Программа по развитию речевого творчества "Маленькие сказочники"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Чудиновская Елена Глебовна

Данная программа направлена на развитие  речевого творчества детей через развивающие игры. За основу были взяты идеи Джанни Родари, который полагал, что воображение не есть привилегия избранных, им наделены все, и Танниковой Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЕВАСЮГАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД№6»

РАССМОТРЕНО                                                      УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета                     заведующий МБДОУ

Протокол от _________________                            ________________Чудиновская Л.Г.

                                                                                    «_____»__________________

                      ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                           «Маленькие сказочники»

                                         Возраст детей 6-7 лет.

                             Срок реализации программы 1 год.

                                                                                  Автор:

                                                                                   Чудиновская

                                                                                   Елена Глебовна

                                                                                   воспитатель.

                                   

                             

                                    Пояснительная записка.

                           

Направленность программы: речевое развитие.        

        Речевое развитие детей дошкольного возраста, является одним из важнейших направлений дошкольного образования, так как имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. В настоящее время растет число детей, имеющих проблемы в становлении речи: скудность словарного запаса, нарушение звукопроизношения, трудности понимания обращенной речи и т.п., что в итоге может привести к сложностям освоения грамоты, чтения и, как результат неуспеваемости обучения в школе. К тому же дети с нарушениями развития речи имеют трудности в процессе социализации, ведь основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть речевым общением. 

        На современном этапе развития системы дошкольного образования вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, согласно которому одной из задач речевого развития дошкольников является развитие речевого творчества. Проблема развития речевого творчества на сегодняшний день является значимой задачей дошкольного образования, так как  общество нуждается в творческих личностях, умеющих оригинально думать, находить нестандартные решения, имеющих гибкое мышление. Именно дошкольный возраст является сензитивным для развития речевого творчества, так как активно развиваются психические процессы, лежащие в основе творчества.

Данная программа направлена на развитие  речевого творчества детей через развивающие игры. За основу были взяты идеи Джанни Родари, который полагал, что воображение не есть привилегия избранных, им наделены все, и Танниковой Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок».

 Наша задача помочь ребенку раскрыть в себе талант сочинителя, и в этом могут помочь развивающие игры, созданные на основе сказочных сюжетов.  

Программа разработана с учетом рекомендаций ФГОС ДО и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Цель программы: развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование монологической речи.
  2. Обогащение и активизация речи детей.
  3. Формирование способности к составлению рифмовок, загадок, небылиц.

Развивающие:

  1. Развитие творческого воображения.
  2. Развитие самостоятельности и инициативности.
  3. Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к сочинительству.
  2. Воспитание уважения к творчеству сверстников.

Отличительной особенностью программы является то, что  занятия проводятся с использованием развивающих игр, способствующих развитию творческого воображения, и дают полную свободу мысли и фантазии ребенка. На каждом занятии воспитатель играет с детьми в одну-две развивающие игры, в процессе которой дети развивают фантазию, воображение, позволяющие им создавать собственные произведения.

Принципы построения программы:

  1. Доступность, учет возрастных потребностей детей.
  2. Систематичность и последовательность.
  3. Наглядность – использование иллюстраций, видеоряда.
  4. Учет индивидуальных способностей детей.
  5. Комфортность – вера в возможности ребенка.
  6. Принцип партнерских взаимоотношений.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Форма организации групповая – 5-6 человек.

Методы и приемы:

  1. Игровые (развивающие, словесные, театрализованные игры)
  2. Интервьюирование.
  3. Творческие и проблемные задачи.
  4. Оживление предметов.
  5. Сюрпризные моменты.
  6. Художественное слово.
  7. Музыкальное сопровождение.

Ожидаемые результаты:

  1. Достаточно хороший уровень владения устной речью, умение связно выражать свои мысли.
  2. Умение осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетание в предложении новых слов с уже знакомыми.

      3.  Высокий уровень развития речевой творческой самостоятельности.

      4. Умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками.  

Формой подведения итогов станет «Книга сказок», созданная по творческим сочинениям детей.

                                           Учебно-тематическое планирование

Срок

Тема

Цель

Количество часов

сентябрь

  1. В гостях у сказки.

  1. Репортеры

  1. Волшебные предметы

  1. Волшебные слова

Вспомнить любимые сказки, их героев.

Развивать умение задавать вопросы сказочным персонажам и отвечать на них.

Вспомнить предметы, обладающие волшебными свойствами. Упражнять в умении наделять разные предметы волшебными свойствами.

Вспомнить все волшебные слова, которые помогают героям сказок. Упражнять в придумывании новых волшебных слов.

1

1

1

1

октябрь

  1. Придумывание другого конца сказкам.

  1. Исчезновение героя.

  1. Новый герой.

Развивать умение придумывать разные окончания знакомой сказки.

Развивать умение решать проблемную ситуацию, связанную с исчезновением героя сказки.

Учить вводить в сказку нового героя и придумывать новый сюжет.

2

1

1

Ноябрь

  1. Коллаж из сказок

  1. Герои наоборот

Развивать умение придумывать сказку с героями из нескольких разных сказок.

Упражнять в умении наделять героев противоположными качествами.

2

2

декабрь

  1. Сказка от картинки

  1. Сказка от предмета

Упражнять в умении придумывать сказку по серии несвязанных между собой картинок.

Упражнять в придумывании сказки, отталкиваясь от любого заданного предмета.

2

2

январь

  1. Сказка от пословицы

  1. Сказка от считалки

Упражнять в умении придумывать новую сказку, отталкиваясь от пословицы.

Упражнять в умении придумывать новую сказку, отталкиваясь от считалки.

2

2

Февраль

  1. Превращения

  1. Особая страна

  1. Чудесный мешочек

Учить придумывать сказку от превращения (я превращаюсь в мышку).

Упражнять в придумывании страны с особыми условиями (страна, где нет домов, или где все сладкое), рассказывать о приключениях героя, попавших в эту страну.

Упражнять в умении придумывать сказку с героями, которых ребенок достанет из мешочка случайным выбором.

2

1

1

март

  1. Сказка от слова

  1. Сказка по кругу

Упражнять в умение придумывать сказку от одного слова.

Упражнять в умении совместно составлять сказки

2

2

апрель

  1. Студия «Мультфильм»

  1. Бином фантазии

Развивать воображение детей, учить по собственным рисункам придумывать сюжет мультфильма.

Учить придумывать сказку, взяв за основу два различных предмета (собака-шкаф).

2

2

май

  1. Сериал

Развивать воображение, умение создавать сказки с продолжением.

2

ИТОГО

34

   

Содержание программы.

«В гостях у сказки». Выставка иллюстраций к сказкам. Отгадывание загадок о сказках. Игры «Потерянные вещи»,  «Угадай по отрывку», «Распутай сказки».

«Репортеры»  Путешествие по сказкам. Игры « Интервьюирование», «Угадай кто я».

«Волшебные предметы» Беседа «Какие волшебные предметы встречаются в сказках, и как они помогают героям». Наделение обычных предметов волшебными свойствами.

«Волшебные слова» Беседа «Волшебные слова, которые помогают героям сказок». Придумывание волшебных слов.

«Придумывание другого конца сказкам»  Чтение сказки без концовки. Рисование детьми окончания сказки. Рассказывание своего конца сказки.

«Исчезновение героя» Путешествие по сказкам при помощи видеоряда. Решение творческой задачи, связанной с исчезновением героя сказки.

«Новый герой» Введение в сказку нового героя. Составление новой сказки.

«Коллаж из сказок» Игра «Узнай сказку по картинке». Предложить детям вытянуть наугад несколько картинок из разных сказок и придумать новую сказку.

«Герои наоборот» Чтение сказки. Попросить охарактеризовать героев сказки. Предложить наделить героев противоположными качествами и придумать новую сказку.

«Сказка от картинки» Рассматривание сюжетных картинок. Игра «Опиши». Предложить взять понравившуюся картинку и придумать сказку.

«Сказка от предмета» Игра «Что вокруг» - дети называют предметы, которые их окружают. Затем выбирают любой предмет и придумывают сказку об этом предмете.

«Сказка от пословицы» Вспомнить с детьми знакомые пословицы. Беседа «Почему так говорят». Придумывание сказки по понравившейся пословице.

«Сказка от считалки» Вспомнить считалки. Для чего они нужны. Придумать сказку по любой считалке.

«Превращения»  Беседа о волшебниках. Что бы вы сделали, если бы стали волшебниками. В каких сказках происходят волшебные превращения. Игра «Кто кем стал». В кого бы вы хотели превратиться. Придумать сказку о своих приключениях после превращения.

«Особая страна» Предложить придумать волшебную страну. Выбрать себе героя с помощью картинок и рассказать о его приключениях в этой стране.

«Чудесный мешочек»  Дети  достают из мешочка 3-4 героя и придумывают про них сказку.

«Сказка от слова» Беседа «Зачем нужны слова». Игра «Пойми меня». Дети называют по одному слову и придумывают сказку про это слово.

«Сказка по кругу» Беседа «Откуда берутся сказки». Предложить придумать общую сказку. Каждый должен говорить по одному предложению. Воспитатель начинает, дети по очереди продолжают.

«Студия «Мультфильм» Беседа о мультфильмах. Как создаются мультфильмы. Выбрать несколько героев. Предложить детям придумать и нарисовать сюжет с этими героями (отразить, что они делают, где находятся). Объединить все рисунки и придумать мультфильм по этим рисункам.

«Бином фантазии» Дети с помощью предметных картинок выбирают два слова. Опираясь на эти слова, придумывают свою сказку.

«Сериал» Беседа «Что такое сериал». Выбрать любую сказку и придумать новые сюжеты, которые могут произойти с героями этой сказки. Получится  сериал по сказке, т.е. сказка с продолжением.

Методическое обеспечение программы

  1. Картотека развивающих речевых игр.
  2. Конспекты занятий.
  3. Наглядный, раздаточный материал.
  4. Презентации к занятиям.

Материально-техническое обеспечение программы.

  1. Проектор, ноутбук.
  2. Магнитофон.

Литература

  1. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г.
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
  4. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.        
  5. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. Пермь.: 1991. – С. 73-78.
  6. Джанни Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. http://www.rulit.me/books/grammatika-fantazii-vvedenie-v-iskusstvo-pridumyvaniya-istorij-read-18115-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Авторская программа по развитию речевого мышления "Волшебная метафора"

Разработка программы по развитию речевого мышления "Волшебная метафора", прежде всего, основывалась на принципах культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.Основополагающими принципами  яви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа

Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...

"Программа по развитию речевой активности с использованием мнемотехники".

Данный методический материал преназначен для  воспитателей детского сада всех возрастных групп.Учитывая  актуальность  и  практическую значимость использования мнемотехники...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...