Коммуникативно-речевой практикум для детей старшего дошкольного возраста "Первый день Масленицы - Встреча"
методическая разработка по развитию речи по теме

Климова Елена Александровна

Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед  Климова Елена Александровна

ГБОУ Школа №1393 РОСТ

Город Москва

Первый день Масленицы – «Встреча»

 (коммуникативно-речевой практикум для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: приобщение детей к русским народным традициям

Задачи:

  • познакомить с традицией празднования Масленицы на Руси;
  • способствовать повышению речевой активности детей и развитию речевых навыков;
  • активизировать познавательные процессы;
  • воспитывать бережное отношение к русским народным традициям и народной культуре.

Предварительная работа:

 разучивание закличек,  пальчиковых и народных подвижных игр.

Оборудование: чучело Масленицы, ленты, бусы, лоскутки, заколки, бантики для украшения Масленицы; презентация «Широкая Масленица».

Под веселую музыку в зал вбегают Скоморох и Матрешка.

Скоморох: Все! Все! Все на праздник!

                Масленицу встречаем, зиму провожаем,

                Весну закликаем!

                Спешите! Спешите!

                Торопитесь! Спешите!

                Торопитесь занять лучшие места!

                Сам не займешь – соседу достанется!

Матрешка: Приходите без стеснения!

                Билетов не надо!

                Предъявите хорошее настроение.

                Приходите, разомните кости.

                Сегодня Масленица приглашает в гости.

Скоморох: Спешите скорей! Спешите скорей!

                Нет праздника нашего веселей!

                Гостей давно мы ждем-поджидаем,

                Масленицу без вас не начинаем!

Матрешка: Удобно ли вам, гости дорогие?

                Всем ли видно? Всем ли слышно?

                Всем ли места хватило?

Скоморох:        Идет матушка Весна.

                Отворяй ворота!

Матрешка: Да, скоро весна, но снега еще много, и морозы бывают!

                Но все это прощальные приметы зимы.

                Весна-то рядышком ходит!

                Главная ее примета – дни все длиннее становятся.

                Хотите, чтобы Весна к нам пришла?

Дети: Да!

Матрешка: Тогда давайте ее закликать, в гости приглашать!

Скоморох: Выходи, народ!

                Становись у ворот!

                Зиму провожать,         Весну закликать!

Дети и Скоморох рассказывают заклички, выполняя движения по тексту.

Мы проснулись,

Потянулись,

Вместе солнцу

Улыбнулись,

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Изобразить, как трут глаза.

Потянуться.

Ритмичные хлопки.

Скрестить руки над головой.

Ритмичные хлопки.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью.

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Ритмичные хлопки.

Ходьба на месте.

Ритмичные хлопки.

Прямые руки вытянуть перед собой.

Поднять руки вверх, покачать.

Опустить руки вниз, покачать.

Поднять руки вверх, плавно покачать. 

Выходи, народ,

За плетень, в огород –

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Ходьба на месте.

Руки скрестить внизу перед собой.

Руки скрестить над головой.

Отталкивающие движения кистями рук перед собой.

Жаворонушки, прилетите,

Красную весну принесите.

Нам зима надоела,

Весь хлебушек поела.

Остались крошки,

Их съели кошки.

Плавные махи руками.

Ходьба на месте.

Руки перед собой, переложить из руки в руку воображаемый хлеб.

Изобразить, как насыпают крошки.

Ритмичные хлопки.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Где твои детки?

Где малолетки?

Сидят на поветке

В соломенной клетке,

Камушки катают,

Собачкам бросают.

Дети поднимают руки вверх и поворачивают кисти рук вправо-влево.

Приставляют ладонь к глазам.

Вытягивают руки вперёд, развернув ладони вверх, и пожимают плечами.

Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Закрывают глаза ладонями, широко раздвинув пальцы.

Делают скользящие движения ладоней друг о друга.

Имитируют бросок рукой.

Матрешка: Ребята, с сегодняшнего дня начинается самый веселый и народный праздник – Масленица! Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо – голубым, а солнце – ярким.

        В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник – Масленица. Веселый праздник длился долго, целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни.  В народе недаром его величали широкой Масленицей.

        А Масленицей он стал называться потому, что главным угощением в этот праздник были блины. Блины обильно поливали маслом. Отсюда и пошло название – Масленица.

        Давайте посмотрим фильм об этом празднике.

Презентация «Широкая Масленица»

Скоморох: Ребята, сегодня первый день праздника Масленицы. Вы запомнили, как он называется?

Дети: Встреча!

Матрешка: Спеши к нам, Масленица, скорей,

                Нет праздника нашего веселей!

Скоморох ввозит Масленицу.

Скоморох: На Руси на Масленицу делали куклу и наряжали ее. Давайте и мы нарядим нашу Масленицу.

Дети подходят к столам, на которых лежат лоскутки, ленты, бантики, пуговицы, кружево, платки, варежки и т.д.  Привязывают и прикрепляют к юбке, кофте куклы – украшают и наряжают.

Скоморох: Чучело Масленицы олицетворяло Зиму. Куклу насаживали на шест и возили на санях с песнями. Затем ставили Масленицу на горе, и начиналось веселье.

Пляска под русскую народную музыку.

Скоморох: А теперь, детвора, пришла пора поиграть!

Игра «Матушка – весна»

Одна пара играющих берётся за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».  Остальные, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и говорят:

Идёт матушка – весна,

Отворяй-ка ворота!

Первый март пришёл,

Всех детей привёл.

А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А уж как  пришёл май –

Сколько хошь теперь гуляй!

Пройдя через «ворота», дети расходятся на две стороны, образуя две команды.

Игра «Родничок»

Дети стоят, обхватив друг друга руками за пояс, в ряд у черты («ручья») и говорят:

Разлился родничок,

Золотой рожок. У - ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой. У – ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам. У – ух!

Спев две строчки, на «У-ух!» боком перепрыгивают через «ручей» на другую сторону.

Игра «Горелки»

По считалке выбирают водящего. Остальные встают в круг, идут по кругу.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Гори, солнце ярче!

Будет лето жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Где стоишь?

- У ворот.

Что продаёшь?

- Квас.

Лови же нас!

Водящий ловит детей. Ребёнок, до которого дотронулся водящий. Замирает и выбывает из игры.

Матрешка: Вот и закончился первый день веселого старинного праздника! Но впереди вас ждут блины и веселье, горы ледяные и забавы всякие!

Скоморох: Здравствуй, Масленица!

Здравствуй, широкая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Мимио - компьютерный практикум для детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Презентация МИМИО - компьютерного практикума "Удивительный мир природы. Фауна" Сопровождение к презентации....

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Новый год встречай - ПДД не забывай!"

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Новый год встречай - ПДД не забывай!"...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Сагаалган, Масленица «Встреча двух народов»

Продолжать формировать интерес к «малой родине». Воспитывать уважение к людям разных национальностей....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Сагаалган, Масленица «Встреча двух народов»

Продолжать формировать интерес к «малой родине». Воспитывать уважение к людям разных национальностей....

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Лето красное встречаем, день защиты детей отмечаем»

Методическая разработка развлечения, посвященное дню Защиты детей для старшего дошкольного возраста...

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Праздник «Птиц встречаем – весну приближаем!»

Знакомство с традициями и культурой своей строны-это фундамент нравственно-патриотического воспитания,который необходимо возводить начиная с дошкольного возраста...