Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи на тему

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковые игры и упражнения80.14 КБ

Предварительный просмотр:

Велибекова Марина Абдулвагабовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, дети лучше усваивают стихотворные тексты; их речь становится более выразительной.

Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  • Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.
  • Играть в пальчиковые игры нужно каждый день. И чтобы ребенок сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время можно вернуться к позабытым.
  • Не перегружайте ребенка сложными пальчиковыми играми и не проводите слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия сначала начинайте с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.
  • Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.
  • Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он приболел?
  • Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.
  • Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

http://pandia.ru/text/79/054/images/image005_0.jpg

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

http://pandia.ru/text/79/054/images/image006_0.jpg

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

http://pandia.ru/text/79/054/images/image007.jpg

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

http://pandia.ru/text/79/054/images/image008.jpg

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

http://pandia.ru/text/79/054/images/image009_0.jpg

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

http://pandia.ru/text/79/054/images/image010_0.jpg

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

http://pandia.ru/text/79/054/images/image012_0.jpg

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ЗАМОК

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать"замочком" вперед-назад

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком повертели, Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли! Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

http://pandia.ru/text/79/054/images/image013.jpg

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.

ВРЕМЕНА ГОДА

Двенадцать месяцев в году, я вам, ребята, назову:
Круглый год, круглый год,
(пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками)
Январь, февраль, и март идет,
(поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
А там апрель, а следом май,
(соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке)
Июнь, июль, нам август дай!
(соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке)
Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь
(продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
И не забудем добавить декабрь!
(соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке)

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
(имитируем сбор ягод в корзинку)

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

ПЯТЬ ВОРОБЬЕВ

Пять воробьёв на заборе сидели, (Показать пять пальцев,
Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному)..
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четверо осталось.
Сидели вчетвером и немного устали,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.

СНЕЖОК
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
(показываем, как лепили в ладошках)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
(поднимаем руки вверх)
Два – поймаем.
(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
Три – уроним.
(опускаем руки вниз)
И… сломаем.

СНЕГОВИК
Тра-та-та! Тра-та-та!
(хлопают в ладоши)
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
(«лепят» снежки)
Ком на ком поставим,
(соединяют руки, поднимают вверх)
Глазки подведем,
(соединяют пальцы, приставляют к глазам)
Нос-морковку вставим,
(приставляют к носу кулачки)
Шапочку найдем.
(кладут ладони на голову)
Вот какой снеговичок,
(ставят руки на пояс)
Снежный белый толстячок!
(качают головой вправо-влево)

ВЕСНА

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе).
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)

КАПЕЛЬ
Всюду слышен звон капели:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Надоели нам метели!
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Это капели запели
Песенку свою.
Так они встречают
Красавицу-весну.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
Капает тихонько.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
Капли пляшут звонко.
(встряхивают кисти обеих рук)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
(стучат пальчиком об ладошку)
Капли побежали.
(бегут на месте)
Потому что солнышко капли увидали.
(руки поднимают кверху)
Капель слетает с крыши,
И небосвод высок.
Бежит ручей, я слышу,
Его весёлый голосок.

ЛЕТО НАСТУПАЕТ
Вот и лето наступает
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
Всех на отдых приглашает
(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать.
(делаем из ладошек «домик»)

ЛЕТО
Вот за что люблю я лето?
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

РЕЧКА
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
(трем ладонями лицо)
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
(делаем плавательные движения)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
(выбрасываем одновременно обе руки вперед)
Одной, другой – это кроль.
(выбрасываем руки вперед поочередно)
Все как один плывём,
Как дельфин.
(руки в замок и осуществляем движение «волну»)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(стряхнули руки)

ОСЕНЬ

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

ВЕТЕР
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба 
(загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.

Занимаясь с ребенком пальчиковыми играми вы стимулируете развитие его мелкой моторики, логики, мышления, речи и конечно же формируете добрые взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – это явление природы, животные и как они разговаривают, действие людей, понятие вверх-вниз, громко-тихо. В игровой форме вы готовите пальчики вашего ребенка к рисованию, письму.

Занимайтесь с ребенком пальчиковыми играми, так как роль их важна для ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...