«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей»
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Краснокутская Евгения Владимировна

Важное значение в процессе ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей»

        Важное значение в процессе ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук.

Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности. Ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, воображение, логическое мышление, слух, зрение, связная речь.

Наибольшую ценность представляют собой упражнения, связанные со специальным двигательным тренингом подвижности суставов рук. Выполняя пальчиками ладошками, подушечками пальцев упражнения, ребёнок достигает хорошее развитие мелкой моторики рук, которая подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость и это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Мы знаем, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствие, улучшает работу мозга.

Поэтому в своей работе с детьми уделяю большое значение пальчиковой гимнастике и упражнениям. Чтобы повысить у детей интерес, желание к таким упражнениям превращаю их в занимательную игру. Поэтому движение рук, построенные на занимательно-игровой основе, логично сочетать с соответствующими игровому содержанию рифмовками ведь для дошкольников характерна цепная автоматическая память, запомнить двух, четырёх срочный предназначенный текст для конкретного случая для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребёнком соответствующих стихов. Такую работу желательно проводить постоянно уделяя ей 3-5 минут ежедневно. С этой целью используются разнообразные пальчиковые игры, гимнастика, упражнения которые включаются в занятия, а так-же в не занятия и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется выполнять самостоятельно движения, то с ним проводиться индивидуальная работа, он выполняет движения с помощью педагога. Так-же проводиться работа с родителями, они должны играть с ребёнком не только дома, но и на улице, в транспорте. В дальнейшем, в результате тренировок у ребёнка совершенствуются движения пальцев, он начинает выполнять движения активно. Поэтому обязательно надо использовать игры с пальчиками сопровождаемые чтением, стихов, потешек, хороводных игр. Эти игры способствуют хорошей тренировке пальцев, умению слушать и понимать содержание потешек, песенок, стихов и они являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство их построено на диалогах. Это тоже как: «Сорока-сорока кашу варила, деток кормила»? Но ведь это не просто прибаутка, её чтение сопровождается несложными действием указательным пальце правой руки ребёнок выполняет круговые движения по ладони левой

«варит кашу». Затем идёт распределение каши сорокиным деткам «этому дала, этому дала и т.д.», когда поочерёдно загибаются пальцы на левой руке. Обычно

не загнутым остаётся один мизинец, он «дрова не рубил, воды не носил»,д.р.

«Идёт коза рогатая за малыми ребятами» непременно должна сочетаться с изображением козы: большой палец прижимает к ладони средний и безымянный

а указательный и мизинец выставлены вперёд, имитируя козьи рога, так-же «Комарик», «Здравствуйте», «Утята». Очень интересны и полезны хороводные игры: «Круг кружочек повернись разочек раз, два, три повернись Ваня ты, повернись Оля ты», и так по кругу все дети поворачиваются «раз, два, три, четыре, пять повернёмся мы опять». «Заинька за садочком», «Галя по садочку

и платочек свой потеряла» и много других игр. При проведение этих игр учитываются речевые возможности. Так – же в стихотворном задании сопровождается тщательно выполненным рисунком, демонстрирующим правильное пальце-кистевое построение и его подобным вербальным  описанием.

Художник С.Лурье счёл необходимым изображать каждое задание двумя иллюстрациями: первый рисунок изображает предмет о котором идёт речь (собака, лодочка, мышка и др.), а рядом размещён показ этого же предмета с помощью переплетённых пальцев рук. Ряд построений построен на применение двигательного аппарата колокольчик двигает язычком, зайчик машет ушками, птенцы выглядывают из гнезда, слон кивает головой и т.д.

Используя разнообразные пальчиковые упражнения без речевого сопровождения. Эти упражнения способствуют точности движений, дают хорошую тренировку. На каждом занятие проводятся физкультминутки в сочетание движения с речью. Такие физкультминутки проводятся 2-3 минуты. Речь детей при этом делается более громкой, чёткой и эмоциональной. В ходе физкультминутки дети изображают зайцев, собак, кошек, деревьев. Это вызывает интерес, эмоциональный настрой. Желание быстро и точно произвести пальчиковую фигуру, стимулирует запоминание. Это положительно сказывается на исправление речи детей, совершенствует внимание и память-процессы связанные с речью облегчают усвоение навыков письма будущими дошкольниками. Устанавливаются более уверенные линии, ровнее движется строчка. Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей можно легко добиваться того или иного звука. Дети легко включаются в игру. Разыгрываются с детьми различные сценки: «На птичьем дворе», «На скотном дворе», «Мама птичка и птенчики». Дети изображают кистями рук птиц и животных подражают им. Эти игры продят интересно. Отработав одно подражание постепенно переходим к другому.

У детей развивается слуховое внимание оно будет являться основой для формирования звуковой стороны речи. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, память, воссоздаются конкретные образы, используются средства выразительности: как интонация, мимика, жест, возможность передавать произведения своими словами, используя диалог. Время для этой деятельности отводиться во вторую половину дня в группе или на прогулках. Поначалу детям сложно перевоплотится, говорить голосом героя, устают пальчики. Поэтому лучше всего начать с коротеньких произведений, близких и знакомым детям. Это могут быть стихотворения Агнии Барто, С. Я. Маршака, русские народные сказки, потешки, небылицы и детские песенки. Вместе с детьми изготовляем куколок для театра. Они должны быть небольшими, чтобы детским пальчикам было удобно с ними обращаться. Дети охотно трудятся: склеивают, раскрашивают кукол, готовят декорации. Включается в работу и пальчиковый театр теней. Детям интересно наблюдать за тенями, за их движениями, эти игры проходят весело. Используются на занятиях, в не занятиях работа со спичками, счётными палочками. Знакомятся ребята с геометрическими фигурами, которые сопровождаются стихами, для того чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ, но и слуховой. Игры со спичками, счётными палочками помогут развить мелкие движения пальцев рук, а значит развивает речь. При этом развивается память, внимание, воображение, геометрические представления.

Уровень развития речи зависит от степени формирования тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то речь

будет в норме. Так-же для развития мелкой моторики надо использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, выполнять задания вместе со мной по технологии оригами.

Делать отпечатки пальчиками и ладошками на листе бумаги красками, рисовать и штриховать карандашами. Проводить игры с крупой, дети на ощупь находят предметы.

Нужно добиваться, чтобы задания выполнялись ребёнком легко, без затруднений принося ему радость, чтобы занятия помогали полноценно развиваться ребёнку, подготовиться к школе.

                                                      Литература:

  А.Е.Белая, В.И.Мирясова. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

  Л.П.Савичева. «Пальчиковая гимнастика для развития речи».

  О.Узорова, Е.Нефёдова. «Пальчиковая гимнастика».

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »

Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Актуальность     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...

"Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...