Выступление. Культура речи как фактор развития личности ребенка.
статья по развитию речи на тему

Охрименко Валентина Геннадьевна

Выступление. "Культура речи как фактор развития речи ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Подготовила воспитатель Охрименко В. Г.

Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального вливания в общество. Речь – показатель интеллекта. Речь - бесценный дар природы человеку!

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.

Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».

Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача воспитателя — соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

       Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Речь взрослого должна быть выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, грамматически оформленной, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

Соблюдение правил общения позволит воспитателю создать каждому воспитаннику ситуацию успеха и эффективно взаимодействовать с ним.

Для создания ситуации успеха,  обязательно создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие  интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза (А.Лопатин, В.Питюков, Н. Щуркова). Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Педагог должен помнить, что любая интеллектуально-познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства.

Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: “Когда не ладятся дела, мне помогает похвала”

РАЗДАЧА МАТЕРИАЛА (30 способов похвалить ребенка)

Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения, а существует большое разнообразие фраз:

(Зарубежный исследователь Мойра Питерси предлагает расширить этот диапазон следующими фразами)

«Прекрасно!»; «Удивительно!»; «Превосходно!»; «Восхитительно!»; «Очень неплохо!»;

«Ну просто изумительно!»; «Ах, вы только посмотрите!»; «Это что-то особенное!»;

«Это выглядит здорово!»; «Именно так!»; «Браво!»; «Так чудно!»; «Об этом обязательно нужно рассказать…»; «Ты сделал это!»; «Замечательно задумано!»; «Я просто в восторге!»; «Я просто обожаю…» и пр.

СЦЕНКА

Чем богаче и разнообразнее речь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Увеличивается словарный запас. Формируется чувство языка, словотворчество.

Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным сит...

Консультация "Познавательная активность-как фактор развития личности ребенка"

Познавательная активность  выступает движущей  силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию  предметов и явлений окружающего мира....

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста.

laquo;Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической сред...