Статья на тему: «Развитие речи ребенка через игру»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
статья разработана с целью помочь педагогам и родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, разобраться в этом вопросе и сориентироваться в дальнейшей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья содержит перечень игр, которые помогут речевому развитию ребенка. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Развитие речи ребенка через игру»
Игра является одним из самых важных приемов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать ребенка, создать непринужденную обстановку, которая будет психологически комфортной для него.
Игры необходимо разумно распределить поэтапно, то есть вначале игра должна помочь завлечь ребенка, затем подвести к усвоению темы, и лишь потом, игра может принять поисковый характер. Главное не забывать правило: игра должна быть доступной и понятной для ребенка, игра должна включать разные виды деятельности ребенка.
При подборе и изготовлении игр, а также наглядных пособий к ним следует учитывать следующие критерии:
- возраст детей;
- особенности мышления и восприятия детей;
- уровень самостоятельности;
- уровень речевых навыков;
- доступность игры для дошкольника.
Использование игр делает процесс постановки речи творческим, разнообразным, интересным и увлекательным. Процесс постановки речи ведется в нескольких направлениях. Необходимо всячески развивать мелкую моторику , ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффектив-ность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Для лепки можно использовать пластилин, соленое тесто; составление узоров из макарон. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Подбор игр на развитие слуха идет в строгой последовательности:
- для развития слухового внимания (формируем умения различать неречевые звуки по их звукочастотным звукам);
- для развития речевого слуха (формируем умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл речи говорящего);
- для фонематического слуха (учим умению слышать составные части слова).
Игры на развитие фонематического слуха.
«Шумелки», «гремелки»;
Игры с музыкальными игрушками и инструментами;
«Где стучит» (определять направление);
«Кто тебя позвал»;
«Тихо- громко»;
В работе над правильным произношением и дикцией помогут игры на автоматизацию звуков и на звукоподражание:
Дождик закапал: кап-кап-кап…
Веет теплый ветерок: ш-ш-ш-ш… Вышла уточка гулять: кря-кря-кря… и т.д. На этапе автоматизации звука важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, это будет возможно только в том случае, если это будет не скучное занятие, а интересная игра. Необходимо заинтересовать ребенка, убедить его в том, что у него обязательно все получится. Для игр на развитие речевого дыхания оборудованием могут стать вертушки, перышки, пенопластовые шарики и шарики для пинг-понга, рамки для выдувания мыльных пузырей и пр. И такие упражнения как: « наматываем ниточку на клубок» длительный выдох и «дровосек» с коротким повторяющимся выдохом будут полезны и интересны.
Игры на пополнение словарного запаса «Какое что бывает?»; «Что где находится? «Что за чем?»; «Кто что делает?»; «Кому что нужно?»;
Игры на обобщение и классификацию, синонимы и антонимы, многозначные слова могут эффективно проводиться с мячом, перекидывая из рук в руки или отбивая мяч от пола.
Формирование разговорной речи эффективно происходит через беседу на различные темы, которые понятны, интересны и близки ребенку. Это способствует умению ребенка выражать свои мысли, желания, чувства. Чем богаче словарь ребенка тем интересней и разнообразней рассказ.
Пересказ еще один вид словарной работы, где от ребенка требуется изложить содержание близко к тексту, это способствует развитию памяти и внимания, учит слушать других. Как вид пересказа можно использовать прием пересказ от лица героя, где ребенок должен пересказать не все произведение ( сказку), а только ту часть, где участвует герой за которого ребенок рассказывает, этот прием помогает концентрироваться.
Литература, которая может помочь в данном вопросе разобраться более полно и понятно.
«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н. В. Нищева.
«Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быкова,
«Я люблю Монтессори»: пособие для родителей. Т. Афанасьева, Л. Гребенников, Ю. Д.робышевская.
«Книга первых знаний. Ловкие пальчики.» О. Жукова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на тему: "Развитие речи детей через игру"
Роль развивающих игр в развитии речи детей....
Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»
Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...
Статья на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры...
Статья на тему "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников....
Статья для родителей "Развитие речи ребенка, через приобщение к народной культуре"
Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом....
Статья на тему: "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игру"
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте...
Развитие речь ребенка через игру
Картотека игр...