Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
консультация по развитию речи на тему

Шиндорикова Елена Григорьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Березка»

село Кочубеевское

 

 

Консультация

Развитие речи детей в дошкольном возрасте

«С детьми играем — речь развиваем»

 

АВТОР:

Шиндорикова Елена Григорьевна

воспитатель высшей категории

 

 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

В соответствии с концепцией в исследованиях психолого- педагогических проблем развития речи дошкольников, четко выделенные три основных направления обучения:

- структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);

- когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включают­ся в проблематику всех исследований, изучающих разные сто­роны развития речи дошкольников.

Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы.

В младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные и повествовательные рассказы на наглядной основе. Прием «незаконченного предложения» знакомит дошкольников со способами связей в синтаксических конструкциях (цепная местоименная, лексический повтор), схемой высказывания.

В средней группе дети учатся пересказывать короткие знакомые и впервые услышанные сказки, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а также на тему из личного опыта. Дошкольникам дается понять о структурном оформлении высказывания (начало, середина, конец), о разнообразных зачинах сказок и рассказов (однажды, как-то раз, жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве). Дети осваивают употребление цепной местоименной связи, лексического повтора в самостоятельном изложении.


В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.

Формирование речевых навыков – большой труд для каждого ребенка, но с помощью взрослого этот труд может стать одновременно и увлекательной игрой.

Примеры словесных игр для детей младшего возраста:

 

«Подбери форму предмета»

 Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом. Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.

 «Съедобное – несъедобное»

Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.

«Добавь слово»

Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг. «Один – много» Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

«Объединение»

Воспитатель называет предметы, а дети должны объединить их по общим признакам. Например, морковь, картофель, помидор – овощи. Затем взрослый называет категорию предметов, а дети – то, что к ней относится. Например, одежда – юбка, шорты, кофта.

«Звукоподражание»

Педагог проговаривает повторяющиеся звуки, например, чу-чу-чу, баю-баю-бай, при этом меняя высоту голоса и темп произношения. Дети должны повторить. «Кто что делает» Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает – зайчик, лягушка. Или наоборот. Воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например, солнце, лампа – светят.

 

Примеры словесных игр для детей старшего возраста:

«Закончи предложение»


Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).



 «Найди сходство и различия»


Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т.д.

«Подбери общее понятие»

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...
Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

«Разложи по группам»

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

«Классификация по обобщающему слову»


По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

 «Лишнее слово»


Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

• Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

• Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"

Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  может затруднять процесс  их подготовки к овладению чтением и письмом....

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...