Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Вера Александровна Зотова

Конспект занятия

 по развитию речи в старшей группе

«Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zotova.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Ласточка»

155250, г.Родники, Ивановской обл., мкр. Гагарина, 12

тел. (49336) 2-34-82

__________________________________________

Конспект занятия

 по развитию речи в старшей группе

«Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»»

Подготовила:

Зотова Вера Александровна

Родники

2018г.

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Необыкновенное путешествие в город Красивых слов»

Цель: Расширять словарный запас детей через игровые виды деятельности.

Задачи:        

1.Образовательные: совершенствовать умение обобщать группы слов, учить образовывать уменьшительно - ласкательные формы существительных, познакомить со словами - антонимами.

2. Развивающие: развивать воображение, мышление. Закреплять умение вести беседу.

3. Воспитательные: воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения и общения, доброжелательность.

Предварительная работа: заучивание приветствия и физкультминутки.

Методы и приемы: беседа, наглядный метод, игровой метод.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее; город: большой, красивый, разрушенный, яркий, антонимы.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, солнышко и лучики из картона, домики и деревья из фетра, гелиевые шары, презентация к занятию, музыка «Звуки природы».

Длительность занятия – 25 минут

Структура занятия:

1. Организационный момент – 1 минута

2. Проблемная ситуация,  постановка и принятие детьми цели занятия – 2 минуты

3. Основная часть – 20 минут

4. Заключительная часть – 1 минута

5. Рефлексия – 1 минуты

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Структурные

компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель, вместе с детьми, стоит в кругу и говорит:

- Собрались все дети в круг.

Я-твой друг. И ты-мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Доброе утро, ребята!!

Дети, вместе с воспитателем, стоят в кругу и приветствуют друг друга.

1 мин

2.

Проблемная ситуация

( Воспитатель подходит к экрану.)

- (СЛАЙД 2) (Просьба о помощи от жителей города. SOS)

- Что это такое? Что за сигнал? Что он обозначает?

- Как вы думаете, кто попал в беду? Кому нужна помощь?

- (СЛАЙД 3) Посмотрите, письмо. Сейчас мы и выясним кому нужна помощь. Предлагаю его прочитать.

Дети подходят к экрану.

- Сигнал обозначает, что кто-то попал в беду.

2 мин

(Ребенок читает письмо.)

Письмо. Ребята! К нам, в город «Красивых слов», забрел очень злой волшебник и всё заколдовал. Теперь у нас все разрушено, а люди не помнят ни одного красивого и доброго слова, ведь волшебник их не любит. Очень просим помощи. Солнышко поможет  вам.  

Слушают текст письма.

3.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, начало выполнения действий

- Нужно как-то помочь жителям города. Что в наших силах?

Высказывают свои предположения о том, как помочь жителям города «Красивых слов».

20 мин

- Чтобы им помочь нам обязательно нужно туда отправиться. Как мы можем это сделать?

-Так как город необычный, то и в путешествие я предлагаю вам  отправиться необычным образом: с помощью фантазии.

Предлагают свои варианты способа передвижения.

- А что такое фантазия? Как вы думаете?

Фантазия – это наше воображение и мечты).

И сегодня мы с вами будем фантазировать.

Ответы детей

(Воспитатель раздает детям гелиевые шары и встает, вместе с детьми в круг.) (Слайд 4)

- Ребята, предлагаю вам взять в руки воздушные шарики. Девочкам – шарики с гласными буквами, а мальчикам – с согласными.

А теперь соединим наши  шарики в один большой воздушный шар.

Включается музыка

А теперь мы пофантазируем. Представим себе, что мы летим на огромном воздушном шаре сквозь облака.

Сверху видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Вот и прибыли мы в город «Красивых слов».

Берут гелиевые шарики, встают в круг.

Держат шарики  на вытянутой руке.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд.

- Посмотрите, ребята, что это?

(СЛАЙД 5) (Ворота с замком)

– А на воротах – замок. Что с ним нужно сделать?    

- А поможет нам его открыть пальчиковая гимнастика «Замок».  

На двери висит замок. (Руки в замке)

Кто открыть бы его смог? (Пальцы тянем не разжимая)

Потянули, (Потянули)

Покрутили, (Вращаем кисти)

Постучали

И открыли! (Руки разжимаются)

- Замок открыт! Молодцы!

(Отвечают на вопрос воспитателя.)

- Это ворота.

- Замок нужно открыть.

Дети встают в круг, выполняют упражнения и хором проговаривают текст.

(СЛАЙД 6) (Открытые ворота)

- Теперь мы легко можем зайти в город. Добро пожаловать! (СЛАЙД 7) (На слайде разрушенный город)

- Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, что случилось в этом городе?

-Что именно разрушено?

- Как вы думаете, а где же сами жители города? Что с ними случилось?

(Отвечают на вопрос воспитателя)

- Город разрушил злой волшебник.

Высказывают свои предположения о том, что случилось с жителями, обсуждают их.

- Ребята, к кому жители города советовали нам обратиться за помощью?

(Воспитатель обращает внимание на «сломанное» Солнышко, которое лежит на ковре.)

- Ребята, посмотрите, кажется, злой волшебник добрался и до Солнышка. Что он с ним сделал?

- Как помочь солнышку?

- Какое Солнышко у нас получилось?

(Отвечают на вопрос воспитателя)

- Жители советовали обратиться к Солнышку.

- Солнышко разломал, разрушил.

- Солнышко нужно собрать.

Собирают Солнышко на столе.

- Солнышко яркое, красивое, лучистое.

- Как вы быстро справились с  заданием. Молодцы! Обратите внимание – на лучиках есть подсказки.

Если мы с вами правильно выполним задания, то обязательно расколдуем волшебный город и поможем

 его жителям.

(Воспитатель подходит к Солнышку, берет один лучик и предлагает задание.)

1. Задание. «Назови ласково» 

- Предлагаю вам подойти к экрану. (СЛАЙД 8-10) На слайде изображены предметы. Наша задача - назвать их ласково. Помните, злой волшебник нас хорошо слышит, и он очень боится добрых и красивых слов. Образец педагога

(СЛАЙД 11) (Часть заколдованного города)

- Ребята, посмотрите. Волшебник вернул нам одну часть от большой картины города, так как мы правильно выполнили задание.

Дети выполняют задание. По очереди называют уменьшительно-ласкательные формы слов.

(Воспитатель подходит к Солнышку, берет еще один лучик и предлагает задание.)

2. Задание. «Чего не бывает?»

(СЛАЙД 12-13)

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины, которые нарисовал злой волшебник, он очень хочет запутать жителей города. Ему нужно помешать. Давайте начну я.

- Арбузы на деревьях не растут. Это не правда. Они растут на земле. А теперь попробуйте вы.

(СЛАЙД 14) (Часть заколдованного города)

- Ребята, посмотрите. Волшебник вернул нам еще одну часть от большой картины города.

Физкультминутка (пальчиковая игра со слаймом)

(СЛАЙД 15)

Мы тесто мешали, мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили

Но сколько ни месим,

Но сколько ни мнем.

Комочки опять и опять достаем.        Дети встают в круг и вместе с воспитателем делают упражнения.

Дети рассматривают картины на слайде и вслух проговаривают, что изображено не правильно.

Дети встают в круг и вместе с воспитателем делают упражнения.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

(Воспитатель подходит к Солнышку, берет еще один лучик и предлагает очередное задание.)

3. Задание. «Подбери слово с противоположным значением»

- Ребята, мы все с вами очень разные. Кто-то высокий. А кто-то низкий, кто-то грустный, а кто-то веселый и т.д. Скажите, пожалуйста, как называются эти слова? (Слова наоборот)

(предполагаемые ответы детей).

– А как еще можно назвать эти слова?

- Оказывается слова чистый-грязный, горячий-холодный, называются словами-наоборот. Или слова-неприятели. И имеют противоположное значение.

В русском языке такие необычные слова называются антонимами.

- Ребята, назовите мне еще пример антонимов.

На ваших столах есть карточки, ваша задача – внимательно их рассмотреть и найти антонимы.

Закончили работу. Что у вас получилось?

Скажите мне еще раз, как называются слова с противоположным значением?

Молодцы! Все справились!

(СЛАЙД 16) (Часть заколдованного города)

- Ребята, посмотрите. Волшебник вернул нам еще одну часть от большой картины города

Дети садятся за столы

(Хором) – Антонимы.

Подбирают слова – антонимы.

Дети работают на карточках

(Воспитатель подходит к Солнышку, берет еще один лучик и предлагает очередное задание.)

4. Задание «Собери свой город»

- Последнее солнечное задание - нам предлагают построить свой городок и придумать ему название и тогда у жителей города «Красивых слов» появятся соседи, и вместе им никакой злой волшебник страшен не будет.

(Воспитатель вносит конверт, в которой лежат фетровые дома, машинки, деревья и т.д.)

- Какой интересный город у нас получился! Опишите свой город.

- Ребята, давайте придумает несколько слов-антонимов про наш город.

- Друзья, нужно придумать городу название?

- Очень интересные названия вы предлагаете. Давайте назовем наш город… ( любое название из тех, что предложили дети).

(После выполнения задания на экране появляется последняя часть разрушенного города. (СЛАЙД 16))

Дети выкладывают из конверта фигурки из фетра и на подставке собирают импровизированный городок.

Дети предлагают свои варианты названий.

- Ребята, посмотрите на экран. Злые чары разрушились. Волшебник испугался нас, новых жителей соседнего города, наших красивых и добрых слов  и отдал нам последнюю часть города. Мы его расколдовали. Как удивительно преобразился наш город «Красивых слов». Какой он стал?

-Подумайте, благодаря чему мы его расколдовали?

- Город стал красивый, яркий, уютный.

- По-моему, чего то, все-таки, не хватает в нашем городе. Чего?

- Кто у нас был главным помощником?

(На слайде 16 появляется Солнышко)

- Вот теперь точно все на месте. Жители этого города говорят большое спасибо! А что мы им должны ответить?

-Солнышко!

- Пожалуйста!

4.

Заключительная часть

- Пришло время отправляться домой.

(Раздает детям гелиевые шары) (СЛАЙД 17)

- Ребята, предлагаю вам вновь взять в руки свои шарики, встать в тесный круг, объединиться и сложить из ваших шариков один большой воздушный шар.

Снова мы пофантазируем. Закроем глаза и  загадаем желание – снова оказаться в нашем детском саду. (ВКЛЮЧАЕТСЯ ЗВУК ПЕРЕМОТКИ)

Чудеса! Вот и прибыли мы

в наш детский сад.

Берут гелиевые шарики, встают в круг.

Держат шарики  на вытянутой руке.

1 мин

5.

Рефлексия

- Друзья! Что вам сегодня больше всего понравилось?

- Что нового вы для себя узнали?

- Что было сложно?

- Ребята, посмотрите, на ваших шариках есть цифры. Это наверняка какое то зашифрованное послание. Предлагаю вам встать по порядку -  в порядке возрастания.

 - А наших дорогих гостей попросим прочитать хором послание на шариках.

МОЛОДЦЫ!

- Ребята, все считают, что вы молодцы и отлично потрудились.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось наше путешествие. Мы с вами настоящие путешественники-фантазеры! А еще вы оказались смелыми помощниками.

- Наше занятие закончено. Большое вам спасибо! (СЛАЙД 18)

Слушают воспитателя и отвечают на ее вопросы.

1 мин

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласка...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: 1 Формировать умения обобщать, классифицировать.2 Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3 Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках.4 Упражнять в делен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...