Статья на тему: «Развитие речи ребенка через игру»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Жукова Елена Валентиновна

статья разработана с целью помочь педагогам и родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, разобраться в этом вопросе и сориентироваться в дальнейшей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Статья на тему: «Развитие речи ребенка через игру»

       Игра является одним из самых важных приемов работы с дошкольниками. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать ребенка, создать непринужденную обстановку, которая будет психологически комфортной для него.  

Игры необходимо разумно распределить поэтапно, то есть вначале игра должна помочь завлечь ребенка, затем подвести к усвоению темы, и лишь потом, игра может принять поисковый характер. Главное не забывать правило: игра должна быть доступной и понятной для ребенка, игра должна включать разные виды деятельности ребенка.

При подборе и изготовлении игр, а также наглядных пособий к ним следует учитывать следующие критерии:

  • возраст детей;
  • особенности мышления и восприятия детей;
  • уровень самостоятельности;
  • уровень речевых навыков;
  • доступность игры для дошкольника.

                Использование игр делает процесс постановки речи творческим, разнообразным, интересным и увлекательным. Процесс постановки речи ведется в нескольких направлениях.                                                                                                                  Необходимо всячески развивать мелкую моторику , ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Процессу совершенствования мелкой моторики  необходимо  уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.                                                                                        Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.   Эффектив-ность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек  развивает умение слушать и понимать.                                                             Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Для лепки  можно  использовать  пластилин, соленое  тесто; составление  узоров  из макарон. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

        Подбор игр  на развитие слуха идет в строгой последовательности:

  • для развития слухового внимания (формируем умения различать неречевые звуки по их звукочастотным звукам);
  • для развития речевого слуха (формируем умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл речи говорящего);
  • для фонематического слуха (учим умению слышать составные части слова).

        Игры на развитие фонематического слуха.

        «Шумелки», «гремелки»;

        Игры с музыкальными игрушками и инструментами;

        «Где стучит» (определять направление);

        «Кто тебя позвал»;

        «Тихо- громко»;

В работе над правильным произношением и дикцией помогут игры на         автоматизацию звуков и на звукоподражание:

      Дождик закапал: кап-кап-кап…

      Веет теплый ветерок: ш-ш-ш-ш…                                                                                                                                       Вышла уточка гулять: кря-кря-кря… и т.д.                                                                                                                              На этапе автоматизации звука важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, это будет возможно только в том случае, если это будет не скучное занятие, а интересная игра. Необходимо заинтересовать ребенка, убедить его в том, что у него обязательно все получится.                                                                                                      Для  игр на развитие речевого дыхания оборудованием могут стать вертушки, перышки, пенопластовые шарики и шарики для пинг-понга, рамки для выдувания мыльных пузырей и пр.  И такие упражнения как: « наматываем ниточку на клубок» длительный выдох и «дровосек» с коротким повторяющимся выдохом будут полезны и интересны.

        Игры на  пополнение словарного запаса                                                                                       «Какое что бывает?»;                «Что где находится?                                                                «Что за чем?»;                               «Кто что делает?»;                                                                           «Кому что нужно?»;

        Игры на обобщение и классификацию, синонимы и антонимы, многозначные слова могут эффективно проводиться с мячом, перекидывая из рук в руки или отбивая мяч от пола.

                Формирование разговорной речи эффективно происходит через беседу на различные темы, которые понятны, интересны и близки ребенку. Это  способствует умению ребенка выражать свои мысли, желания, чувства. Чем богаче  словарь ребенка тем интересней и разнообразней рассказ.

                Пересказ  еще один вид словарной работы, где от ребенка требуется изложить содержание близко к тексту, это способствует развитию памяти и внимания, учит слушать других.  Как вид пересказа можно использовать прием пересказ от лица героя, где ребенок должен пересказать не все произведение ( сказку), а только ту часть, где участвует герой за которого ребенок рассказывает, этот прием помогает концентрироваться.

        Литература, которая может помочь в данном вопросе разобраться более полно и понятно.

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» составитель Н. В. Нищева.

  «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быкова,

«Я люблю Монтессори»: пособие для родителей. Т. Афанасьева, Л. Гребенников, Ю.  Д.робышевская.

«Книга первых знаний. Ловкие пальчики.» О. Жукова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...

Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

Статья на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры...

Статья на тему "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников....

Статья для родителей "Развитие речи ребенка, через приобщение к народной культуре"

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом....

Статья на тему: "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игру"

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте...