Наглядно-дидактические пособия для развития речи и мышления.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Бочковская Валентина Викторовна

Занятия с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Они играют стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и др.

Расширение понимаемой речи и формирование активного словаря, т.е. разговорной речи, являются первостепенной задачей в педагогике раннего возраста. Речь имеет прямое отношение к формированию мышления и познавательному развитию малыша. В нем заложено знаковое обозначение всего, что окружает человека. Речевое мышление начинает формироваться уже в первые три года жизни ребенка, когда он действует с предметами, игрушками, картинками. Он запоминает их названия и усваивает их функциональное назначение (ложкой едят, на кровати спят и т.д.).

При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывести ребенка на уровень символического замещения (ведь сам-то предмет не присутствует, а имеется лишь его изображение, в котором следует узнать предмет и назвать), что способствует формированию речевого мышления.

Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок), сочетающийся со словом (название изображения). Следовательно, образы реальной действительности находят отражение в рисунке и опосредуются словом.

Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания.

Для того чтобы малыш узнавал предмет на картинке, у него должен возникнуть образ воспринимаемого предмета, начальное представление о нем. Поэтому детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч).

При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по контуру, называет изображенный предмет, побуждает к словесному повторению.

Начало работы с картинкой связано с необходимостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. Так малыш начинает приобщаться к пониманию изобразительных средств (картины, иллюстрации), как особой форме познания, раздвигающей рамки видения им окружающего мира. Конечно, столь сложные закономерности познаются детьми в практическом действии, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи. Мастер - класс.

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ....

Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».

Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и  её видах....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».

Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

Консультация для педагогов «Использование игрового пособия «Геоборд» для развития речи и мышления детей»

Геоборд - это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений с помощью резинок....

Консультация для педагогов «Использование игрового пособия «Геоборд» для развития речи и мышления детей»

В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников: игры Б.П.Никитина, игры В.В.Воскобовича, игры Монтессори, «Геоборд», которые...