Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
    статья по логопедии (средняя группа) по теме

    Петухова Анастасия Витальевна

     

    В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный опыт может использоваться логопедами и воспитателями в коррекционной работе для детей с общим недоразвитием речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_petukhova_a.v.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Петухова А. В.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102» г.Таганрог, Ростовская область,  Россия

    В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный опыт может использоваться логопедами и воспитателями в коррекционной работе для детей с общим недоразвитием речи.

    Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, коррекционная работа, лексическое развитие речи дошкольника, общее недоразвитие речи.

    Развитие лексикой стороны речи у детей с речевыми нарушениями — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

    Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором они многому учатся. Известные ученые-психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  Д.Б. Эльконин) называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания.

    Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе ее ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д.  Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

    Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения.

    С целью формирования лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями была разработана и апробирована система коррекционных занятий с использованием  сюжетно-ролевой игры, которая проводилась в течение всего учебного года в логопедической группе.

    Работа осуществлялась по следующим этапам:

    1. Диагностический этап.  Первичная диагностика речевого развития, с помощью методического пособия «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой позволила выявить:  у детей средней логопедической группы понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает сложности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

    1. Формирующий этап. На формирующем этапе для детей средней логопедической группы была разработана и апробирована система коррекционных занятий по формированию словарного запаса у детей с использованием  сюжетно-ролевой игры, которая проводилась в течение всего учебного года.

           Сюжетно-ролевые игры организовывали логопед и воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводилось логопедом в форме занятия 1 раз в неделю, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществлялось воспитателем. В процессе формирования игровых умений у детей, воспитатели занимались с ними как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и с взрослым. Организовались и проводились игры, в которых участвовали все дети группы: «День рождения куклы», где все дети танцевали и пели; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривали, собирали. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку затем играли с ней; причем получал игрушку тот, кто правильно попросил ее у «продавца». В  игры дети вовлекались постепенно. На первых порах педагогам часто приходилось выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр.

    Ежедневно воспитателем велась работа, для создания специальных условий  развития сюжетно-ролевых игр у детей группы. Воспитатель всячески побуждал детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. и, учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, следил за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель (или логопед) просил его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре. Детей  постоянно побуждали к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствовало  закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имело активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминал ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, педагог все действия обозначал словом. Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель (или логопед) давали качественную оценку действию («Я легко глажу волосы», «Кукла прыгает высоко»), обращали внимание детей на порядок выполнения действий («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдал разнообразные действия и при этом слышал разное обозначение их словом, у него происходило развитие  чувства языка.

    Знакомые сюжетно-ролевые игры логопед использовал для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств. В игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

    Обучение игровой деятельности состояло, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, ведущим направлением в руководстве игрой этих детей стало формирование обобщенных игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах. 

    Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, логопед должен, кроме того, наладить контакт с семьей. Для родителей детей с речевыми нарушениями были организованны консультативные беседы о развитии лексической стороны речи детей, в родительском уголке была размещена консультативная информация по теме. Для детей и их родителей были предложены еженедельные домашние задания-игры по лексической теме для закрепления и обогащения словаря и развития совместной игровой деятельности. Это способствовало образованию у родителей другой точки зрения на взаимоотношения с детьми, помогло лучше понять и принять друг друга.

    1. Заключительный этап.   С целью оценки эффективности проведенного обучения, в конце учебного года, было проведено  повторное диагностическое исследование речевого развития детей. Диагностические задания уже не вызвали затруднений, дети меньше ошибались при их выполнении.

    Можно заметить повышение уровня развития словарного запаса у детей экспериментальной группы: у 57% детей повысился предметный и глагольный словарь, повысился уровень умения обобщать одним словом у 57%, употребление слов, обозначающие признаки предметов повысилось у 43% детей, у 72% повысилось умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (детей с низким уровнем развития словарного запаса после формирующего эксперимента не выявлено).

    Анализ диагностических результатов в конце учебного года по речевому развитию детей позволил сделать вывод о том, что применение различных сюжетно-ролевых игр, в ходе регулярных занятий оказывает положительное влияние на лексическое развитие детей, вызывает огромный интерес, оживление, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.

    Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей: неуступчивости, неустойчивости интереса к игре требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. В сюжетно-ролевой игре повышается речевая активность детей так как, педагоги всячески побуждают детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они также формируют произвольное запоминание текстов и движений. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общении.

    Таким образом, активное использование сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе с детьми способствует формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

    Литература:

    1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.  М, 1984.
    2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада М., 1978.
    3.  Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей.  М., 1994.
    4. Колунова Л.А., Копытина М.Г. Как научить детей играть: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2003.
    5.  Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    6. Стребелева Е.А.  «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»
    7.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.  М., 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика при формировании фонетической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

    Артикуляционная  (речевая)  гимнастика  проводится  для  развития,  уточнения  и  совершенствования  основных  движений  органов  речи.Цель...

    Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

    Одним из показателей готовности ребенка к успешнму обучению является правильная, хорошо развития речь....

    Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

    Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

    Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

    Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

    Картотека игр. Формирование лексической стороны речи у дошкольников и младших школьников.

    В данной картотеке собраны игры по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....