КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Киреева Наталья Олеговна

КОНСПЕКТ занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе

Тема: "Часы"

Цели:

·                     Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.

·                     Учить чётко и последовательно излагать с вои мысли.

·                     Развивать исследовательский интерес и любознательность.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы, магнитофон, карандаши, фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель:

Садитесь на ковёр.

- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

Воспитатель:

- Какие звуки вы услышали?

Дети:

- Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.

Воспитатель:

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

Дети:

- Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.

Воспитатель:

- А будильник, это что такое?

Дети: - Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

Воспитатель:

А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

Дети:

- По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д. (показ слайдов)

Воспитатель:

- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

Воспитатель:

- Вот мы с вами и попали в Египет (показ слайда), древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень (показ слайда).

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

Воспитатель:

- Какие часы придумали древние египтяне?

Дети: - Солнечные часы.

Воспитатель:

- Всегда ли можно определить время по этим часам?

Дети:

- В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

Воспитатель:

- А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?  Ответы детей.

Воспитатель:

- За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.( Показ слайда)

Воспитатель:

- В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?

Дети:

- Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.

Воспитатель:

- Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу.

(Показ  слайда)

Воспитатель:

- Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? А кто в нашем детском саду пользуется такими часами?

Дети:

- В медицинском кабинете. Наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос.

Воспитатель:

- Чем неудобны в использовании такие часы?

Дети:

- Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

Воспитатель:

- Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ слайда). Почему люди перестали использовать свечи, как часы?

Дети:

- Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.

Воспитатель:

- Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.

(Показ слайда).

Воспитатель:

Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно  всем жителям города.

Сохранились такие часы и в нашем городе. Вот послушайте как они звучат. (включается запись боя Кремлевских курантов) Вы узнали их?

Дети:

Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля. (Показ слайда)

Воспитатель:

- Внутри часов работает сложный механизм. Видите, сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

- Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

Физминутка:

          - Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному, то к другому плечу).
            Все часы идут вот так
            Тик – так.
            Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
            Тик – так, тик – так, тик- так.
            Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому    
плечу)
            Мы тоже можем так.
            Тик – так, тик – так, тик – так.

 

Воспитатель:

- Почему часы называют механическими?

Дети:  - Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.

Воспитатель:

- Что мы видим, глядя на часы?

Дети:  - Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.

Воспитатель:

- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

Дети:

- В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.

Воспитатель:

- Чем отличаются механические часы от электронных?

Дети:

- У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

Воспитатель:

- Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

- Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.

Воспитатель:

А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы - либо те о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: "ЧАСЫ"

Цели:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.
  • Учить чётко и последовательно излагать с вои мысли.
  • Развивать исследовательский интерес и любознательность.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы, магнитофон, карандаши, фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель:

Садитесь на ковёр.

- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

Воспитатель:

- Какие звуки вы услышали?

Дети:

- Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.

Воспитатель:

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

Дети:

- Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.

Воспитатель:

- А будильник, это что такое?

Дети: - Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

Воспитатель:

А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

Дети:

- По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д. (показ слайдов)

Воспитатель:

- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

Воспитатель:

- Вот мы с вами и попали в Египет (показ слайда), древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень (показ слайда).

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время. 

Воспитатель:

- Какие часы придумали древние египтяне?

Дети: - Солнечные часы.

Воспитатель:

- Всегда ли можно определить время по этим часам?

Дети:

- В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

Воспитатель:

- А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?  Ответы детей.

Воспитатель:

- За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.( Показ слайда)

Воспитатель:

- В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?

Дети:

- Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.

Воспитатель:

- Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу.

(Показ  слайда)

Воспитатель:

- Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? А кто в нашем детском саду пользуется такими часами?

Дети:

- В медицинском кабинете. Наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос.

Воспитатель:

- Чем неудобны в использовании такие часы?

Дети:

- Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

Воспитатель:

- Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ слайда). Почему люди перестали использовать свечи, как часы?

Дети:

- Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.

Воспитатель:

- Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.

(Показ слайда).

Воспитатель:

Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно  всем жителям города.

Сохранились такие часы и в нашем городе. Вот послушайте как они звучат. (включается запись боя Кремлевских курантов) Вы узнали их?

Дети:

Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля. (Показ слайда)

Воспитатель:

- Внутри часов работает сложный механизм. Видите, сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

- Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

Физминутка:

          - Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному, то к другому плечу).
           Все часы идут вот так
           Тик – так.
           Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
           Тик – так, тик – так, тик- так.
           Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому    
плечу)
           Мы тоже можем так.
           Тик – так, тик – так, тик – так.

Воспитатель:

- Почему часы называют механическими?

Дети:  - Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.

Воспитатель:

- Что мы видим, глядя на часы?

Дети:  - Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.

Воспитатель:

- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

Дети:

- В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.

Воспитатель:

- Чем отличаются механические часы от электронных?

Дети:

- У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

Воспитатель:

- Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

- Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.

Воспитатель:

А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы - либо те о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои