Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Зубарева Наталья Викторовна

Подборка методического материала на тему: "Зима" для детей 2-3 лет (стихи, пальчиковые  и речевые игры, подвижные и хороводные игры) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому  развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.

Подборка методического материала по теме: «Зима»

Разработала:

воспитатель Зубарева Н.В.

        

Санкт-Петербург,

2017 год

Введение

Каждый возраст по-своему уникален. С 2 до 3 лет словарный запас малыша постепенно увеличивается, он более активно общается со сверстниками и взрослыми, начинает лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому в данном возрасте особенно важно развивать речь ребёнка.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие выводы.

Ребёнок 2-3 лет может продуктивно участвовать в деятельности   тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре или через игру.

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми – сложное и ответственное направление работы. Без планирования, поставленные задачи  в области воспитания и развития детей не могут быть решены в полном объёме. Очень хочется надеяться, что данный материал поможет воспитателям подобрать и спланировать детскую деятельность на протяжении всего дня.

Стихи для чтения детям 2-3 лет, проговаривания с детьми

и заучивания наизусть

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • формировать и совершенствовать лексический состав языка по теме: «Зима»;
  • формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции;
  • развивать внимание к ритмической основе слова;
  • развивать речевое подражание;
  • активизировать движения речевого аппарата;
  • воспитывать слуховое внимание при слушании;
  • вызывать желание детей говорить.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

З.Александрова

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

И.Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И.Суриков

На дворах и на домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

И.Никитин

- Туча, туча, ты откуда?

- А оттуда!

- Туча, туча, ты куда?

Туча медленно плывёт.

Снежок маленький идёт.

Катя саночки везёт

От крылечка до ворот,

А Серёжа на дорожке

Воробьям бросает крошки.

З.Александрова

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

А.Барто

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

Снегопад, снегопад!

Засыпает снегом сад,

Всё кругом белым бело,

Все дороги замело.

Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!

Ты надел кастрюлю ловко!

Из углей твои глаза!

Нос твой – красная морковка –

Твоя гордость и краса!

У сестрёнки у Маринки

На ладошке две снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

М.Радина

Белая, узорная звёздочка-малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе                         немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал.

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

- Посмотрите-ка, нашла!

Утром кот принёс на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах

Первый снег! Первый снег!

Я.Аким

Ёлочка

- Ёлочка, ёлка,

Колкая иголка!

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису…

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поёт…

М. Ивенсен

Ёлочка

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

О.Высотская

Много снега, негде бегать –

На дорожках тоже снег.

Вот, ребята, всем лопаты –

Поработаем для всех.

Наша ёлка

…Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка.

А на ней висят игрушки –

От подставки до макушки…

Е.Ильина

…Ночью выпал первый снег.

Мы оделись раньше всех.

Я санки качу –

Гулять хочу.

З.Александрова

Целый день летит снежок,

Сеется вокруг.

Вьётся, пляшет возле щёк,

Словно белый пух.

Н.Грибачев

Вот зима, кругом бело,

Много снега намело.

Утром Ваня санки взял,

По дорожке побежал.

А в саду у нас  гора,

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись!» -

Покатился с горки вниз.

Рукавички

Потерялись у сестрички

Две пушистых рукавички!

Маме жаловалась Тата:

- Ускакали, как зайчата!

Ускакали прямо в лес.

Даже след от них исчез!

Г.Новицкая

Снежный дом

Ну-ка в руки снежный ком,

Будем строить снежный дом.

Мы польём его водой, -

Дом наш будет ледяной.

Ком за комом мы кладём,

Вырастает снежный дом.

О.Жук

На санках

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А не то разбиться можно!

О.Высотская

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, холодно,

Гуленьки мои?!

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль, гуль, гуль…

Е.Благинина

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

На резвые ноженьки

Нашему Серёженьке.

Ножки пляшут,

А рученьки машут.

Валенки новеньки,

Серёжа чернобровенький!

Снегирь

Сидит на берёзке снегирёк,

Сидит и зёрнышки клюёт.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Ну и ёлка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят…

И.Черницкая

Ну-ка, ёлочка, светлей

Заблести огнями.

Пригласили мы гостей

Веселиться с нами…

Если на дворе мороз,

И метель, и стужа,

Чтоб не стал сосулькой нос,

Шарф из шерсти нужен.

Ёлка

Ёлка наряжается –

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт!

Я.Аким

Наша ёлка велика,

Наша ёлка высока.

Выше папы, выше мамы –

Достаёт до потолка.

Как блестит её наряд,

Как фонарики горят,

Наша ёлка с Новым годом

Поздравляет всех ребят…

Лепит с самого утра

Детвора снеговика.

Снежные шары катает,

И смеясь,  соединяет.

К смеху детскому привык

Наш весёлый снеговик.

Он гуляет во дворе

Дни и ночи в январе.

Мишутка

- Ты куда, Мишутка?

- Спать!

Спать - в берлогу, на кровать.

- Что возьмёшь под  ушки?

- Пухлую подушку!

- Ну, а что под спинку?

- Мягкую перинку!

- Чтоб тепло Мишутке стало,

Чем укроем?

- Одеялом!

- Спи, Мишутка, спи, друг мой!

Разбудить когда?

- Весной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Катя саночки берёт

И на горочку идёт.

Ребятки, посмотрите за окошко.

Утром на лужицах тонкий ледок.

В воздухе кружится первый снежок.

Вьётся по улице лёгкий пушок.

Дети любуются: как хорошо!

В.Калинкин

Нам морозы не беда,

Не страшны нам холода,

Ходим в куртках мы и в шапках

И катаемся на санках.

За окном с утра

Падают снежинки.

Зимняя пора,

Словно на картинке.

Снег сегодня белый-белый,

От него кругом бело.

Рукавички я надела,

В зимней куртке мне тепло.

Снег-снежок-снежинки,

Белые пушинки,

Резные и искристые,

На солнце золотистые.

Снег идёт, снег идёт,

Скоро будет Новый год!

Ёлка в гости к нам придёт

И подарки принесёт!

Ох, ты зимушка-зима,

Зима снежная.

Ты с морозами пришла

И с метелями!

Сугроб, сугроб,

Ты так глубок.

Выглядишь, как горка, ты,

Необычной высоты!

Снеговик, снеговик,

Ты совсем не велик.

Я тебя сама скатала,

Так старалась и устала!

Стало очень холодно,

Выпал снег с утра.

С вьюгами, морозами

К нам пришла зима.

Если,  мороз на улице

Все ребята точно знают,

Что зимой мороз бывает,

Проморозить может он,

Если ты не защищён!

Ну а мы-то с вами знаем,

Что в морозы надеваем,

Куртку, шапку, сапоги

И, конечно, варежки!

Также мы не забываем

Кофту, тёплые штаны,

Шарф нашею надеваем, -

И морозы не страшны!

Это дерево мы знаем,

Его в праздник наряжаем.

Ёлкой называется,

Всем ребятам нравится.

Подвижные игры для детей 2-3 лет

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное   и речевое развитие

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • вызывать желание играть со взрослым и с детьми;
  • развивать умение детей подражать движениям взрослого;
  • развивать умение детей бегать, не натыкаясь друг на друга;
  • развивать ловкость, смекалку;
  • развивать умение детей действовать согласно сигналам воспитателя и словам стихов;
  • пополнять знания и представления детей об окружающем мире.

«Зайка»

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Дети прыгают на двух ногах, поджав руки к груди, имитируя движения зайчиков

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Стучат ножкой об пол

На снежок ты упади, упади,

Приседают на корточки и отдыхают

Полежи и отдохни, отдохни.

 Отдохнул, теперь вставай,

Встают и снова прыгают

Прыгать снова начинай!

Быстро к ёлочке беги

Бегут к ёлочке (в заранее выбранное место)

И скорей назад скачи!

Возвращаются к воспитателю

«Мы снежинки, мы пушинки»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

«Зимняя игра»

Посмотри, как блестит,

Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.

Под ногами хрустит

Топают ногами.

Беленький снежок,

Постепенно опускаются на корточки,

Лёгкий как пушок.

показывая руками, как идёт снег.

Одевайся живей,

«Надевают» шапочку, шарфик.

Побежим веселей

Бегут на месте.

Бегать и играть,

И снежки кидать.

«Лепят и кидают снежок».

Ты на санки садись

Встают в пары. Один ребёнок

И за спинку держись,

поворачивается спиной к другому, отводит

Крепче ты держись,

руки назад и берёт его за обе руки

Покатились вниз.

(«санки»). Дети парами бегут на носочках по кругу.

Ух!

Приседают.

«Игра с зайчиком»

Ну-ка, зайчик, выбегай,

Вместе с нами поиграй!

Прыгай, зайчик, на пенёк:

Прыг-скок, прыг-скок.

А с пенёчка на снежок:

Прыг-скок, прыг-скок.

Лапками похлопай,

А потом потопай.

Прыгают на месте

Хлопают в ладоши

Топают ногами

«Зайка беленький сидит…»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

От слов «вот так» и до конца четверостишья дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

От слова «хлоп» и до конца четверостишья дети хлопают в ладоши.

От слова «скок» и до конца четверостишья дети прыгают на двух ногах на месте.

Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».

*****

Снег, снег кружится –

Белая вся улица.

Собрались и мы в кружок,

Покружились как снежок.

Выполнять движения «фонарики» руками

Махи опущенными руками вправо-влево

Собраться в хоровод

Покружиться вокруг своей оси

Хороводные игры

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • вызывать желание играть со взрослым и с детьми;
  • развивать умение детей подражать движениям взрослого;
  • развивать умение детей действовать согласно словам стихов;
  • пополнять знания и представления детей об окружающем мире;

                                                           *****

Маленькой ёлочке

Дети водят хоровод.

Холодно зимой.

Из лесу ёлочку

Взяли мы домой.

Сколько не ёлочке

Делают руками «фонарики»

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых.

Бусы повесили,

Хлопают в ладоши

Встали в хоровод.

Весело, весело

Встретим Новый год.

 «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок,                                      Идут по кругу, взявшись за руки.

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег –

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся                                           Парами бегут по кругу. Один ребёнок

И под горку быстро мчимся.                                   отводит руки назад, второй держится за

Снег, снег, белый снег –                                           них (саночки).

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,                                        Идут медленно по кругу, руки согнуты

Друг за другом побежали.                                       в локтях и сжаты в кулачки, как будто

Снег, снег, белый снег –                                           держат палки от лыж, ноги скользят по

Кружит, падает на всех.                                            полу.

Мы из снега ком слепили,                                       «Лепят снежки» (ладошки держат

Даже куклу смастерили.                                          «чашечкой»).

Снег, снег, белый снег –                                           Ставят руки на бока, поворачиваются

Вышла кукла лучше всех!                                        вправо-влево.

Дети к вечеру устали                                                Садятся на корточки, руки под щёчку

И в кроватках задремали.                                       («спят»).

Снег, снег, белый снег –

Спят ребята крепче всех!

«Ёлка»

Наша ёлочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются, тянуться руками вверх

Опять идут по кругу, взявшись за руки

«Снежок»

Дети встают в круг и выполняют движения по тексту:

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы топаем, мы топаем.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

Упражнения на координацию речи с движениями

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • вызывать желание играть со взрослым и с детьми;
  • развивать умение детей подражать движениям взрослого;
  • развивать умение детей действовать согласно словам стихов;
  • пополнять знания и представления детей об окружающем мире;

*****

На дворе мороз и ветер,

Дети ходят по группе  врассыпную.

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают,

Потирают руку об руку.

Ручки, ручки потирают.

Чтоб не зябли наши ножки,

Топают ножками.

Мы потопаем немножко:

Топ-топ-топ.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы теперь попляшем.

Пляшут.

«Снежинки»

Кружатся снежинки

Кружатся на носочках.

В воздухе морозном.

Падают на землю

Медленно приседают, руками показывая

Кружевные звёзды.

Падение снежинок.

Вот одна упала

Встают, ловят воображаемую снежинку на

На мою ладошку.

Ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Бережно прикрывают «снежинку» и

Подожди немножко.

Сдувают её.

Снег, снег кружится -

Выполнение движения «фонарики» руками

Белая вся улица.

Махи опущенными руками вправо-влево

Собрались и мы в кружок,

Покружились,  как снежок.

Покружиться вокруг своей оси

«Мороз»

Я мороза не боюсь,

Показать пальчиком

С ним я крепко подружусь.

Руки скрепить «замочком»

Подойдёт ко мне мороз,

Шаги на месте

Тронет руку, тронет нос.

Тронуть себя за руку, за нос

Значит, надо не зевать,

Показать пальчиком

Прыгать, бегать и играть.

Прыжки на месте

«Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам,                                        Дети идут друг за другом, высоко                      

По сугробам крутолобым.                                      Поднимая ноги.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                                         Садятся на стульчики и поглаживают

Наши ноженьки устали.                                          Ноги движениями ладоней снизу вверх.    

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём.

Какое сейчас время года?

Зима пришла непрошено,

Зима пришла тайком,

Наутро – запорошила

Все улицы снежком.

«Снежинки»

Ой, летят-летят снежинки,                                      Поочерёдно поднимают и опускают руки.

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима                                                    Поворачиваются вправо, вытягивая в     

Рукавами повела,                                                      сторону правую руку; то же повторяют 

                                                                                        влево.

Все снежинки закружила                                        Кружатся, руки в стороны.

И на землю опустила.                                               Приседают. Выполняя упражнение, 

Стали звёздочки кружиться,                                   нужно всё время следить за правильной

Стали на земля ложиться.                                       осанкой.   

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки.

«Метель»

Белям снегом замело

Наклонившись вперёд, мягко водят руками

Все дороги на село,

из стороны в сторону.

Все дороги, все пути,

Ни проехать, ни пройти!

Разводят руки в стороны, подняв плечи, поворачиваясь вправо-влево.

*****

Как мы рады, что зима

В гости снова к нам пришла.

Снегом землю укрывает,

Поиграть нас приглашает.

Ловим ручкой мы снежинки

Как холодные пушинки.

На снег подышим, и тогда

Появляется вода.

Хлопают в ладоши

Медленно приседают

Сжимают и разжимают ладошки

Дышат  на ладошки

Речевые игры

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Задачи:

  • вызывать речевую активность детей;
  • развивать понимание речи взрослых;
  •  развивать умение называть предмет и выделять его характерные особенности;

«В гости к нам пришла зима»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе предметные картинки и произносит рифмованную миниатюру (2-3 раза). Дети по возможности повторяют её вместе с воспитателем.

Раз-два-три, раз-два-три,

На картинки посмотри.

В гости к нам зима пришла,

Много снега принесла.

Вот на крышах снег, снег.

На деревьях снег, снег.

На дорожках снег, снег.

На машинах снег, снег.

Вот стоят снеговики.

С горки едут саночки.

Дети лепят снежки,

Надевают коньки.

Всюду, всюду снег.

Веселится человек.

«Найди картинку»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и по очереди обращается к детям с просьбой найти нужное изображение: «На картинки погляди и санки найди. На картинки погляди и дерево найди…» Ребёнок подходит к фланелеграфу, находит нужную картинку и говорит: «Я нашёл санки. Я нашёл дерево…»

 «Сколько снежков?»

Воспитатель раздаёт детям снежки (ватные комочки): первому ребёнку – один снежок, второму – два, третьему – четыре, а четвёртому – ни одного. Малыши считают снежки.

У Тани – один снежок.

У Маши -  два снежка.

У Кати – много снежков.

А у Вовы – ни одного снежка.

Далее педагог раздаёт снежки другим детям и игра повторяется.

Затем воспитатель предлагает тем детям, у кого много снежков, поделиться с теми, у кого нет ни одного снежка. Теперь у всех – по одному снежку. Дети играют в снежки, слушая команду воспитателя: «Таня, бросай снежок. Дети, кто бросил снежок? (Дети отвечают.) Маша, бросай снежок. Дети, кто бросил снежок?..»

 «Наступила зима»

Воспитатель выставляет сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, а педагог, а педагог описывает её: «Наступила зима. Выпало много снега. Снег на домах, деревьях, кустах, земле. Дети любят зиму. Ваня катается на санках. Маша катается на коньках. Девочки лепят снеговика. Мальчики играют в снежки. Зимой холодно, но дети не боятся мороза. Они надели теплые куртки, шапки, варежки. Им тепло. Хорошо зимой!»

Рассказ повторяется 2-3 раза вместе с детьми.

«Нарядим ёлочку»

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня они будут украшать ёлку и показывает детям ёлочные игрушки. Дети рассматривают их, а воспитатель проговаривает рифмованную миниатюру (2-3 раза), побуждая малышей к повторению.

Я игрушки принесла,

Вот шишка, вот юла,

Вот домик, вот пёс,

Вот снегурка, Дед Мороз,

Вот медведь, вот матрёшка,

Вот зайка, вот гармошка,

Вот цветные шарики,

Вот яркие фонарики.

Вешайте на ёлочку,

Наряжайте ёлочку.

Дети украшают ёлку. Затем воспитатель ещё раз выясняет у малышей, какие игрушки они повесили на ёлку. Дети отвечают: «Мы повесили шишку» (домик, шарик,… ).

«Кто за ёлкой»

Предварительная работа: познакомить детей со зверями (лисой, зайцем, волком, белкой) и отметить их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т.д.

Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена ёлка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка, белки. Сообщает, что звери пришли к ёлке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за ёлкой и громко спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за ёлкой.

Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей.  Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за ёлки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

        

Пальчиковые игры

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Задачи:

  • Развивать и активизировать  моторику  рук, вырабатывать ловкость и умение управлять своими движениями;
  • Развивать мышление и речь детей;
  • Формировать правильное произношение отдельных звуков

«Пальчик-мальчик»

(с элементами массажа)

Пальчик-мальчик где ты был?

Пальцы левой руки сжать в кулак,

Где ты с братцами ходил?

Выпрямить  и согнуть большой палец.

- С этим -  я в снегу валялся,

Поочерёдно массировать пальцы,

С этим – с горочки катался,

начиная с указательного.

С этим – в парке я гулял,

С этим – я в снежки играл.

Все мы пальчики – друзья,

Сжимать и разжимать пальцы.

Где они,

Показать 4 пальца, прижав большой

палец к ладони.

Там и я!

Показать большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижать к ладони.

При повторении игры движения выполняются с пальцами правой руки.

*****

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Выполнять движения по тексту

«Кто спит зимой»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спиться –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с мизинца

Показать большой палец правой руки с указательным пальцем левой  и наоборот

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочерёдно соединять большой палец с остальными

«Новогодние игрушки»

Праздник приближается,

Ёлка наряжается.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Поднять руки вверх «к макушке ёлки» и, опустить вниз, развести в стороны

Поочерёдно соединить большой палец с остальными

Крутить ладошками в воздухе – «фонарики»

«Снежный рой»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла –

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи снеговой

Полетел снежинок рой.

Все снежинки закружились,

Дружно в пляс они пустились.

Справа, слева, надо мной

Веселиться белый рой!

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча)

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят)

Руки поднять вверх, вращать кистями рук, медленно опуская их (снежинки летят)

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки (снежинки летят)

Быстрее вращать кистями рук

«Раз, два, три, четыре, пять…»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу мы в сад пришли.

Съели суп и спать легли.

Загнуть пальчики по одному

«Идти» по столу указательным и средними пальчиками

«Лепить» комочек двумя ладонями

Крошащие движения всеми пальцами

Провести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

Положить ладошки на стол то одной стороной, то другой

Отряхнуть ладошки

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

«Наша ёлка»

Посмотри на нашей ёлке

Очень колкие иголки.

От низа до макушки

Висят на ней игрушки –

Звёздочки и шарики,

Яркие фонарики.

Сложить ладошки вместе

Показать низ и верх

Сложить две ладошки словно шарик

Покрутить фонарики

«Снежный домок»

Копаю, копаю лопаткой снежок,

Построю из снега домок-теремок.

И окна, и двери я вырублю в нём,

Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!

Имитировать движения

Над головой из ладошек сделать крышу

Имитировать движения

Пожать ладони

«Дедушка Мороз»

Закрывайте окна,

Закрывайте двери,

Закрывайте уши,

Закрывайте нос.

Ходит бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз!

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щечки дед Мороз!

Соединить ладошки вместе

Закрыть ушки

Закрыть нос

Ходить указательным и средним пальцами по столу

Щипать названные части тела

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили,

Круглый, крепкий,

Очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Загибать пальчики по одному

«Лепим» двумя руками

Начертить руками круг

Одной рукой погладить другую

Погрозить пальчиком

Утренняя гимнастика

Образовательная область: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • Оздоровлять, укреплять, повышать функциональный уровень систем организма;
  • Развивать физические качества и способности детей;
  • Создавать положительно-эмоциональный настрой у детей на весь день.

«Зима»

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

  • Прогулка по зимней дороге – ходьба по группе в колонне по одному (15 сек.)
  • Гуляем с друзьями – ходьба парами, держась за руки (10 сек.)
  • Радуемся прогулкам на воздухе – бег врассыпную (15 сек.)
  • Ходьба врассыпную (10 сек.)
  • Построение в круг

Основная часть

Упражнение «Падает снег»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки поднять вверх – вдох.

Опустить – выдох.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Греем колени»

И.П.: сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Наклон вперёд, ладони на колени, подуть на колени, выпрямиться.

Повторить 4 раза, темп умеренный.

Упражнение «Глазки устали от снега»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Присесть. Поморгать глазками. Закрыть глаза. Поморгать глазами, посмотреть вверх.

Повторить 3 раза.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Холодно»

И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади.

Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить руками. Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Детвора рада зиме»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки, 6-8 подпрыгиваний.

Дыхание произвольное.

Повторить 2 раза, чередовать с ходьбой.

Заключительная часть

Бег по группе врассыпную (20 сек.)

Дыхательное упражнение «Дуем на снежинки»

На счёт 1,2 – вдох. На счёт 1,2,3,4 – выдох.

Повторить 3 раза.

Ходьба по залу врассыпную (15 сек.)

СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙЧИШКА

(комплекс с элементами  дыхательной гимнастики)

Зимой беленький,

Летом серенький.

Никого не обижает,

Сам всех боится.                (заяц)

  • Ходьба по группе за зайчиком (15 сек.)
  • Ходьба на носочках – покажем зайчику, какие  мы большие (10 сек.)
  • Бег за зайчиком – обычный (20 сек.)
  • Потеряли зайчика (ходьба врассыпную (10 сек.))
  • Построение врассыпную

Основная часть

Упражнение «Зайка греет лапки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

1-2 руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать «Тепло».

3-4 И.П.

Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Индивидуальные поощрения.

Упражнение «Зайка греет ушки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

1-2 повернуть голову в сторону

3-4 вернуться в И.П.

5-6 повернуть голову в другую сторону

7-8 вернуться в И.П.

Повторить 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Упражнение «Зайка прячет лапки»

И.П.: стоя, руки в стороны.

1-2 наклон вперед, ладони положить на живот, сказать: «Нет»

3-4 вернуться в И.П.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Индивидуальные указания и поощрения.

Упражнение «Зайка занимается спортом»

И.П.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Прыжки на месте (8-12 сек.), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4 раза.

Поощрения.

Заключительная часть

Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение показом соответствующих тексту движений. Дети выполняют движения по показу.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно, сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Кто-то зайку испугал.

Зайка прыг и  ускакал

Дети убегают, зайка их ловит.

Игра повторяется 2 раза.

Дыхательное упражнение  «Дуем на зайчика»

Повторить 2 раза.

Упражнения и игры на развитие дыхания

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Задачи:

  • Развивать у детей плавный длительный выдох;
  • Развивать мышцы губ;
  • Тренировать речевое дыхание

«Снежинки»

На ладошки к нам снежинки

Опустились, как пушинки.

Мы на них слегка подули,

И снежинки упорхнули.

«Снег идёт»

Материалы: кусочки ваты или мятой лёгкой белой бумаги

Воспитатель раскладывает на столе кусочки ваты или бумаги, затем предлагает детям представить, что на улице идёт снег и подуть на снежинки.

Воспитатель показывает, как дуть на вату или бумагу, и предлагает детям сделать тоже самое. Затем все вместе поднимают с пола «снежинки». Повторить игру 2-3 раза.

Список использованной литературы:

  1. Филиппова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке: метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80с.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- М.:»КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.- 144с.
  3. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -128с.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Первая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.
  5. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88с.
  6. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/авт.-сост. З.А.Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87с.
  7. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 152с.
  8. Аскерова И.В., Ершова Н.В., Чистова О.А. Если малышу уже два года… - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64с.
  9. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я.Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с.
  10.   Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаика-Синтез, 2006, - 104 с.
  11.  Савельева Е.А. Весёлые лошадки. Стихотворные игры для детей 2-3 лет: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 32с. (От рождения до трёх).
  12.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Сюжетные картинки для составления рассказов"

Эта методическая разработка поможет воспитателям на занятиях по развитию речи при ознакомлении детей с окружающим миром, знакомством с произведениям художественной литературы, обучению дошкольников со...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые добрые сказки»

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства....

Методическая разработка "Методы развития речи детей 3-х лет"

На третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируют...

Методические разработки по развитию речи детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития речи детей  дошкольного возраста...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....