Главные вкладки

    УЧИМ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ НА ТЕМУ "ЗИМА"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Рулькова Марина Николаевна


    Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

    Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dom_zadaniya.doc337.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УЧИМ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

    МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ НА ТЕМУ "ЗИМА"

    Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

    Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

    До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, сделайте зарисовки,  подводящие малыша к содержанию произведения.

    Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать рассказ.

    При этом на разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды:

    • Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
    • Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
    • Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
    • Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

                   ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА. 
    В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. Они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. 
    Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная прогулка получилась. 

    мальчики для белочек? 
    Какая прогулка получилась у ребят? 
    2.Перескажи. 
    1.Ответь на вопросы: 
    Где лежит снег? 
    Куда пошли ребята? 
    Что они построили? 
    Как стали играть ребята? 
    Куда попал снежок? 
    Что заметили мальчики? 
    Чем они накормили птиц? 
    Что приготовили
    СНЕЖНЫЕ ПОДЕЛКИ. 
    Весело ребятам зимой. Они сделали много снежных фигурок. Вадик слепил снеговика. Яна слепила лебедя. У Саши получился кот с зелёными глазами и длинными усами из соломы. Прибежала собачка Жучка, увидела кота и громко залаяла. "Не лай, Жучка! - говорят ребята. - Этот кот не настоящий. Он снежный".  

    1.Ответь на вопросы: 
    Что сделали ребята из снега? 
    Что слепил Вадик? 
    Кто слепил лебедя? 
    Какой получился кот у Саши? 
    Почему залаяла собака? 
    Что сказали ей ребята? 
    2.Перескажи. 


    ЧЬЯ ГОРКА ЛУЧШЕ? 
    В Сашином дворе стоит деревянная горка, а в Алёшином - ледяная горка. 
    Катаются мальчики на своих горках и спорят: чья горка лучше? Саша говорит: "Наша деревянная горка высокая-высокая, а ваша ледяная - низкая". "зато наша ледяная гладкая - гладкая, - говорит Алёша, - а деревянная горка шершавая". А Саша опять: "С деревянной горки можно далеко-далеко укатиться, а с ледяной сильно не разгонишься". "Зато с ледяной горки может кататься моя маленькая сестрёнка, а на деревянную горку она забираться боится", - настаивал Алёша. 
    Подошёл к мальчикам дворник дядя Петя и сказал: "Не спорьте, ребята, обе горки хороши. Катайтесь по очереди и на деревянной горке, и на ледяной". 

    1.Ответь на вопросы: 
    Какая горка стоит в Сашином дворе? 
    А в Алёшином? 
    О чём спорят мальчики? 
    Что говорит Саша? 
    А что говорит Алёша? 
    Что сказал дядя Петя? 
    2.Перескажи. 

    ТЁПЛАЯ КОРМУШКА. 
    Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось". 

    1.Ответь на вопросы: 
    Откуда шёл Ваня? 
    Что он нёс? 
    Чего не заметил Ваня? 
    Кто клевал пряник? 
    Что подумал Ваня? 
    2.Перескажи. 

    В ЗИМНЕМ ЛЕСУ. 
    Тихо в заснеженном лесу. Кругом сугробы. Зимний воздух чистый, свежий. Снег на солнце искрится. Женя бежит по накатанной лыжне. Кажется, что в лесу никого нет. 
    Мальчик остановился. "Тук-тук, тук-тук",- cтучит дятел по стволу дерева. Клюв у дятла крепкий, сильный. Он ловко добывает им насекомых-вредителей. Женя увидел на снегу следы зайца. Он, наверное, убегал от лисицы. В своей белой шубке заяц незаметен на снегу. И вьюга помогает длинноухому - заметает следы. А вот и серенькая белочка прыгает от дупла к дуплу. Она ищет орешки, которые спрятала с осени. Вдруг сугроб зашевелился, и показался тетерев. Птица шумно замахала крыльями и полетела. Известно, что тетерева от холода прячутся в снег. 
    "Хорошо приспособились лесные жители зимовать, - подумал Женя и продолжил прогулку. 

    1.Ответь на вопросы: 
    О каком времени года говорится в рассказе? 
    Какой воздух в лесу? 
    Что говорится о снеге? 
    Кто бежит на лыжах? 
    По какой лыжне бежит Женя? 
    Кто стучит по стволу? 
    Какой клюв у дятла? 
    Чьи следы видел Женя? 
    Что помогает зайцу спрятаться от лисицы? 
    Что делает белочка? 
    В какой она шубке? 
    Откуда показался тетерев? 
    Как закончен рассказ? 
    2.Перескажи. 

    ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА. 
    Мальчик и девочка собрались на прогулку. Мальчик надел меховую шапку-ушанку, а девочка - шерстяную шапку с помпоном. Мальчик надел куртку на молнии, а девочка - меховую шубу на пуговицах с воротником. Куртка короткая, а шуба длинная. На куртке три кармана, а на шубе два кармана. Мальчик завязал шарф под куртку, а девочка - поверх шубы. Мальчик надел валенки, а девочка - ботинки. У мальчика варежки, а у девочки перчатки. 

    1.Ответь на вопросы: 
    Куда собрались мальчик и девочка? 
    Что надел мальчик на голову? 
    А девочка? 
    Какую куртку надел мальчик? 
    Какую шубу надела девочка? 
    Сколько карманов на куртке? 
    А на шубе? 
    Как завязал шарф мальчик? 
    А девочка? 
    Что мальчик надел на ноги? 
    А девочка? 
    У кого варежки? 
    А у кого перчатки? 
    2.Перескажи. 

    ПОМОЩНИК. 
    Наступил январь. На улице было очень красиво: шёл снег, на ветках деревьев сверкала изморозь. Алёша и Вика обрадовались снегопаду. Они оделись, взяли санки, и вышли во двор. Алёша катал Вику. А потом Вика хотела прокатить Алёшу. Она тянула-тянула санки за верёвочку, но не смогла сдвинуть их с места. Мимо пробегал Шарик. Он вцепился зубами в верёвку. Вика с собачкой дружно катили санки, а Алёша весело смеялся. 

    1.Ответь на вопросы: 
    О каком месяце говорится в рассказе? 
    Какие осадки были на улице? 
    Чему обрадовались дети? 
    Что они сделали? 
    Кто катал Вику? 
    Почему Вика не могла прокатить Алёшу? 
    Кто пробегал мимо? 
    Что он сделал? 
    Как Вика с собачкой катили санки? 
    Какое настроение было у Алёши? 
    2.Перескажи.

    ПОДПИШИСЬ 
    Клуб Веселых Непосед 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ТЕКСТА

    опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой...

    УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ .Подборка текстов.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3675739","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"367","width":"480"}}]]Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские ...

    Учимся пересказывать тексты

    Данный материал  поможет  Вашему ребенку научиться пересказывать тексты....

    Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...

    Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»

    Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Учить выявлять и разре¬шать противоречия, проблемные ситуа¬ции. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы....

    « Учим детей 5-7 лет пересказывать. Выбираем тексты для пересказа ».

    Рекомендации для родителей  детей старших дошкольников по обучению пересказу, выбору художественных произведений....

    Е.В.Мазанова Учусь работать с текстом

    Альбом упражнений по коррекции дисграфии...