Главные вкладки

    Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

    Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).

    Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

    Ход занятия

    Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.

    Как много разных слов на свете...

    Всему название дано –

    И зверю, и предмету.

    Вещей кругом полным-полно,

    А безымянных нету.

    И все, что только видит глаз

    Над нами и под нами,

    И все, что в памяти у нас,

    Означено словами.

    - Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления - все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите. (Игрушки, мебель, окно, стол, деревья, небо, солнце, кошка, голубь, кнопка, удочка, мама, друг и т. д.)

    - С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.

    Дидактическая игра «Настроение»

    Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.

    - Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д.

    - Давайте с вами потренируемся.

    Игра «Подбери нужные слова»

    - Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуй, привет, доброе утро...)

    - Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен...)

    - Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный...)

    - Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся...)

    ~ А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.

    - Самое главное - все ребята знают - грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.

    - Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными? (Ответы детей).

    - Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».

    Мы поссорились с подругой

    И уселись по углам.

    Очень скучно друг без друга,

    Помириться нужно нам.

    Я ее не обижала,

    Только мишку подержала,

    Только с мишкой убежала

    И сказала: «Не отдам».

    - Случалась ли у вас такая ссора? (Ответы детей).

    - Как вы поступаете в таком случае? (Ответы детей).

    - Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей).

    - Хотите узнать, что было дальше?

    Дам ей мишку, извинюсь,

    Дам ей мячик, дам трамвай

    И скажу: «Играть давай».

    - Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (Ответы детей).

    - А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».

    Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

    - Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

    - На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

    Варя отвернулась и грустно пошла домой.

    - Почему Варе стало грустно?

    - Можно назвать Варю жадной девочкой?

    - Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?

    - Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»?

    - Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.

    - Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму? (Ответы детей).

    - Из-за чего возникла ссора? (Ответы детей).

    - Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму.

    - Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».

    Я маму мою обидел,

    Теперь никогда-никогда

    Из дома мы вместе не выйдем,

    Не сходим с ней никуда.

     

    Она в окно не помашет,

    Я тоже не помашу.

    Она ничего не расскажет,

    Я тоже не расскажу...

     

    Возьму я мешок за плечи,

    Я хлеба кусок найду,

    Возьму я палку покрепче,

    Уйду я, уйду в тайгу.

     

    Я буду ходить по следу

    В страшный-страшный мороз.

    И через бурную реку

    Буду я строить мост.

     

    И буду я главный начальник,

    И буду я с бородой,

    И буду всегда печальный

    И молчаливый такой...

     

    И вот будет вечер зимний,

    И вот пройдет много лет,

    И вот в самолет реактивный

    Мама возьмет билет.

     

    И в день моего рожденья

    Тот самолет прилетит!

    И выйдет оттуда мама,

    И мама меня простит.

    - В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.

    - Как вы думаете, ребята, простила его мама? (Ответы детей).

    - Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».

    - Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.

    - Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (Ответы детей).

    - Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.

    - Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (Попросить прощения.)

    - Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощения? (Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся... И, конечно же, пообещать исправиться.)

    - Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:

    Доброе слово лечит, а худое калечит.

    Ласковое слово, что солнышко.

    От худого слова навек ссора.

    Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чтение художественных произведений "Доброе слов лечит, а худое калечит".

    НОД по речевому развитию на  тему "Доброе слов лечит, а худое калечит" ( по произведениям Э Мошковской " Я маму свою обидел"; А.Кузнецовой" Посорились" ; Н.Дуровой " Две подружки") поможет научит...

    Конспект ООД "Доброе слово лечит, а злое калечит"

    Конспект ООД "Доброе слово лечит, а злое калечит"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...

    конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"

    Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....

    Беседа "Доброе слово лечит, а дурное калечит"

    Занятие по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной к школе группы....