Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития диалогической речи у детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Введение
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной диалогической речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.
Данное противоречие указывает на проблему развития диалогической речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Цель проекта: повысить уровень развития диалогической речи дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
1. определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
2. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы.
3. Показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:
Ø педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
Ø будет организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
Ø формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных форм фольклора.
4. Работа с родителями.
5. Работа с педагогами.
6. Театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_folklor.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 48 «Росток»
Проект:
«Фольклор как средство развития диалогической речи у детей дошкольного возраста»
Разработчик проекта:
Кастравец Татьяна Леонидовна,
воспитатель группы «Незабудка»
г. Сургут
Введение
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной диалогической речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.
Данное противоречие указывает на проблему развития диалогической речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.
Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Цель проекта: повысить уровень развития диалогической речи дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
1. определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
2. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы.
3. Показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных форм фольклора.
4. Работа с родителями.
5. Работа с педагогами.
6. Театрализованная деятельность.
Прогнозируемый результат:
1. У воспитанников:
- сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;
- повысится уровень диалогической речи;
- словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.
2. У педагогов:
- повышение теоретического уровня по теме проекта;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
- самореализация;
- обобщение и распространение опыта.
3. У родителей:
- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
- поощрение использования фольклора в играх детей дома.
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | 1. Выбор участников проекта. | 1.Подбор материала для осуществления проектной деятельности. | 1.Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | 1.Анализ проблемы. 2.Определение источников информации. 3.Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. 4.Распределение ролей в команде. | 1.Формирование задач, накопление информации. 2.Выбор и обоснование критерия успеха. | 1.Наблюдение. |
Принятие решения | 1.Сбор и уточнение информации. 2.Обсуждение альтернатив. 3.Выбор оптимального варианта. 4.Уточнение планов деятельности. | 1.Работа с информацией. 2.Синтез и анализ идей. | 1.Наблюдение. 2.Консультации. |
Выполнение | 1.Выполнение проекта | 1.Работа над оформлением проекта. 2. Создание предметно-развивающей среды. 3.Оформление уголков для родителей. | 1.Наблюдние, советы. |
Оценка результатов | 1.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | 1.Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | 1.Наблюдение. 2.Направление процесса анализа. |
Защита проекта | 1.Подготовка к защите. 2.Обоснование процесса проектирования. 3.Обработка полученных результатов, их оценка. | 1.Защита проекта. 2.Участие в коллективной оценке результатов проекта. | 1.Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- Определение целей.
- Постановка задач проекта.
- Изучение методической литературы по проблеме.
- Диагностическое исследование проблемы.
2. Основной этап.
- Создание развивающей среды.
- Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта.
3. Заключительный этап.
- Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
- Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
- Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы.
- Разработка методических рекомендаций для воспитателей во теме проекта.
План работы:
Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.
Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.
Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.
Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только вовремя НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.
Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками. Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы.
Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.
Коме того, я запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты. Ведь сейчас в семьях всё меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок.
Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.
В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники:
- «Осенины»
- «Рождество»
- «Масленица»
Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами.
Мониторинг (диагностика)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение:
- обогащение словарного запаса;
- использование фольклора в речи;
- приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей:
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более).
Критерии оценки вопросов:
Оптимальный уровень (3 балла) - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Достаточный уровень (2 балла) - ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень (1 балл) - ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.
Результаты проекта:
Развитие диалогической речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать диалогическую речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною был создан проект по самообразованию «Фольклор как средство развития диалогической речи у детей дошкольного возраста».
Список литературы:
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр "Академия", 1997г.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
- Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 2002. №5-6. С.5-8.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
- Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
- Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
- Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.
- Виньков Ю. В. Пословицы как средство развития речи / Ю. В. Виньков // Русский язык в школе: Научно-методический журнал. 2005. № 2. С.9-16.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. 368 с.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001. 216 с.
- Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками / А.П. Илькова; М.: Приднестр. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. 2001. 72 c.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. и др.; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. 240 с.
- Муль, И. Л. Механизмы языковой игры в малых фольклорных жанрах: (на материале скороговорки и частушки) / И. Л. Муль. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. 52 с.
- Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. 2000. №7. С.15-18.
- Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. М.: Просвещение,1998. 275 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004. 288 с.
- Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
ОТЧЕТ О РАБОТЕ...
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...
Нестерова Н. В. Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста
Совершенствование теории и практики в области образования 16+ I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ © НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА | WWW.SCIPRO.RU | НАУЧНАЯ ОБЩЕСТВ...
«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Выступление из опыта работы
laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Выступление из опыта работы "Мангеровской Л.М....
Научно методическая работа Тема: Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна первая квалификационная категория
СодержаниеВведение………...........................................................................................3Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме из...
Презентация опыта работы на ГМО по теме"Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:•совершенствовать диалогическую форму речи;•развивать монологическую форму речи;•учить связно, последовательно и вы...
Статья «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
АннотацияДошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...