НОД по развитию речи «В деревню к бабушке Забавушке» (Знакомство с куклами-оберегами).
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Заскалина Татьяна Александровна

На занятии дети отправляются в деревню к бабушке Забавушке. Она им показывает народные тряпичные куклы, рассказывает о смысле кукол-оберегов, играет с ними в игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiyu_rechi_v_derevnyu_k_babushke_zabavushke.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по развитию речи «В деревню к бабушке Забавушке» (Знакомство с куклами-оберегами).

   Подготовила Заскалина Татьяна Александровна-воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок» г. Нижний новгород.

    Цель: Способствовать пробуждению у детей интереса к традиционной народной игрушке кукле. Формировать  эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Дать понятие «оберега», объяснить назначение обереговых кукол.

    Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, лоскут, сундучок …..), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять рассказ, активизировать в речи прилагательные.

   Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».

   Методические приемы: беседа, составление диалогов, создание игровых и проблемных ситуаций, физминутка, народная игра, прием «Волшебный сундучок», использование ИКТ технологий.

   Ход непосредственно образовательной деятельности

   Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет путешествие к бабушке Забавушке. Она сообщила мне, что не может открыть свой сундучок, потому что забыла волшебные слова. Вы хотите ей помочь? (Ответы детей). Бабушка живет далеко в деревне. На чем мы поедем? (на поезде)
Воспитатель: Вы радуетесь, когда едете в гости к бабушке? (Ответы детей). А когда люди радуются, они хлопают в ладоши. Давайте и мы похлопаем.
Дети: Лады, лады ладушки.
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
К бабушке Забавушке.
Едут к ней ребятушки,
Милые внучатушки.
- Но нам надо торопиться, потому что поезд подает сигнал к отправлению и поет свою песенку: Тууууу!
Дети:
Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим!
И в окошечко глядим,
Весело глядим!
Едет, едет паровоз-
Сто колес, сто колес
Ребятишек он повез,
Весело повез.
Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряда и превращается в бабушку Забавушку.

Забавушка:
Добрый день, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Забавушка: Много у меня ребят и для каждого из вас у меня доброе слово найдется.

Ребята, посмотрите - что это?

Дети: сундук.

Забавушка: Да, это сундук. А для чего он служил? (Ответы детей) Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова, но я забыла их. Помогите мне.

Дети: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок! »

- Давайте ещё раз вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.)

Попробуем открыть сундучок. Воспитатель открывает сундучок и смотрит в него.

Забавушка: ребята вы хотите узнать, что лежит в моем сундуке ?(да). Тогда отгадайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Забавушка показывает кукол. Ребятушки, а вы знаете, что это за куклы?

Дети: в эти куклы играли наши бабушки и дедушки.

Забавушка: Правильно, молодцы ребята!

   Давным-давно на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают,  какое значение раньше придавали куклам.

   В игрушки, которые создавали для своих малышей мамы и папы, бабушки и дедушки они вкладывали всю свою любовь и умение. Дети это чувствовали и относились особенно бережно к игрушкам. Их никогда не оставляли на улице, не бросали, а берегли в корзинах, сундучках. А как только дети подрастали они вместе со взрослыми учились делать игрушки. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький». А вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети:
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Судят не по словам, а по делам.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Терпение и труд всё перетрет.
Забавушка: ребята, а из чего сделаны эти куклы? (из тряпок). Тогда какие они? (тряпичные). Старую одежду рвали на тряпочки и делали из них кукол для игры. Поэтому кукол еще называли «Рванки». А из остатков новой ткани делали кукол в подарок или на праздник. А еще кукол называли «Скрутки» и «Столбушки», потому что туловище скручивали из ткани в столбик. Ребятушки почему у этих кукол нет лица?

Дети:  Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

Забавушка: Если у нее нет лица, то она какая?(безликая)

   А вы знаете, что куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.

Ребята назовите какие виды  кукол были раньше?

Дети: Куклы-обереги;

            Обрядовые куклы;

             Игровые куклы.

Забавушка: Правильно, ребятишки.

А вы знаете, что обозначает слово «оберег»? (Оберег защищает людей от разных бед.)

   Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

У  обрядов  на  Руси  множество  заветов

И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.

По  поверью, талисман, защитит  хозяев,

Забирая  на  себя  бремя  испытаний

А вы, хотели бы узнать побольше о куклах-оберегах?(да).

   У меня есть волшебное зеркало. Сейчас оно нам поможет отпраится в прошлое куклы и познакомиться с куклами-оберегами.

Но сначала давайте поиграем.

   На Руси не только любили делать кукол своими руками но и играть в подвижные игры. Я приглашаю вас на ковёр поиграть в  игру «У Маланьи, у старушки». Встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

А теперь приготовьтесь  с помощью волшебного экрана мы отправимся в прошлое тряпичной  куклы.

Слава нашей стороне

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

 (Педагог  демонстрирует презентацию)

Забавушка: Ребята, вам понравилось  путешествие в прошлое?(да). Вы запомнили кукол-оберегов, которых мы увидели?(да). А вы хотели бы теперь поиграть в игру и рассказать о них? (да).

   Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и на куклу покажи!» На стульчиках у нас по кругу сидят куклы-обереги из моего сундучка. Вставайте вокруг.  Один из вас встает в центр стульев, закрывает глаза и поворачивается на месте с вытянутыми вперед руками в виде стрелки. Вы говорите слова: «Раз, два поверни, и на куклу покажи  Тот, кто стоит  в центре останавливается и  на какую куклу он покажет о той и расскажет.

1. Эта кукла называется – Пеленашка.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы она согревала колыбельку, защищала ребенка от злых духов, чтобы малыши крепко спали.

2. Кубышка-травница наполнена  лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и запах отгонит  болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

4. Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

5. Куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме.  Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах.

6. Кукла «День и ночь» оберегала дом,  у нее два лица.

7. Кукла «Зайчик – на пальчик»

Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним.

Забавушка: Наше знакомство с куклами – оберегами закончено.

 А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?(да)

До свидания гости дорогие.
Дети прощаются с бабушкой Забавушкой.
Лады, лады,ладушки.
Где были? У бабушки.
До свиданья бабушка,
Бабушка Забавушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи.В деревню к бабушке.

                                   В деревню к бабушке.Цель. 1 Использование сказочной формы для к...

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «В деревне у бабушки» (на основе фольклора и сказки «Репка»)

Как активизировать речь малышей, как увлечь их слушанием и  самостоятельным расказыванием сказок? Конечно с помощью игры и театрализации. Гораздо охотнее дети повторяют   слова обознача...

Знакомство с куклой -оберегом-сказка "Десятиручка"

Чтение сказки. Знакомство с куклой -оберегом....

Презентация для НОД по развитию речи "В деревню к бабушке"

Цель: закрепление названий животных, живущих на ферме; расширение представлений об особенностях ухода и содержания домашних животных, о пользе, которую они приносят людям....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:«Куклы-обереги».

Целью занятия является развитие интереса у детей к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи «В гостях у бабушки -Забавушки»

Программные задачиОбразовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в ...