Артикуляционная гимнастика при формировании фонетической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями
консультация по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Артикуляционная  (речевая)  гимнастика  проводится  для  развития,  уточнения  и  совершенствования  основных  движений  органов  речи.

Цель  артикуляционной  гимнастики – выработка  полноценных  движений  и  определённых  положений  органов  артикуляционного  аппарата   (артикуляционных  укладов),  необходимых  для  правильного  произношения  звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика при формировании фонетической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

учитель-логопед I категории Мякишева В.И.

Артикуляционная  (речевая)  гимнастика  проводится  для  развития,  уточнения  и  совершенствования  основных  движений  органов  речи.

Цель  артикуляционной  гимнастики – выработка  полноценных  движений  и  определённых  положений  органов  артикуляционного  аппарата   (артикуляционных  укладов),  необходимых  для  правильного  произношения  звуков.

УКАЗАНИЯ   к   проведению   артикуляционной   гимнастики:

  • Занятия  дадут  наилучший  результат,  если  они  проводятся  в  форме  игры  и  интересны  для  ребёнка;
  • На  одном  занятии  не  следует  давать  больше  2-3  упражнений,  а  к  последующим  упражнениям  надо  переходить  лишь  после  того,  как  будут  усвоены  предыдущие;
  • Все  упражнения  надо  выполнять  естественно,  без  напряжения  (ребёнок  сидит  спокойно,  плечи  не  поднимаются,  пальцы  рук  не  напряжены  и  не  двигаются);
  • Некоторые  упражнения  выполняются  под  счёт,  который  ведёт  взрослый.  Это  необходимо  для  того,  чтобы  у  ребёнка  вырабатывалась  устойчивость  наиболее  важных  положений  губ,  языка;
  • При  затруднениях  в  выполнении  упражнений  надо  вернуться  к  более  простому,  уже  отработанному  материалу;
  • Выполнять  все  упражнения  надо  поэтапно, в   последовательности,  указанной  логопедом;
  • Инструкции  следует  давать  дробно,  например: ''Улыбнись;  покажи  зубы;  приоткрой  рот;  подними  кончик  языка  вверх  к  бугорочкам  за  верхними  зубами;  постучи  кончиком  языка  со  звуком  Д-Д-Д''
  • Проверять  выполнение  ребёнком  упражнения  следует  также  поэтапно.  Это  даёт  возможность  определить,  что  именно  затрудняет  ребёнка,  и  отработать  с  ним  данное  движение;
  • Проводить  артикуляционную  гимнастику  надо  ежедневно,  чтобы  вырабатываемые  у  детей  двигательные  навыки  закрепились,  становились  более  прочными.  Лучше  её  проводить  в  начале  занятия,  в  течение  3-5  минут.
  • При  отборе  материала  для  артикуляционной  гимнастики  надо  соблюдать  определённую  последовательность,  идти  от  более  простых  упражнений  к  более  сложным.  Проводить  их  надо  эмоционально,  в  игровой  форме.
  • Необходимо следить  за  качеством  выполняемых  движений:  точностью  и  правильностью  движения,  плавностью,  достаточным  объёмом  движения,  темпом  выполнения,  устойчивостью,  хорошей  переключаемостью  с  одного  движения  на  другое,  симметричностью,  наличием  лишних  движений.
  • Работа  над  каждым  упражнением  идёт  в  определённой  последовательности:
  • рассказ  о  предстоящем  упражнении  с  использованием  игровых  приёмов;
  • показ  взрослым  упражнения;
  • выполнение  упражнения  ребёнком  перед  зеркалом;
  • проверка  правильности  выполнения,  указания  на  ошибку;
  • выполнение  упражнения  без  зеркала  (если  это  возможно).

УКАЗАНИЯ   К   ПРОВЕДЕНИЮ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ:

  1. НЕЛЬЗЯ  проводить  артикуляционную  гимнастику,  не  видя,  как  упражнение  выполняет  каждый  ребёнок.  Для  того  чтобы  воспитатель  мог  увидеть  качество  выполняемых  движений  каждым  ребёнком,  он  проводит  артикуляционную  гимнастику  следующим  образом:
  • Рассказывает,  используя  игровые  приёмы,  о  предстоящих  упражнениях;
  • Показывает  выполнение  этого  упражнения;
  • Упражнение  выполняют  все  дети;
  • Воспитатель  проверяет  выполнение  упражнения  по  подгруппам  (не  более  5  человек);
  1. Если  дети  выполняют  какое-то  упражнение  недостаточно  хорошо,  воспитатель  не  даёт  новых  упражнений,  а  отрабатывает  старый  материал.  Для  этого  он  придумывает  новые  игровые  приёмы  для  закрепления  этого  движения.
  2. Если  воспитатель  увидит,  что  в  основном  группа  справляется  с  выполнением  упражнения  и  только  некоторые  дети  выполняют  его  недостаточно  хорошо,  он  проводит  с  ними  дополнительную  индивидуальную  работу  или  даёт  задания  родителям  отработать  эти  движения  дома,  отводя  на  их  выполнение  1-2  минуты  два  раза  в  день – утром  и  вечером.
  3. Проводя  артикуляционную  гимнастику,  надо  следить,  чтобы  движения  каждого  органа  выполнялись  симметрично  по  отношению  к  правой  и  левой  стороне.  Если  у  ребёнка  язык  или  губы  уклоняются  влево  или  вправо,  то  необходимо  индивидуально,  перед  зеркалом  отработать  эти  движения.
  4. Также  в  процессе  выполнения  артикуляционных  упражнений  необходимо  следить  за  точностью,  устойчивостью  и  плавностью  движений  органов  артикуляционного  аппарата.

ТРЕБОВАНИЯ   К ПРОВЕДЕНИЮ   АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ  И К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ    НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ:

  1. Вторая  младшая  группа.

Упражнения  проводятся  в  игровой  форме.  Объём  требований  к  выполнению  движений  невелик.  Надо,  чтобы  дети  усвоили  простейшие  навыки,  без  которых  будет  трудно  в  дальнейшем  развивать  и  совершенствовать  движения  артикуляционного  аппарата.

  1. В  средней  группе  для  артикуляционной  гимнастики  используются  игровые  приёмы.  На  основе  приобретённых  детьми  простейших  навыков  движения  органов  артикуляционного  аппарата  постепенно  развиваются,  совершенствуются.  Соответственно  повышаются  и  требования  к  выполнению  артикуляционной  гимнастики.
  2. В  старшей  группе  уже  следят  за  плавностью,  лёгкостью,  чёткостью  выполнения  движения,  за  умением  плавно,  достаточно  быстро  переключать  органы  артикуляционного  аппарата  с  одного  движения  и  положения  на  другое.  Следят  за  точностью  и  устойчивостью  конечного  результата:  полученное  положение  органа  артикуляционного  аппарата  должно  удерживаться  некоторое  время  без  изменений.  Движения  становятся  лёгкими,  правильными,  привычными,  поэтому  их  можно  проводить  в  любом  темпе.  После  отработки  комплекса  на  определённую  группу  звуков  можно  включить  в  артикуляционную  гимнастику  звукоподражания  на  этот  звук.
  3. В  подготовительной  к  школе  группе  для  артикуляционной  гимнастики  берут  упражнения  на  дифференциацию  различных  звуков:  гласных,  взрывных  согласных,  носовых  и  сонорных,  губных  и  язычных,  взрывных  и  щелевых,  переднеязычных  и  заднеязычных.  Эта  работа  проводится  с  использованием  игровых  приёмов  и  способствует  развитию  у  ребёнка  не  только  органов  артикуляционного  аппарата,  но  и  фонематического  слуха.

Рекомендации логопедам, воспитателям и родителям

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
  • После освоения ребёнком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учётом индивидуальных дефектов произношения.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Эта гимнастика рекомендуется:

  • на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи (специалист выявляет эту особенность в процессе обследования органов артикуляции);
  • детям раннего возраста для профилактики речевых нарушений (по рекомендации специалиста).

Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений.

  1. Собирание губ в «трубочку».
  2. Растягивание губ в улыбку.
  3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен.
  4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
  5. Приподнимание кончика языка.

Приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твёрдому нёбу или к верхней губе.

  1. Подтягивание языка вперёд.

Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Рекомендации логопедам и родителям

  • Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
  • Количество повторов каждого движения 3-4 раза.
  • Выполняется гимнастика ежедневно, желательно несколько раз в день.


Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ     ГИМНАСТИКА

Артикуляционные  упражнения

Для языка

 Для губ

Для подъяз. уздечки

С-С'-З-З'-Ц

Ш-Ж-Щ-Ч

Л-Л'

Р-Р'

К'-К, Г-Г', Х-Х'

1.  Заборчик

+

2. Покажи зубки

+

+

3. Оля охает

+

4. Трубочка

+

5.  Заборчик – трубочка

+

+

+

+

+

6.  Окошко

+

7.  Иголочка

+

+

8. Блинчик

+

+

+

+

+

9. Блинчик-иголочка

+

+

10  Часики

+

+

11. Лошадка

+

+

+

+

12.Накажем язычок

+

+

+

+

13. Киска сердится

+

+

+

14. Упрямый ослик

+

15. Чистим нижние зубки

+

+

+

16. Посчитай нижние зубы

+

+

+

17. Качели   1,2,3,4,5,6

+

+

+

+

+

+

18. Дудочка

+

+

+

19. Чашечка

+

+

20. Маляр

+

+

+

+

+

21. Грибок

+

+

+

+

22. Бублик

+

+

23. Фокус

+

24. Вкусное  варенье

+

+

+

+

25.  Гармошка

+

+

+

26. Индюк

+

+

27.Чистим верхние зубы

+

+

+

28. Посчитай верхние  зубки

+

+

+

29. Пароход

+

30. Поймай  звук 'Л'

+

31. Комарик

+

32. Моторчик

+

33. Дотянись до носа

+

+

34. Толстячок

+

35. Худышка

+

36.Причешем язычок

+

+

37. Барабанщик

+

+

+

38. Язык-силач

+

+

+

39. Ступеньки

+

+

40. Парус

+

+

+

41. Быстрая змейка

+

КОМПЛЕКС    АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1

''Заборчик''

Улыбнуться,  с  напряжением  обнажив  сомкнутые  зубы.  Удерживать  данное  положение  на  счёт  до  пяти.  Прикус  должен  быть  естественным,  нижняя  челюсть  не  должна  выдвигаться  вперёд.

2

''Трубочка''

Губы  и  зубы  сомкнуты.  С  напряжением  вытянуть  губы  вперёд  трубочкой.  Удерживать  их  в  таком  положении  на  счёт  до  пяти.

3

«Покажи зубки»

Попеременно обнажать верхнюю и нижнюю губы. Удерживать на счёт до 5.

4

«Оля охает»

Губы принимают артикуляционный уклад гласного звука «О». Удерживать на счёт.

5

''Окошко''

На  счёт  ''раз''  широко  открыть  рот  (окошко  открыто),  на  счёт  ''два''  закрыть  рот  (окошко  закрыто).

6

''Блинчик''

Приоткрыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу  и  поддержать  его  в  таком  положении,  считая  про  себя  до  пяти.

7

''Иголочка''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Высунуть  язык  наружу  острым,  как  жало.  Следить,  чтобы  кончик  языка  не  загибался  вверх.

8

''Часики''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Кончик  языка  переводить  на  счёт  ''раз – два''  из  одного  уголка  рта  в  другой.  Нижняя  челюсть  при  этом  остаётся  неподвижной.

9

''Качели''

  1. вариант.  Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  носу,  затем  опускается  вниз  к  подбородку.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  2. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  верхней  губе,  затем  опускается  к  нижней.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  3. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  прикасается  к  верхним  резцам,  затем  к  нижним.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  челюсть  не  двигались.
  4. вариант. Рот  открыт,  широкий  край  языка  просунуть  между  верхними  зубами  и  губой,  а  затем  между  нижними  зубами  и  губой.  Следить,  чтобы  язык  как  можно  больше  загибался  и  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.
  5. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  верхними  резцами,  затем  за  нижними.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  6. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  нижними  резцами,  затем  поднять  язык  вверх,  кончиком  дотронуться  до  мягкого  нёба.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась  

10

''Лошадка''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Пощёлкать  кончиком  языка,  как  цокают  лошадки.  Рот  при  этом  открыт,  язык  должен  быть  широким.  Следить,  чтобы  кончик  языка  не  подворачивался  внутрь,  а  нижняя  челюсть  оставалась  неподвижной.

11

''Накажем  непослушный  язычок''

Положить  широкий  язык  между  губами  и  ''пошлёпать''  его  ''пя-пя-пя''.

Положит язык между зубами и пошлёпать «тя-тя-тя».

12

''Упрямый  ослик''

Губы  в  улыбке,  рот  приоткрыт.  С  силой  произносить  сочетание  ИЕ.  Кончик  языка  при  этом  упирается  в  нижние  зубы.

13

''Киска  сердится''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Кончиком  языка  упереться  в  нижние  зубы.  На  счёт  ''раз'' – выгнуть  язык  горкой,  упираясь  кончиком  в  нижние  зубы.  На  счёт  два  вернуться  в  исходное  положение.  Кончик  языка  при  этом  не  должен  отрываться  от  нижних  зубов,  рот  не  закрывается.

14

''Чистим  нижние  зубы''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  нижние  зубы  с  внутренней  стороны,  делая  движения  языком  вправо – влево, вверх - вниз.  Нижняя  челюсть  при  этом  не  двигается.

15

''Посчитай  нижние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  упираться  по  очереди  в  каждый  нижний  зуб  с  внутренней  стороны.  Следить,  чтобы  нижняя  челюсть  была  неподвижна.

16

''Чашечка''

Улыбнуться,  открыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу,  боковые  края  языка  загнуть  в  форме  чашечки.  Удерживать  на  счёт  до  пяти.  Нижняя  губа  не должна  обтягивать  нижние  зубы.

17

''Бублик''

Выполнить  упражнение  ''Хоботок''.  Затем  округлить  губы  так,  чтобы  были  видны  зубы.  Следить,  чтобы  зубы  были  сжаты.  Удержать  губы  в  таком  положении  на  счёт  до  пяти.

18

''Фокус''

Положить  на  самый  кончик  носа  маленький  кусочек  ватки.  Язык  в  форме  чашечки  плотно  примыкает  к  верхним  губам.  Нужно  сдуть  ватку  с  кончика  носа.

19

''Маляр''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Широким  кончиком  языка  погладить  нёбо  от  зубов  к  горлу.  Нижняя  челюсть  не  должна  двигаться.

20

''Вкусное  варенье''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Языком  в  форме  чашечки  облизывать  верхнюю  губу  сверху  вниз  (можно  помазать  её  вареньем).  Нижняя  губа  не  должна  обтягивать  зубы  (можно  оттянуть  её  вниз  рукой).

21

''Грибок''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Присосать  широкий  язык  к  нёбу.  Это  шляпка  гриба,  а  подъязычная  уздечка – ножка.  Кончик  языка  не  должен  подворачиваться,  губы – в  улыбке.  Если  ребёнку  не  удаётся  присосать  язык,  то  можно  пощёлкать  языком,  как  в  упражнении  ''Лошадка''.  В  пощёлкивании  улавливается  нужное  движение  языка.

22

''Гармошка''

Положение  языка  как  в  упражнении  ''Грибок'',  губы  в  улыбке.  Не  отрывая  языка,  открывать  и  закрывать  рот.

23

''Пароход''

Приоткрыть  рот  и  длительно  на  одном  выдохе  произносить  звук  ''Ы-Ы-Ы-Ы''.  Необходимо  следить,  чтобы  кончик  языка  был  опущен  и  находился  в  глубине  рта.

24

''Индюк''

Приоткрыть  рот,  положить  язык  на  верхнюю  губу  и  производить  движения  широким  передним  краем  языка  по  верхней  губе  вперёд  и  назад,  стараясь  не  отрывать  язык  от  губы,  как  бы  поглаживая  её.  Темп  упражнения  постепенно  убыстрять,  затем  добавить  голос,  чтобы  слышалось  ''бл-бл-бл''.  Следите,  чтобы  язык  не  сужался, он  должен  быть  широким.

25

''Чистим  верхние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  верхние  зубки  с  внутренней  стороны,  двигая  языком  влево – вправо, вверх - вниз.

26

''Посчитай  верхние  зубки''

В  этом  комплексе  ''считаем''  верхние  зубы.

27

''Поймаем  звук  Л''

Улыбнуться.  Во  время  произнесения  звука  ''А''  широкий  кончик  языка  закусить  зубами.  Постепенно  убыстряя  темп  движения,  вы  услышите  звук  ''Л''  

28

''Дудочка''

Открыть  рот,  свернуть  язык  трубочкой.  Длительно  подуть  в  эту  трубочку.

29

''Барабанщик''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Многократно  и  отчётливо  произносить  звук  ''Д-Д-Д''.  Язык  упирается  в  верхние  зубы  при  произнесении  этого  звука,  рот  не  должен  закрываться.  Очень  часто  при  выполнении  этого  упражнения  рот  у  ребёнка  закрывается.  Чтобы  этого  не  происходило,  можно  зажать  зубами  палочку  шириной  примерно  1см  или  ручку  детской  зубной  щётки  прямоугольной  формы  (ручка  не  должна  быть  толстой,  она  должна  быть  прямой,  как  линеечка).

30

''Комарик''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Поднять  язык  за  верхние  зубы,  длительно  произнести  звук  ''З''  (если  ребёнок  умеет  правильно  его  произносить).  Если  у  ребёнка  закрывается  рот  при  выполнении  этого  упражнения,  можно  воспользоваться  механической  помощью,  как  в  упражнении  ''Барабан''.

31

''Моторчик''

Во  время  длительного  произнесения  звука  ''Д''  или  ''З''  (за  верхними  зубами)  быстрыми  движениями  плоской  ручки  чайной  ложки,  деревянным  шпателем,  соской  или  просто  чистым  прямым  указательным  пальцем  самого  ребёнка  производить под языком частые  колебательные  движения  из  стороны  в  сторону.

32

''Толстячок''

  • Надувание  обеих  щёк  одновременно.
  • Надувание  правой  и  левой  щёк  попеременно  (перегонка  воздуха  из  одной  щеки  в  другую).  

33

''Худышка''

Втягивание  щёк  в  ротовую  полость  при  открытом  рте  и  сомкнутых  губах.

34

''Причешем  язычок''

Губы  в  улыбке,  зубы  сжаты.  Широкий  язык  протискивается  наружу  между  зубами  так,  что  верхние  резцы  скоблят  по  спинке  языка.

35.

''Достать  языком  нос''

Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  поднять  к  носу,  затем  опустить  к  верхней  губе.

36.

«Ступеньки»

Рот приоткрыт,  широким  кончиком  языка  обнять  верхнюю  губу – это  первая  ступенька;  широким  кончиком  языка  обнять  верхние  зубы – это  вторая  ступенька;  широкий  кончик  языка  прижать  к  верхним  бугоркам – это  третья  ступенька. Широким кончиком языка постучать по бугоркам -  д-д-д.  Выполнять в обратной последовательности.

37.

«Быстрая змейка»

Широко  открыть  рот;  узкий  язык  сильно  выдвинуть  вперёд  и  убрать  обратно  в  рот;  затем  выдвинуть,  двигая  им  из  стороны  в  сторону,  и  снова  убрать

38.

«Парус»

39.

«Язык – силач»

Широкий язык поднимать вверх, к носу. Между языком и верхней губой удерживать счётную палочку под счёт.

40.

''Дотянись  язычком  до  подбородка''

Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  язык  опустить  к  подбородку,  затем  поднять  к  нижней  губе.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  а  губы  и  челюсть  не  двигались.

НАЧАЛЬНЫЙ  КОМПЛЕКС  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   ГИМНАСТИКИ

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1.

''Окошко''

На  счёт  ''раз''  широко  открыть  рот  (окошко  открыто),  на  счёт  ''два''  прикрыть  рот, чуть сблизив зубки, на счёт «три» закрыть рот  (окошко  закрыто).

2

''Заборчик''

Улыбнуться,  с  напряжением  обнажив  сомкнутые  зубы.  Удерживать  данное  положение  на  счёт  до  пяти.  Прикус  должен  быть  естественным,  нижняя  челюсть  не  должна  выдвигаться  вперёд.

3

''Трубочка''

Губы  и  зубы  сомкнуты.  С  напряжением  вытянуть  губы  вперёд  трубочкой.  Удерживать  их  в  таком  положении  на  счёт  до  пяти.

4

''Заборчик - Трубочка''

На счёт «раз –два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

5

''Накажем  непослушный  язычок'' или «Замесим тесто»

Положить  широкий  язык  между  губами  и  ''пошлёпать''  его  ''пя-пя-пя''.

Положить  широкий  язык  между  зубами  и  ''пошлёпать''  его  ''тя-тя-тя''.

6

''Блинчик''

Приоткрыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу  и  поддержать  его  в  таком  положении,  считая  про  себя  до  пяти.

7

''Иголочка''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Высунуть  язык  наружу  острым,  как  жало.  Следить,  чтобы  кончик  языка  не  загибался  вверх.

8

''Причешем  язычок''

Губы  в  улыбке,  зубы  сжаты.  Широкий  язык  протискивается  наружу  между  зубами  так,  что  верхние  резцы  скоблят  по  спинке  языка.

9

''Толстячок''

  • Надувание  обеих  щёк  одновременно.
  • Надувание  правой  и  левой  щёк  попеременно  (перегонка  воздуха  из  одной  щеки  в  другую).  

10

''Худышка''

Втягивание  щёк  в  ротовую  полость  при  открытом  рте  и  сомкнутых  губах.

11

Чередование

''Толстячок'' –

''Худышка''

12

''Часики''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Кончик  языка  переводить  на  счёт  ''раз – два''  из  одного  уголка  рта  в  другой.  Нижняя  челюсть  при  этом  остаётся  неподвижной.

13

''Причешем  язычок''

Губы  в  улыбке,  зубы  сжаты.  Широкий  язык  протискивается  наружу  между  зубами  так,  что  верхние  резцы  скоблят  по  спинке  языка.

14

''Качели''

  1. вариант.  Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  носу,  затем  опускается  вниз  к  подбородку.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  2. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  верхней  губе,  затем  опускается  к  нижней.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  3. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  прикасается  к  верхним  резцам,  затем  к  нижним.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  челюсть  не  двигались.
  4. вариант. Рот  открыт,  широкий  край  языка  просунуть  между  верхними  зубами  и  губой,  а  затем  между  нижними  зубами  и  губой.  Следить,  чтобы  язык  как  можно  больше  загибался  и  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.
  5. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  верхними  резцами,  затем  за  нижними.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  6. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  нижними  резцами,  затем  поднять  язык  вверх,  кончиком  дотронуться  до  мягкого  нёба.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась  

Рекомендации логопедам, воспитателям и родителям

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 – 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день.
  • Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребёнку поднять язык вверх.
  • После освоения ребёнком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учётом индивидуальных дефектов произношения.

КОМПЛЕКС    УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ С – С’ – З – З'

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1

''Заборчик - Трубочка''

На счёт «раз –два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

2

''Блинчик''

Приоткрыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу  и  поддержать  его  в  таком  положении,  считая  про  себя  до  пяти.

3

''Накажем  непослушный  язычок''

Положить  широкий  язык  между  губами  и  ''пошлёпать''  его  ''пя-пя-пя''.

Положить  широкий  язык  между  губами  и  ''пошлёпать''  его  «тя-тя-тя». .

4

''Киска  сердится''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Кончиком  языка  упереться  в  нижние  зубы.  На  счёт  ''раз'' – выгнуть  язык  горкой,  упираясь  кончиком  в  нижние  зубы.  На  счёт  два  вернуться  в  исходное  положение.  Кончик  языка  при  этом  не  должен  отрываться  от  нижних  зубов,  рот  не  закрывается.

5

''Упрямый  ослик''

Губы  в  улыбке,  рот  приоткрыт.  С  силой  произносить  сочетание  ИЕ.  Кончик  языка  при  этом  упирается  в  нижние  зубы.

6

''Дудочка''

Открыть  рот,  свернуть  язык  трубочкой.  Длительно  подуть  в  эту  трубочку.

7

''Чистим  нижние  зубы''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  нижние  зубы  с  внутренней  стороны,  делая  движения  языком  вправо – влево.  Нижняя  челюсть  при  этом  не  двигается.

8

''Посчитай  нижние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  упираться  по  очереди  в  каждый  нижний  зуб  с  внутренней  стороны.  Следить,  чтобы  нижняя  челюсть  была  неподвижна.

9

''Качели''

  1. вариант.  Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  носу,  затем  опускается  вниз  к  подбородку.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  2. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  верхней  губе,  затем  опускается  к  нижней.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  3. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  прикасается  к  верхним  резцам,  затем  к  нижним.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  челюсть  не  двигались.
  4. вариант. Рот  открыт,  широкий  край  языка  просунуть  между  верхними  зубами  и  губой,  а  затем  между  нижними  зубами  и  губой.  Следить,  чтобы  язык  как  можно  больше  загибался  и  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.
  5. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  верхними  резцами,  затем  за  нижними.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  6. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  нижними  резцами,  затем  поднять  язык  вверх,  кончиком  дотронуться  до  мягкого  нёба.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась  

КОМПЛЕКС    УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ

ПРАВИЛЬНЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Ш – Ж – Щ - Ч

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1

''Заборчик - Трубочка''

На счёт «раз –два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

2

''Блинчик''

Приоткрыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу  и  поддержать  его  в  таком  положении,  считая  про  себя  до  пяти.

3

''Накажем  непослушный  язычок''

Положить  широкий  язык  между  губами  и  ''пошлёпать''  его  ''пя-пя-пя''.

4

''Чашечка''

Улыбнуться,  открыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу,  боковые  края  языка  загнуть  в  форме  чашечки.  Удерживать  на  счёт  до  пяти.  Нижняя  губа  не должна  обтягивать  нижние  зубы.

5

''Бублик''

Выполнить  упражнение  ''Хоботок''.  Затем  округлить  губы  так,  чтобы  были  видны  зубы.  Следить,  чтобы  зубы  были  сжаты.  Удержать  губы  в  таком  положении  на  счёт  до  пяти.

6

''Фокус''

Положить  на  самый  кончик  носа  маленький  кусочек  ватки.  Язык  в  форме  чашечки  плотно  примыкает  к  верхним  губам.  Нужно  сдуть  ватку  с  кончика  носа.

7

''Лошадка''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Пощёлкать  кончиком  языка,  как  цокают  лошадки.  Рот  при  этом  открыт,  язык  должен  быть  широким.  Следить,  чтобы  кончик  языка  не  подворачивался  внутрь,  а  нижняя  челюсть  оставалась  неподвижной.

8.

''Маляр''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Широким  кончиком  языка  погладить  нёбо  от  зубов  к  горлу.  Нижняя  челюсть  не  должна  двигаться.

9.

''Вкусное  варенье''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Языком  в  форме  чашечки  облизывать  верхнюю  губу  сверху  вниз  (можно  помазать  её  вареньем).  Нижняя  губа  не  должна  обтягивать  зубы  (можно  оттянуть  её  вниз  рукой).

10.

''Грибок''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Присосать  широкий  язык  к  нёбу.  Это  шляпка  гриба,  а  подъязычная  уздечка – ножка.  Кончик  языка  не  должен  подворачиваться,  губы – в  улыбке.  Если  ребёнку  не  удаётся  присосать  язык,  то  можно  пощёлкать  языком,  как  в  упражнении  ''Лошадка''.  В  пощёлкивании  улавливается  нужное  движение  языка.

11.

''Гармошка''

Положение  языка  как  в  упражнении  ''Грибок'',  губы  в  улыбке.  Не  отрывая  языка,  открывать  и  закрывать  рот.

КОМПЛЕКС    УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ К – Г - Х

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1

''Окошко''

На  счёт  ''раз''  широко  открыть  рот  (окошко  открыто),  на  счёт  ''два''  закрыть  рот  (окошко  закрыто).

2

''Заборчик - Трубочка''

На счёт «раз –два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

3.

''Блинчик - Иголочка''

Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым как жало.

4.

''Киска  сердится''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Кончиком  языка  упереться  в  нижние  зубы.  На  счёт  ''раз'' – выгнуть  язык  горкой,  упираясь  кончиком  в  нижние  зубы.  На  счёт  два  вернуться  в  исходное  положение.  Кончик  языка  при  этом  не  должен  отрываться  от  нижних  зубов,  рот  не  закрывается.

5.

''Чистим  нижние  зубы''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  нижние  зубы  с  внутренней  стороны,  делая  движения  языком  вправо – влево.  Нижняя  челюсть  при  этом  не  двигается.

6.

''Посчитай  нижние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  упираться  по  очереди  в  каждый  нижний  зуб  с  внутренней  стороны.  Следить,  чтобы  нижняя  челюсть  была  неподвижна.

7.

«Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.

8.

''Качели''

  1. вариант.  Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  носу,  затем  опускается  вниз  к  подбородку.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  2. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  верхней  губе,  затем  опускается  к  нижней.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  3. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  прикасается  к  верхним  резцам,  затем  к  нижним.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  челюсть  не  двигались.
  4. вариант. Рот  открыт,  широкий  край  языка  просунуть  между  верхними  зубами  и  губой,  а  затем  между  нижними  зубами  и  губой.  Следить,  чтобы  язык  как  можно  больше  загибался  и  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.
  5. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  верхними  резцами,  затем  за  нижними.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  6. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  нижними  резцами,  затем  поднять  язык  вверх,  кончиком  дотронуться  до  мягкого  нёба.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась  

КОМПЛЕКС    УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Л – Л’

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1

''Окошко''

На  счёт  ''раз''  широко  открыть  рот  (окошко  открыто),  на  счёт  ''два''  закрыть  рот  (окошко  закрыто).

2

''Заборчик - Трубочка''

На счёт «раз –два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

3.

''Блинчик''

Приоткрыть  рот,  положить  широкий  язык  на  нижнюю  губу  и  поддержать  его  в  таком  положении,  считая  про  себя  до  пяти.

4.

''Накажем  непослушный  язычок''

Положить  широкий  язык  между  губами  и  ''пошлёпать''  его  ''пя-пя-пя''.

5.

''Вкусное  варенье''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Языком  в  форме  чашечки  облизывать  верхнюю  губу  сверху  вниз  (можно  помазать  её  вареньем).  Нижняя  губа  не  должна  обтягивать  зубы  (можно  оттянуть  её  вниз  рукой).

6.

''Качели''

  1. вариант.  Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  носу,  затем  опускается  вниз  к  подбородку.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  2. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  край  языка  поднимается  к  верхней  губе,  затем  опускается  к  нижней.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  3. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  прикасается  к  верхним  резцам,  затем  к  нижним.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  челюсть  не  двигались.
  4. вариант. Рот  открыт,  широкий  край  языка  просунуть  между  верхними  зубами  и  губой,  а  затем  между  нижними  зубами  и  губой.  Следить,  чтобы  язык  как  можно  больше  загибался  и  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.
  5. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  верхними  резцами,  затем  за  нижними.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  6. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  нижними  резцами,  затем  поднять  язык  вверх,  кончиком  дотронуться  до  мягкого  нёба.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась  

7.

''Пароход''

Приоткрыть  рот  и  длительно  на  одном  выдохе  произносить  звук  ''Ы-Ы-Ы-Ы''.  Необходимо  следить,  чтобы  кончик  языка  был  опущен  и  находился  в  глубине  рта.

8.

''Индюк''

Приоткрыть  рот,  положить  язык  на  верхнюю  губу  и  производить  движения  широким  передним  краем  языка  по  верхней  губе  вперёд  и  назад,  стараясь  не  отрывать  язык  от  губы,  как  бы  поглаживая  её.  Темп  упражнения  постепенно  убыстрять,  затем  добавить  голос,  чтобы  слышалось  ''бл-бл-бл''.  Следите,  чтобы  язык  не  сужался, он  должен  быть  широким.

9.

''Маляр''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Широким  кончиком  языка  погладить  нёбо  от  зубов  к  горлу.  Нижняя  челюсть  не  должна  двигаться.

10.

''Чистим  верхние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  верхние  зубки  с  внутренней  стороны,  двигая  языком  влево – вправо.

11.

''Посчитай  верхние  зубки''

В  этом  комплексе  ''считаем''  верхние  зубы.

12.

''Поймаем  звук  Л''

Улыбнуться.  Во  время  произнесения  звука  ''А''  широкий  кончик  языка  закусить  зубами.  Постепенно  убыстряя  темп  движения,  вы  услышите  звук  ''Л''  

КОМПЛЕКС    УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р – Р’

№  

Название

упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1

''Окошко''

На  счёт  ''раз''  широко  открыть  рот  (окошко  открыто),  на  счёт  ''два''  закрыть  рот  (окошко  закрыто).

2.

''Качели''

  1. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  прикасается  к  верхним  резцам,  затем  к  нижним.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  и  челюсть  не  двигались.
  2. вариант. Рот  открыт,  широкий  край  языка  просунуть  между  верхними  зубами  и  губой,  а  затем  между  нижними  зубами  и  губой.  Следить,  чтобы  язык  как  можно  больше  загибался  и  не  сужался,  губы  и  нижняя  челюсть  были  неподвижны.
  3. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  верхними  резцами,  затем  за  нижними.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась.
  4. вариант. Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широким  кончиком  языка  дотронуться  до  бугорков  за  нижними  резцами,  затем  поднять  язык  вверх,  кончиком  дотронуться  до  мягкого  нёба.  Следить,  чтобы  язык  не  сужался,  губы  не  натягивались  на  зубы,  нижняя  челюсть  не  двигалась  

3.

''Маляр''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Широким  кончиком  языка  погладить  нёбо  от  зубов  к  горлу.  Нижняя  челюсть  не  должна  двигаться.

4.

''Чистим  верхние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  верхние  зубки  с  внутренней  стороны,  двигая  языком  вверх - вниз.

5.

''Посчитай  верхние  зубки''

В  этом  комплексе  ''считаем''  верхние  зубы.

6.

''Лошадка''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Пощёлкать  кончиком  языка,  как  цокают  лошадки.  Рот  при  этом  открыт,  язык  должен  быть  широким.  Следить,  чтобы  кончик  языка  не  подворачивался  внутрь,  а  нижняя  челюсть  оставалась  неподвижной.

7.

''Грибок''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Присосать  широкий  язык  к  нёбу.  Это  шляпка  гриба,  а  подъязычная  уздечка – ножка.  Кончик  языка  не  должен  подворачиваться,  губы – в  улыбке.  Если  ребёнку  не  удаётся  присосать  язык,  то  можно  пощёлкать  языком,  как  в  упражнении  ''Лошадка''.  В  пощёлкивании  улавливается  нужное  движение  языка.

8.

''Гармошка''

Положение  языка  как  в  упражнении  ''Грибок'',  губы  в  улыбке.  Не  отрывая  языка,  открывать  и  закрывать  рот.

9.

''Барабанщик;''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Многократно  и  отчётливо  произносить  звук  ''Д-Д-Д''.  Язык  упирается  в  верхние  зубы  при  произнесении  этого  звука,  рот  не  должен  закрываться.  Очень  часто  при  выполнении  этого  упражнения  рот  у  ребёнка  закрывается.  Чтобы  этого  не  происходило,  можно  зажать  зубами  палочку  шириной  примерно  1см  или  ручку  детской  зубной  щётки  прямоугольной  формы  (ручка  не  должна  быть  толстой,  она  должна  быть  прямой,  как  линеечка).

10.

''Комарик''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Поднять  язык  за  верхние  зубы,  длительно  произнести  звук  ''З''  (если  ребёнок  умеет  правильно  его  произносить).  Если  у  ребёнка  закрывается  рот  при  выполнении  этого  упражнения,  можно  воспользоваться  механической  помощью,  как  в  упражнении  ''Барабан''.

11

''Моторчик''

Во  время  длительного  произнесения  звука  ''Д''  или  ''З''  (за  верхними  зубами)  быстрыми  движениями  плоской  ручки  чайной  ложки,  деревянным  шпателем,  соской  или  просто  чистым  прямым  указательным  пальцем  самого  ребёнка  производить под языком частые  колебательные  движения  из  стороны  в  сторону.

13.

«Ступеньки»

Рот приоткрыт,  широким  кончиком  языка  обнять  верхнюю  губу – это  первая  ступенька;  широким  кончиком  языка  обнять  верхние  зубы – это  вторая  ступенька;  широкий  кончик  языка  прижать  к  верхним  бугоркам – это  третья  ступенька. Широким кончиком языка постучать по бугоркам -  д-д-д.  Выполнять в обратной последовательности.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

№  

Название

Упражнения

Описание  выполнения  упражнения

1.

''Маляр''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Широким  кончиком  языка  погладить  нёбо  от  зубов  к  горлу.  Нижняя  челюсть  не  должна  двигаться.

2.

''Чистим  верхние  зубки''

Улыбнуться,  приоткрыть  рот.  Кончиком  языка  ''почистить''  верхние  зубки  с  внутренней  стороны,  двигая  языком  влево – вправо.

3.

''Посчитай  верхние  зубки''

В  этом  комплексе  ''считаем''  верхние  зубы.

4.

''Лошадка''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Пощёлкать  кончиком  языка,  как  цокают  лошадки.  Рот  при  этом  открыт,  язык  должен  быть  широким.  Следить,  чтобы  кончик  языка  не  подворачивался  внутрь,  а  нижняя  челюсть  оставалась  неподвижной.

5.

''Грибок''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Присосать  широкий  язык  к  нёбу.  Это  шляпка  гриба,  а  подъязычная  уздечка – ножка.  Кончик  языка  не  должен  подворачиваться,  губы – в  улыбке.  Если  ребёнку  не  удаётся  присосать  язык,  то  можно  пощёлкать  языком,  как  в  упражнении  ''Лошадка''.  В  пощёлкивании  улавливается  нужное  движение  языка.

6.

''Гармошка''

Положение  языка  как  в  упражнении  ''Грибок'',  губы  в  улыбке.  Не  отрывая  языка,  открывать  и  закрывать  рот.

7.

''Дятел''

Улыбнуться,  открыть  рот.  Многократно  и  отчётливо  произносить  звук  ''Д-Д-Д''.  Язык  упирается  в  верхние  зубы  при  произнесении  этого  звука,  рот  не  должен  закрываться.  Очень  часто  при  выполнении  этого  упражнения  рот  у  ребёнка  закрывается.  Чтобы  этого  не  происходило,  можно  зажать  зубами  палочку  шириной  примерно  1см  или  ручку  детской  зубной  щётки  прямоугольной  формы  (ручка  не  должна  быть  толстой,  она  должна  быть  прямой,  как  линеечка).

8.

''Достать  языком  нос''

Рот  открыт,  губы  в  улыбке,  широкий  кончик  языка  поднять  к  носу,  затем  опустить  к  верхней  губе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией

В ходе изучения методической литературы были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефи...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Методическая копилка речевых игр. Формирование фонетической стороны речи дошкольников.

Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах. Младший дошкольный возраст: (Игры для развития артикуляционного аппарата; упражн...