Главные вкладки

    Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
    консультация по развитию речи на тему

    Шиндорикова Елена Григорьевна

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Березка»

    село Кочубеевское

     

     

    Консультация

    Развитие речи детей в дошкольном возрасте

    «С детьми играем — речь развиваем»

     

    АВТОР:

    Шиндорикова Елена Григорьевна

    воспитатель высшей категории

     

     

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    В соответствии с концепцией в исследованиях психолого- педагогических проблем развития речи дошкольников, четко выделенные три основных направления обучения:

    - структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

    - функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);

    - когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

    Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включают­ся в проблематику всех исследований, изучающих разные сто­роны развития речи дошкольников.

    Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы.

    В младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор), схемой высказывания.

    В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а также на тему из личного опыта. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало, середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве). Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении.


    В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности.

    В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.

    Формирование речевых навыков – большой труд для каждого ребенка, но с помощью взрослого этот труд может стать одновременно и увлекательной игрой.

    Примеры словесных игр для детей младшего возраста:

     

    «Подбери форму предмета»

     Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.

     «Съедобное – несъедобное»

    Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.

    «Добавь слово»

    Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг. «Один – много» Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

    «Объединение»

    Воспитатель называет предметы, а дети должны объединить их по общим признакам. Например, морковь, картофель, помидор – овощи. Затем взрослый называет категорию предметов, а дети – то, что к ней относится. Например, одежда – юбка, шорты, кофта.

    «Звукоподражание»

    Педагог проговаривает повторяющиеся звуки, например, чу-чу-чу, баю-баю-бай, при этом меняя высоту голоса и темп произношения. Дети должны повторить. «Кто что делает» Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает – зайчик, лягушка. Или наоборот. Воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например, солнце, лампа – светят.

     

    Примеры словесных игр для детей старшего возраста:

    «Закончи предложение»


    Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
    У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
    У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
    У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
    У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).



     «Найди сходство и различия»


    Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
    Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.

    «Подбери общее понятие»

    Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...
    Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

    «Разложи по группам»

    Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

    «Классификация по обобщающему слову»


    По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

     «Лишнее слово»


    Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

    • Тарелка, чашка, стол, чайник.
    Темно, пасмурно, светло, зябко.
    Береза, осина, сосна, дуб.
    Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
    Диван, стол, кресло, дерево.
    Много, чисто, мало, наполовину.
    Ручка, мел, пенал, кукла.
    Вчера, сегодня, утром, послезавтра
    Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
    Запятая, точка, тире, союз.
    Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

    • Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
    Лежать, стоять, плакать, сидеть.
    Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
    Красный, синий, красивый, желтый, серый.
    Молчать, шептать, смеяться, орать.
    Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

    Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

    Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

    "Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

    методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

    Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

    Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

    ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...