Конспект занятия НОД по развитию речи
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Нестерова Ирина Петровна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_poteryal_hvostik.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Младший дошкольный возраст

                                                    « Кто потерял хвостик?»

Цель: Развивать артикуляционный и голосовой аппарат. Упражнять в произнесении звуков (т), (т*) в словах, фразах, в образовании слов с помощью суффиксов, в составлении простых предложений. Активизировать словарь по теме « Посуда». Формировать простейшие формы монологической речи.

Материал и оборудование: Игрушки: заяц без ( хвоста), зайчиха, лиса, два медведя ( большой и маленький). Заячий хвостик, Искусственное дерево. Стол.                                                                             Посуда: сахарница, салфетница,  конфетница,  сухарница, чайник, чашки с блюдцами, ложки. Сахар, сухари, печенье, конфеты. Большие и маленькие следы медведя ( из липкой плёнки, пористой резины и т.п.)

                                                                            Ход занятия

Дети с воспитателем стоят у входа в групповую комнату

Воспитатель. Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети с воспитателем входят в групповую комнату и здороваются с гостями. Воспитатель привлекает внимание детей к заячьему хвостику, который лежит на полу, поднимает его.        

Воспитатель. Что это, ребята? ( Комочек, снежок, хвостик.). Да, это хвостик. Рассмотрите его. (Показывает хвостик.) Какой он?.(Белый , пушистый, маленький, похож на комочек ваты.) Как вы думаете, чей это хвостик? Кто его мог потерять? (Предположения детей.) Надо вернуть хвостик хозяину. Давайте пойдём в лес и будем искать того, кто потерял хвостик.

                                                        Проговаривание  чистоговорок.                                                                                                                                           Воспитатель. На улице мороз, поэтому нам надо одеться тепло. Повторяйте стишок вместе со мной.                                                                                                                                                                                           Дети повторяют строчки хором, индивидуально, тихо, громко. Во время артикуляции воспитатель даёт словесные указания, уточнения, хвалит детей.

То, то, то – надеваем мы пальто.

 (Губы круглые, вытянутые трубочкой.)

Ти, ти, ти – с собой санки захвати.

 (Губы растянуты в улыбке.)

Ать, ать, ать – хозяина хвостика будем искать.

 (Рот широко открыт.)    

Воспитатель.     Мы в лесу. Как здесь красиво, кругом ещё лежит снег.

                   Словесная игра « Большие и маленькие следы»

Воспитатель (указывает на следы на полу) Посмотрите, чьи-то следы на снегу- большие и маленькие. Давайте по этим следам пойдём  и, быть может, хозяина хвостика найдём.

Говорите вместе со мной грубым голосом медленно и громко:

Большие ноги шли по дороге то-оп, то-оп, то-оп. 

Как шли большие ноги, Полина? ( То-оп, то-оп, то-оп.) А у тебя Артём? (То-оп, то-оп, то-оп.)

А у тебя, Ангела?

           Опрашивает всех детей.

Теперь говорите вместе со мной быстро шёпотом:

Маленькие ножки бежали по дорожке  топ- топ-топ.

Как бежали маленькие, ножки  Рома? ( Топ- топ-топ.)

 Опрашивает всех детей.

Воспитатель. Молодцы, хорошо шагали и говорили! Кажется, я догадалась, чьи это следы. Это медведи гуляли в лесу. А вот и они. ( Выставляет медведей.) Один большой – его зовут Том, а другой маленький – его зовут Тим. Как зовут большого мишку? (Том.) А маленького? (Тим.)

Опрашивает всех детей, добиваясь чёткой артикуляции первого звука в словах.

Воспитатель. Что делают медведи в лесу? (Гуляют.) Повторите: Том и Тим гуляют в лесу.

   Сначала повторяют хором девочки, потом мальчики. При необходимости- индивидуальное повторение.

                                Дидактическая словесная игра « Назови какой»

Воспитатель. Рассмотрим медведей. Может, один из них потерял свой хвостик?                                                                                                                                                                                        

( Приглашает детей сесть на ковёр или на стулья- «пеньки».)

-Какие медведи? ( Мягкие, пушистые, коричневые, бурые.)

-Какие у них глаза? (Маленькие, чёрные.)

-Какие у них лапы? (Большие, толстые.)

-Какие хвостики у медведей? ( Маленькие, коричневые.)

Скажите наш хвостик подошёл бы медведям? (Нет.)

А почему? ( Этот хвостик белый, а у мишки коричневый.)

Жалко, что хвостик не подошёл. Пойдём искать хозяина хвостика дальше.

                                                     Разминка ( речь с движением).

Мы пришли в зимний лес.

(Шагают, энергично взмахивая руками.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Кружатся на месте, подняв руки вверх.)

Справа  берёзка в шубе стоит,

(Отводят в сторону правую руку.)

Слева ель на нас глядит.

(Отводят в сторону левую руку.)

Вот сугробы на пути.

Очень трудно нам идти.

(шагают, высоко поднимая колени.)

Вправо-  влево повернёмся

И друг-другу улыбнёмся.

( Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе, улыбаются.)

Воспитатель. Я увидела, что за деревом пробежал рыжий зверь. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это.(Голосом делает акцент на прилагательных и глаголах.)

 Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая!

Снег разгребает,

Хвостом следы заметает,

Кто это?   (Лиса)

Воспитатель (выставляет лису). Верно, эта загадка про лису, потому что это животное описано в загадке как «рыжая плутовка», «хитрая», «хватает мышек», «хвостом следы заметает».

                                         Речевое упражнение «Доскажи словечко».

Воспитатель. Поиграем? Мы с лисичкой будем начинать предложение, а вы его заканчивать.

  Снег… (разгребает).

  Мышек... (хватает).

  Хвостом следы… (заметает).

Воспитатель. Лисичка хвалит вас за правильные ответы. Скажите, как выглядит лисичка? Какая она? (Лисичка рыжая, пушистая, у неё хитрые глаза.)Есть ли у лисицы хвост, посмотрите? (Есть.) А какой у неё хвост? (Большой, рыжий, пушистый.) Лисичка заметает своим пышным хвостом следы, чтобы её никто не мог найти. Покажите, как ходит лисичка. (Дети имитируют движения лисы.) Значит, этот хвостик ( показывает хвост зайца) не лисичка потеряла, а кто-то другой. Давайте попрощаемся с лисой и пойдём искать хозяина хвостика.

                                                   Дидактическая игра «Чаепитие».

Дети с воспитателем подходят к дереву, под которым накрыт стол для чаепития. За столом сидит зайчиха. Дети здороваются с зайчихой.

Воспитатель. Какой красивый стол! Но мне кажется, здесь что-то не в порядке. На столе стоит посуда для чаепития (чашки, блюдца, ложки, чайник). Сухари, конфеты, сахар и хлеб лежат в одной тарелке, а салфетки лежат прямо на столе. Давайте поможем всё расставить и разложить по местам.

   Воспитатель вызывает двух детей, называет продукты и салфетки. Дети помещают их в соответствующие ёмкости и называют эти ёмкости.

Воспитатель. Сахар кладут куда? (В сахарницу.)

                          Конфеты кладут куда? (В конфетницу.)

                          Сухари кладут куда? (В сухарницу.)

                           Хлеб кладут куда? (В хлебницу.)

                           А салфетки куда нужно поместить? (В салфетницу.)

Посмотрите, правильно ли вы всё  разложили?  Где лежит сахар?  Где лежат сухари?  Конфеты? Хлеб?  Салфетки? (Ответы детей.) Зайчиха благодарит вас за помощь. Кажется, кто-то плачет!       ( Выставляет зайца.) Да это же зайка! Что с тобой случилось?

Зайка (за него говорит воспитатель). У меня сегодня день рождения. А я потерял свой хвостик. Придут мои друзья, а я…без хвостика!

Воспитатель. Не плачь, зайка, мы постараемся тебе помочь. Мы как раз нашли чей-то хвостик! Ребята, посмотрите внимательно на зайчика.

Какая у него шубка? (Белая, пушистая, похожая на снег.) Какие у зайки лапки? (Тонкие, маленькие.) Какие у зайки ушки? (Длинные, беленькие.) Посмотрите (показывает хвостик), такой хвостик может быть у зайчика? ( Да!) Хвостик какой? (Маленький, беленький, пушистый.) Мне кажется, он как раз подходит для зайчика. Давайте его примерим. (Воспитатель прикрепляет хвостик к игрушке.)

Зайка. Точно! Это мой хвостик. Как здорово, что он нашёлся! Я его потерял, когда прибегал в ваш сад, чтобы пригасить вас на мой день рождения. Но был уже поздний вечер, и в детском саду никого не было. Поэтому я убежал в домой, в лес. Хорошо что вы сами в гости пришли и хвостик мой принесли. Это самый лучший подарок. Спасибо, ребята!

                                           Зайка угощает детей конфетами и сухарями.

Воспитатель. Вам понравилась наше путешествие в лес? (Да) Но мы не просто гуляли, а помогали зверям. Каких животных мы повстречали в лесу? Кому мы помогли? ( Ответы детей.)  Теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем гостям: « До свидания!»     Дети прощаются с гостями                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

Конспект занятия - КВН по развитию речи в подготовительной группе "Хлеб - всему голова".

Закрепить с детьми  произношение звуков (л), (р), умение пользоваться интонационными средствами выразительности, обогащать словарный запас, развивать умение составлять рассказ с использованием по...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: ««Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)».

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе.                                        ...

Конспект занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС по теме "Путешествие в страну красивой речи"

Данный конспект занятия направлен на развитие связянной речи, на обогащение словарного запаса и развитие внимания....