Конспект занятия по Развитию речи в Старшей группе "Мир слов"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бурлакова Елена Николаевна

Конспект занятия по Развитию речи в Старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_mir_slov.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95»

Конспект ООД

по развитию речи

в Старшей группе

«Мир слов»

Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной

категории

Бурлакова Е.Н.

2020 год

Тема:  "Мир слов".

Цель: Формировать представление о многообразии слов русского языка:

слова, обозначающие предметы и явления их признаки и действия. Развивать фонематический слух.Расширять словарный запас детей через участие в игровых дидактических упражнениях.

Образовательные задачи:

1. Упражнять в отчетливом произношении звука с, в умении определять его положение в словах и придумывать слова с этим звуком (чистоговорка);

2.Продолжать формировать понятие  о родственных словах, учить их подбирать

   (дидактическое упражнение "Скажи ласково");

3.Упражнять в делении слов на слоги (дидактическое упражнение "В лесу" и "Раздели на слоги");
4.Упражнять в координации речи с движениями (физкультминутка);

5. Упражнять в умении правильно подбирать слова на вопросы "Кто?", "Что?", понимать значение этих вопросов (дидактическое упражнение "Найди лишний предмет", "Кто или что?");
6.Формировать представление о прилагательных, упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным,согласовывать  прилагательные  с существительными в роде и числе (дидактическое упражнение "Какой на вкус?");

7. Продолжать учить детей отвечать полными, развёрнутыми предложениями.

Развивающие задачи:

1.Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание (артикуляционная гимнастика, упражнение на развитие речевого дыхания, чистоговорка);

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, активность, самостоятельность.

Форма проведения ООД:Дидактические игровые упражнения.

Словарная работа: выяснить, понимают ли дети значения слов: крыльцо, осока.


Материалы и оборудование:интерактивная доска, видео задания "Найди лишний предмет","Какой на вкус?"; предметные картинки, разноцветные пластмассовые мячики в корзине, мяч резиновый, колокольчик.

Индивидуальная работа:Упражнять Сашу Г., Дашу, Яну В., Савву, Ярослава в умении делить слова на слоги.

Дифференцированная работа: Нике, Вере, Серёже, Маше предложить для разбора четырехсложные слова.

Стульчики в группе расставлены полукругом в рабочей зоне и повернуты к доске, дети стоят перед стульчиками.

1. Организационный момент: Ребята, давайте поздороваемся с гостями нашим шуточным стихотворением.

Скажем «Здравствуйте» руками!  - машем руками

Скажем « Здравствуйте» ногами! - топаем ногами

Скажем «Здравствуйте» глазами! - подмигиваем

Скажем «Здравствуйте» мы ртом

– Станет радостно кругом! - разводим руками.

Молодцы, садитесь на стульчики. Скажите, ваши язычки готовы к работе? Давайте проверим.Гимнастика для языка ( повторить упражнение 2 раза).

2.Воспитатель:        Дети:

Язычок выглянул из домика        ,                           высовывают язык

посмотрел налево,                                                двигают языком влево

посмотрел направо,                                                  двигают языком вправо

посмотрел вверх,                                                      поднимают язык к верхней губе

посмотрел вниз.                                                        опускают язык к нижней губе.

Хорошо, все язычки готовы к работе, тогда повторяйте за мной.

3. Речевая разминка:  

 Ла-ла-ла — осень к нам пришла!
Жу-жу-жу – я про осень расскажу.

Ца-ца-ца — осень у крыльца!
Ом-ом-ом — осень за окном!

Та-та-та – осень это красота.

4. Сейчас я скажу чистоговорку. Послушайте и скажите, какой звук встречается в ней чаще всех. Стоит в осоке подосиновик высокий.

 Задание детям: Придумайте слово, чтобы звук с стоял в начале слова, в середине, в конце ( по два-три слова ).

5. Дидактическая игра:  «Скажи ласково».

  Ребята, у всех вас есть семья. Скажите из кого состоит семья? Как называются члены семьи? (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка. В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Например: измените слово мама так, чтобы оно звучало ласково - мамочка, мамуля. Давайте называть ласковые слова и "складывать их" на ладошку.

Скажите ласково слово дочь — доченька, дочурка;

Сын – сынок, сыночек;

Папа – папочка, папуля;

Дед – дедушка, дедуля;

Бабушка – бабулечка, бабуля;

Сестра – сестрёнка;

Внук – внучок;

Внучка – внученька;

Брат – братишка, братик.

Подвожу итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.Мы собрали много ласковых слов на ладошку, а теперь  отправим эти слова в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот      (повторить упражнение 3 раза).

6. Дидактическое упражнение "В лесу".

  Ребята, выходите на зелёный коврик. Представьте, что мы гуляем в лесу. Разбрелись все и не видим друг друга из- за деревьев. Я сейчас буду вас звать по одному, а кого позову, тот мне ответит: а-у! Например Да-ша, а-у! Ка-тя, а-у!  Как я прокричала ваши имена? Что я сделала с вашими именами? Разделила на слоги.

А теперь, вы будете звать ваших друзей. Помните, что имя нужно прокричать по слогам.

 Индивидуальная работа: спросить Сашу Голова, Дашу, Яну Волкову, Савву, Ярослава.

7. Дидактическое упражнение "Раздели на слоги".Я дам вам по одной картинке, на ней нарисован предмет, нужнопроизнести название этого предмета по слогам. У кого в слове два слога - тот встаёт вокруг зелёного стульчика, у кого три слога- вокруг жёлтого стульчика, у кого четыре -  вокруг бежевого стульчика.

Дифференцированная работа: слова из четырёх слогов дать Нике, Вере, Серёже, Маше.

Физкультминутка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,        Выполняем движения

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём        Берёмся за руки и бежим по кругу.

И бегаем кругом.

Садимся на стульчики, работа с "Умной доской", занятие 013 (часть 1)

Дидактическое упражнение"Найди лишний предмет". Дети должны найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

 (лишний - кот, потому что это живой предмет, остальные предметы- ключ, чашка и утюг- неживые).

Вопросы детям:

Какой вопрос мы задаем к живым предметам? (Кто?)

Какой вопрос мы задаем к неживым предметам? (Что?)

Д/упр. «Кто или что?» (дети сидят на стульчиках)

Я буду кидать вам мячик в руки и называть слово, а вы будите кидать мне мяч обратно и говорить на какой вопрос оно отвечает КТО? или ЧТО?

9. Дидактическое упражнение "Какой на вкус?"

    Ребята, вы уже знаете, что ко всем предметам можно подобрать слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.

Например: мячи какие? Показываю пластмассовые мячики, дети подбирают прилагательные (маленькие, разноцветные, жёлтые, красные, синие, пластмассовые)

А сейчас, вы должны сказать какой предмет на вкус?

Работа с "Умной доской", занятие 003 (часть 1) .

Итог: Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали?

 Чем мы занимались?

 Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

«Мы играем, правильно слова называем».Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Формировать у детей умение пользоваться несклоняемыми существительными, образовывать слова разными способами, множительное число существительных в родительном падеже, придумывать по картинкам сложнопо...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."

Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»»...