировала ...

Артикуляционная гимнастика при формировании фонетической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Артикуляционная  (речевая)  гимнастика  проводится  для  развития,  уточнения  и  совершенствования  основных  движений  органов  речи.Цель...

Фонетическая гимнастика для дошкольников

Фонетическая гимнастика является  важной частью логопедических занятий. Она способствует развитию речевого дыхания, нормализации голосовых функций  и развитию полноценных движений артикуляци...

Презентация "Фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика в работе логопеда"

Краткое содержание: определение фонетической ритмики, её направления, основное отличие сопряжённо-контактной ритмики от фонетической; раскрыты пути применения фонетической и сопряжённо-контактной ритм...

Пособие по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ».

В пособии по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ» представлены интонационно-фонетические упражнения, направленные на воспроизведение удивленного ...