Главные вкладки

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
    статья по развитию речи на тему

    Тихонова Мила Анатольевна

    Виды дидиктических игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_vystuplenie.docx23.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

    город Губкин Белгородская область

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

    Подготовила: Суворенкова Л.А.

    ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад

    № 36 «Колокольчик»

    Губкин, 2017

                             «Есть все фактические и теоретические основания                               утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и    формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

    Л. С. Выготский

    Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем. 21 век-это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, но почему-то все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями. Причин можно назвать массу, однако, как показывает опыт работы, детям не хватает живого общения. Сегодня сложное социально - экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители постоянно заняты, большую часть времени уделяют работе, пытаясь зарабатывать на хлеб насущный, домой приходят поздно, им просто не хватает времени, для полноценного общения со своими детьми, а если и случается уделить минутку, то задается минимум вопросов: Как ел? Спал? А ведь одним из условий формирования речи ребенка является постоянное общение со взрослыми. Именно ранний возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, и красивой речи, а эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

    Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

    Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

    Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

    Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

    Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

    В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

    Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Применяя приобретенные ранее знания и словарь, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.

    Хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые дидактические игры, используемые в своей работе с детьми раннего возраста.

    Игры с предметами:

    «Что это такое?»

    Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
    Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
    Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?


    «Найди, что покажу».
    Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
    Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
    Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

    «Чудесный мешочек».

    Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

    В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

    А так же игры: «Волшебный сундучок» Учит детей узнавать предметы по характерным признакам, называть его, формирует тактильные чувства, развивает мелкую моторику пальцев рук. "Кукла Катя проснулась", "Кукла Катя обедает", "Магазин игрушек" помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра "Новая кукла" учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь.

    Настольно-печатные игры:

    «Четыре картинки»
    Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
    Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.


    «Найти предмет указанной формы»

    Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

         Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

    «Какая фигура лишняя?»

    Цель: Развивать умение сравнивать геометрические фигуры, между собой выявлять фигуру отличную от других.

    Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

    Варианты:

    — группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

    «Какого цвета предмет?»

    Цель: Закрепление названий основных цветов. Учить детей выделять цвета.

    Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

    Варианты:

    — выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

    «Какого цвета не стало?»

    Цель: Развивать зрительное внимание, память.

    Детям показывают несколько флажков (квадратов, кругов и т. д.) разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

     Игры словесные

    «Отгадай, кто это?»
    Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
    Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.


    «У меня есть друг, как его зовут?»

    Цель: Обогатить словарный запас, формировать умение находить человека по описанию.

    Ход игры: Воспитатель произносит: у меня есть друг, как его зовут? И начинает описывать одного из присутствующих детей. Дети, рассматривая др. др. должны угадать про кого говорят.

    При проведении дидактических игр воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

     Литература

       1. Бубнова А.Х. «Развитие речи». - М.,2006.-256с. (Азбука дошкольного воспитания)

       2. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991.-160с.

       3. Богуславская З.М Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение,1991-207с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

    Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

    Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

    Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

    консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

    Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

    Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

    Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

    Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

    Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

    Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

    Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

    Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

    Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...