Статья для заочного участия в конференции. Дошкольное образование России и Китая. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПЕ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Аблюзина Гузель Ирековна

Для речевого развития детей 6-7 лет характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи. Ребенок в этом возрасте уже готов к общению с собеседником,его вопросы осмысленны и предполагают ответысобеседника.

роль педагога состоит в том, чтобы создать условиедляразвития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей. в дошкольном возрасте занятия рисованием очень важны. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО -  РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПЕ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

Г. И. Аблюзина ( воспитатель)

Управление образования администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 г. Туймазы  

Россия.

Для речевого развития детей 6 -7 лет характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи. Ребёнок в этом возрасте уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника.

Роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития этих

естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать

познавательную речевую активность детей.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и

эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Занятия по рисованию, аппликации, лепке в программе «От рождения до школы» в разделе «Организация жизни и воспитания детей» объединены в направление «Художественно- эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество».

1) Рисование популярно среди детей – дошкольников 5- 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6 – летних детей находят отражение такие специфические

особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

2) Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитие способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделять особое внимание в работе с поступающими в школу детьми. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека определенного возраста, а также героев конкретной сказки: Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

3) Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Они учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем. На занятиях изо деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание.

Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Я развиваю у детей художественное восприятие произведений изоискусства, учу эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формирую у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества. Знакомлю детей с произведениями живописи: Шишкин «Рожь», Васнецов «Аленушка», Пластов «Первый снег» и др. Расширяю представления детей о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгам художников – Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, Е. Чарушина, о народном декоративно – прикладном искусстве (хохломская, Городецкая росписи), о керамических изделиях и народной игрушке (Гжель, Дымка). Учу высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно – прикладного искусства. Активизирую словарь детей; развиваю

познавательную активность детей; создаю радостное настроение, приобщаю к истокам русской народной культуры; уточняю и обогащаю словарный запас детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. Систематизирую знания и представления, их обобщаю, применяю в собственной продуктивной и речевой деятельности, закрепляю знания детей о временах года, их признаках, особенностях. Учу вести беседу по картине, четко и выразительно читать стихи; развиваю у детей образное

мышление, восприятие, фантазию, формирую чувство цвета, творчество.

Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием

литературного произведения – наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза слова и изображения. Чтобы подвести детей к пониманию этой взаимосвязи, я использую различные методы и приемы:

       чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и

анализом образных выражений;

      пересказ знакомого детям текста с опорой на наглядность;

      сопоставление иллюстраций (репродукций) с литературным описанием. Были использованы следующие задания: детям показывали репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» и зачитывали два – три описания природы. После прослушивания каждого текста, дети решали, подходит ли он к изображению, либо после чтения всех текстов называли наиболее подходящий и объясняли свой выбор;

      сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению (сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Билибина и В. Конашевича; русские народные сказки в иллюстрациях Ю. Васнецова и Е. Рачева);

     знакомство с особенностями восприятия пространственного расположения объектов на плоскости. С этой целью проводились прогулки (экскурсии), во время которых я обращала внимание дошкольников на красоту природы, гармонию красок, на особенности восприятия различных предметов.

Работа по совершенствованию изобразительных навыков и развитию речи ведется и на занятиях, и в свободное время.

На занятиях по развитию речи использую дидактические игры и упражнения по подбору синонимов («подбери слово», «скажи по другому»), сравнений («с чем можно сравнить?», «кто скажет точнее?»), определений («как еще можно назвать маленькую лису? А хитрую? Добрую?») и т.д.

Одним из эффективных средств в этой работе является возможность сопоставить литературный образ с образом декоративно – прикладного искусства. Например, при рассматривании барашка я использовала стихотворение:

     «Вот барашек нарядный,

     Весь такой он ладный…» и т.д.

Помимо работы над лексикой, я стремлюсь развивать у дошкольников способность чувствовать структурное место конкретного слова в предложении, интонационную выразительность речи. Это является необходимым условием воспроизведения связного высказывания, передачи в нем собственного отношения к описываемым событиям.

Важное место занимает составление рассказов по картинке или серии картин. В качестве наглядных пособий следует использовать дидактические картины, репродукции, книжные иллюстрации.

Предлагаю план занятия по картине Левитана «Золотая осень».

     1. Рассматривание картины.

     2. Беседа по вопросам: «Что изображено на картине?», «Какое время года?», «Видели ли вы такой пейзаж, когда, где?», «Какое время суток?», «Какое у вас настроение, глядя на эту картину?»

     3. Чтение стихотворения С. Есенина «Осень», выделение детьми образных

выражений, сопоставление текста с репродукцией картины.

     4. Составление описательного рассказа по картине.

     5. Сюжетное рисование по картине.

     6. Слушание песни «Осень»

На занятиях по изо деятельности, прослушав литературный отрывок – сначала сюжетный, а затем описательный (словесный портрет, пейзаж и пр.), дети создают изображения без использования наглядных средств. Провела занятия по темам: «Ветреный осенний день» (по стихотворению И. Токмаковой «Ветрено»), «Портрет царевны Лягушки» (по мотивам русской народной сказке). По сказке «Царевна-Лягушка» вместе с детьми составили книгу: каждый ребенок выбирал один из эпизодов и изображал

его на отдельном листе. Затем рисунки мы разложили соответственно сюжету, и, дети, используя, слова и выражения из текста, комментировали свой рисунок по сказке.

Постепенно мы с детьми начали переходить к индивидуализации не только рисунков, но и рассказов. Начало было положено заданием такого типа, как – «Придумай историю про себя и нарисуй её». Во время рисования дети обдумывали свой будущий рассказ. Когда они его озвучивали, рисунок служил наглядной опорой. Рисунки дети сопровождали собственными сочинениями из личного опыта («Праздник в детском саду», «Мой выходной день дома», и др.) В ходе выполнения таких заданий дошкольникам предоставляется полная свобода творчества.

В структуру занятия ввожу игровые моменты и художественно – дидактические игры; использую элементы соревнования. Перед занятиями по изо деятельности ведется предварительная работа. Например, экскурсия в парк, на участок детского сада, рассматривание деревьев, изображений деревьев. Знакомство с репродукциями картин Шишкина, Васнецова, Левитана, Васильева. Рассматриваем изображения деревьев (береза, дуб, ива, осина, липа, рябина и т.д.), проводим сравнение – «что общего и чем

отличаются?». После занятия оформили экспресс – выставку: «Деревья нашего парка», а закончили чтением стихотворений.

Если тема – «Моя семья», то это – рассматривание фотографий, цветных иллюстраций. Дети составляют небольшой рассказ о своей семье, затем выполняют рисунок. Лепка по теме – «Домашние животные», дети так же рассказывают о своих питомцах, приносят их фотографии. Затем рассматриваем цветные иллюстрации о домашних животных. Например, «Собака со щенком»– знакомство с внешним видом разных пород собак (иллюстрированное фото), беседы о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. Обсуждение вопроса о том, почему опасно

подходить к собаке со щенком. Затем – рассматривание дидактической картины «Собака со щенком», дети придумывают название картине, составляют короткий описательный рассказ о своей собачке.

Тема: «Загадки с грядки» - загадывание и отгадывание загадок. Рассматривание овощей; беседа об овощах, как огородной культуре; о заготавливании овощей на зиму. В конце занятия ребенок делает описательный рассказ о выбранном по своему желанию и нарисованном овоще.

На занятиях по изо деятельности провожу пальчиковую гимнастику (с проговариванием текста).

Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.                                                                    

Лепка, рисование и любые виды конструирования из бумаги или природного материала являются мощным инструментом влияния на развитие детей в руках грамотного педагога. Известно, что ребенок лучше всего усваивает материал, если ему интересен объект изучения, а уж сделать интересным рисование или лепку – не так-то уж и сложно!

Помимо опыта работы с красками, пластилином или природным материалом дети получают знания об окружающем мире, развивают мелкую моторику пальцев, что благодатно влияет на развитие речи. Именно поэтому занятия по изо деятельности зачастую становятся основой для комплексных или интегрированных занятий с элементами ознакомления с природой, развития речи и ознакомления детей с окружающим миром.

Помимо этого, занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности помогают развивать фантазию и воображение детей, речевой материал усваивается быстрее, а так же приучают их к аккуратности, прилежанию, усидчивости. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка и тесно связано с развитием речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной

(назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Грамотно оформленные стенды и выставки детских работ радуют родителей малышей и позволяют детям почувствовать свою значимость.

Список используемой литературы :

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.- М.: Мзайка- Синтез, 2005.

Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.- М.: Мозайка- Синтез, 2010

Комарова Т.С. Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005

Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М.: Мозайка- Синтез, 2005-2010

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.- М.: Мозайка- Синтез,2005-2010.

Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду- Под редакцией М. Б. Зацепиной, 2005

Картотеки . Дидактические игры по развитию речи. Подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»

Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...

Статья "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе".

Статья об особенностях речевого развития детей подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Я И МОЯ СЕМЬЯ» с использованием: (личностно-ориентированной технологии).

Формировать умение осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело.  Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию»для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием не...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...

Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы посредством игровой деятельности «Учимся, играя»

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает...