Презентация «Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Милкина Анастасия Васильевна

Для работы над формированием лексической системности был избран интересный прием - составление синквейна. Создание синквейна - это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Синквейн -пятистрочная стихотворная форма. Традиционный синквейн состоит из  5 строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2.То есть, в первойстрочке должно быть слово или фраза из двух слоа, , во второй- из четырех, в третьей- из шести и так далее.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Милкина А.В. Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников.

Слайд 2

Особенности лексики у детей с общим недоразвитием речи У дошкольников имеются особенности развития лексической стороны речи, которые обусловлены нарушением формирования системных лексических связей между словами. Слова в лексиконе детей часто являются изолированными единицами, они не соединяются друг с другом разнообразными качественными смысловыми связями, семантические поля характеризуются бессистемностью и неупорядоченностью. Лексика как система не сформирована!

Слайд 3

Почему синквейн? Работа над формированием лексики должна предусматривать не только накопление слов и их количественный охват, но и упорядочивание, систематизацию, организацию слов в семантические поля значений. Акцент с количественного накопления слов нужно смещать на упорядочивание и систематизацию семантических полей значений.

Слайд 4

Лексическая сторона речи Лексическая системность Особенности лексической системности Средства формирования лексической системности

Слайд 5

Синквейн Для работы над формированием лексической системности был избран интересный прием – составление синквейна. Создание синквейна –это работа над созданием нерифмованного стихотворения. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Слайд 6

Синквейн Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Вчера Зал опустел, Когда свои стихи На сцене с выраженьем ты Читал.

Слайд 7

Синквейн В дидактическом синквейне текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Слайд 8

Синквейн первая строка – тема синквейна. Одно слово – существительное (или местоимение ); вторая строка – два слова (чаще прилагательные или причастия ); третья строка - три глагола или деепричастия ; четвертая строка – фраза из четырёх слов пятая строка – одно слово-резюме ( синоним или обобщающее слово ).

Слайд 9

Пример Дом. Красивый, дорогой. Строится, сдается, продается. Кто-то в нем живет. Здание.

Слайд 10

Развитие лексической стороны речи с использованием синквейна Р аботу по формированию лексической стороны речи с использованием синквейна можно представить в виде следующих этапов: подготовительный этап; основной этап; заключительный этап.

Слайд 11

I этап – подготовительный Научить детей выделять тему, главное слово, учить задавать вопрос к главному слову, введение понятия «слово, обозначающее предмет» / «слово-предмет». Кто? Что? Научить выделять слова, обозначающие признак, учить задавать вопрос к словам-признакам, введение понятия «слово, обозначающее признак предмета» / «слово-признак». Какой? Какая? Какое? Научить выделять слова, обозначающие действие предмета, учить задавать вопрос к словам-действиям, введение понятия «слово, обозначающее действие предмета» / «слово-действие». Что делает? Что сделает?

Слайд 12

Предлагается синквейн без первой строчки, дети должны определить, о чем (о ком) идет речь: … пушистая, ловкая мурлычет, охотится, спит Она охотится на мышей. домашнее животное Пример 1

Слайд 13

Предлагается синквейн без второй строчки. Дети должны определить, какие слова характеризуют предмет, о котором идет речь в синквейне. Волк. … Воет, охотится, бегает. Волк живет в стае. Дикое животное. Детям предложены слова: волк, хищный, стая, серый, ловит. Дети с помощью вопросов выбирают слова для второй строчки. Пример 2

Слайд 14

Предлагается синквейн без третьей строчки, дети определяют, какие слова характеризуют действия предмета. Заяц. Белый, быстрый … Зайцы питаются корой, ветками, травой. Дикое животное. Слова, предложенные логопедом: прыгучий, бегает, грызет, прячется, грызун, быстрый. Дети с помощью вопросов выбирают слова для третьей строчки. Пример 3

Слайд 15

II Этап – основной. На втором, основном этапе, педагог решает следующие задачи : Научить подбирать признаки к предмету. Научить подбирать действия к предмету. Научить составлять предложение о каком-либо предмете \ явлении. Научить подбирать синонимы \ обобщающие слова.

Слайд 16

Предлагается подобрать максимальное количество признаков, характерных для данного предмета. Детям дается первая строчка синквейна, то есть его тема, по которой нужно определить слова для второй строчки. Яблоко … Дети предлагают слова: красное, зеленое, желтое, вкусное, сладкое, кислое, круглое, большое, маленькое, садовое, дикое, твердое, гладкое. Пример 1

Слайд 17

Детям дается первая строчка синквейна, то есть его тема, по которой нужно определить слова для третьей строчки. Предлагается подобрать максимальное количество действий, характерных для данного предмета. Ромашка … Дети предлагают слова: цветёт, растёт, распускается, вянет, увядает и т.д. Пример 2

Слайд 18

Педагог просит каждого ребенка сказать, что он знает о теме синквейна. При этом должно получиться одно предложение. например, тема синквейна – «Груша», предложение – «Груши растут в саду». Либо педагог просит составить предложение с выражением своего мнения или отношения о теме синквейна например, тема синквейна – «Береза», предложение – «Я любуюсь стройными березками». Пример 3

Слайд 19

III этап – заключительный. На третьем, заключительном этапе, педагог решает следующие задачи: Научить самостоятельно дополнять неполный синквейн . Научить самостоятельно составлять синквейн

Слайд 20

Дополнение готового синквейна. Пароход Большой, … Плавает, …, … Пароход … … … Транспорт (водный транспорт). Пример 1

Слайд 21

Дети работают в подгруппах, каждая подгруппа составляет определенную строчку синквейна. Самолет. …, …, - составляет первая подгруппа …, …, …, - составляет вторая подгруппа …, …, …, - составляет третья подгруппа …, …, …, - составляет четвертая подгруппа Пример 2

Слайд 22

Составить синквейн по теме «Велосипед». Велосипед. Какой? (…, …). Что делает? (…, …, …). Предложение (… … … …). Это что? (…). Пример 3

Слайд 23

После того, как дети овладевают навыком составление синквейна, он вводится как обязательная часть занятия. Синквейны составляются при прохождении каждой лексической темы в соответсвии с календарно-тематическим планированием.

Слайд 25

Игра «Строим дом» Если «строить дом» в логике синквейна , то получится, что его надо строить, начиная с крыши

Слайд 26

Игра «Строим дом» Но т.к. дома строятся с фундамента, то в этом задании нужно перевернуть синквейн и строчки будут выглядеть по-другому, снизу вверх.

Слайд 27

Игра «Строим дом»

Слайд 28

Строим дом для кота животное мяукает ходит пушистый охотится домашний рыбу есть любит Кот кот

Слайд 29

Игра «Строим дом» Составить синквейны по темам «Логопед» , «Психолог»,»Дефектолог», «Воспитатель», «Школьный учитель». Л\П\Д\В Какой? (…, …). Что делает? (…, …, …). Предложение (… … … …). Это кто? (…).

Слайд 30

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ".

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), I часть....

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ", II часть.

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), IIчасть....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Использование синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников

Работа над формированием лексики должна предусматривать не только накопление слов, но и их упорядочивание, систематизацию, организацию в семантические поля значений....