Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Доброе слово лечит, а худое калечит»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Савинова Ольга Владимировна

Развитие у  детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

 «Доброе слово лечит, а худое калечит»

(чтение художественных произведений: Э.Мошковской «Я маму свою обидел»;  А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).

Цель: развитие у  детей умений воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Развивающие: развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь. Отвечать на вопросы  развернутой фразой.

Воспитательные:  воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения.

Словарь: материнская ласка,  худое калечит, пуще стрелы. 

Методы и приемы: игровые (рассматривание карточек), словесные (вопросы, чтение, беседа, объяснение). 

Материал: конверт с изображением разного настроения, чувств (грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.).

Ход занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.

Как много разных слов на свете...

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что только видит глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Воспитатель: Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления - все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите (ответы детей).

Воспитатель: С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.

Дидактическая игра «Настроение»

(Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Детям  предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом:  грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.)

Воспитатель: Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д. Предлагаю вам потренироваться.

Игра «Подбери нужные слова»

Воспитатель: Каким, словом можно поприветствовать? ( Здравствуйте, привет, доброе утро…)

- Поблагодарить? (Спасибо, благодарю…)

- Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный...)

- Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся...)

- Есть слова, которыми можно обидеть. Мы не будем их называть.

- Самое главное - все ребята знают - грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.

- Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными?

Воспитатель читает  стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились», с последующей беседой по прочитанному произведению.

- Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Воспитатель: Случалась ли у вас такая ссора? (ответы детей)

- Как вы поступаете в таком случае? (ответы детей)

- Как вы думаете, чем закончилась эта история? (ответы детей)

- Хотите узнать, что было дальше? (ответы детей)

Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай   и скажу: «Играть давай».

- Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (ответы детей)

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Воспитатель: А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».

(воспитатель читает рассказ)

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою куклу. Варя отвернулась и грустно пошла домой.

- Почему Варе стало грустно? (ответы детей)

- Можно назвать Варю жадной девочкой? (ответы детей)

- Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить? (ответы детей)

Воспитатель:  Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»? (ответы детей)

- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.

- Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму?

- Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».

Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дома мы вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

Я тоже не-расскажу...

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Возьму я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу.

Я буду ходить по следу

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду я строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит!

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

Воспитатель: В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет. Как вы думаете, ребята, простила его мама? (ответы детей)

 Работа с пословицами и поговорками.

Воспитатель: Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает». Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.

- Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (ответы детей)

- Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.

- Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (ответы детей)

- Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Ласковое слово, что солнышко.

От худого слова навек ссора.

Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось,   как  вы отвечали  на вопросы. Чему научили вас, прочитанные произведения. Что запомнилось больше всего? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Добро» (социально-коммуникативная область)

Занятие по развитию речи в старшей группе «Добро» (социально-коммуникативная область)Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состоянием они соответ...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."

Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Доброму слову – добрый ответ»

1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.3. Отрабатывать правильное произношение звука [С], пр...

Конспект занятия по Развитию речи в Старшей группе "Мир слов"

Конспект занятия по Развитию речи в Старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Игра слов"

Формировать умение подбирать сравнение на основе двух предметов по качествам....