Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Гайворонская Елена Павловна

Данный материал будет полезен для работы педагогов с детьми, имеющими нарушения в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние развития  мелкой моторики рук на формирование звукопроизношения  дошкольников.

Источники  способностей и дарований детей —

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими еще не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона», «Сорока белобока» и др.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые доказали, что существует взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизацией их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они находят словесное выражение, то есть вербализуются, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. И чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, лучше память, точнее внимание, выше умственные способности человека. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

        Еще В. М. Бехтерев писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», — сказал Аристотель. В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. И одним из таких важных соседних участков, подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. В результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, развивают речь, а вместе с ними и все интеллектуальные процессы.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. В процессе деятельности  мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии для самих мышц, и для других органов. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координация пальцев рук детей дошкольного возраста остается актуальной и сегодня.

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, такими, как общее недоразвитие речи. У дошкольников  наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук — движения неточные, нескоординированные, затрудненные  изолированные движения пальцами. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен - в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.

 Поэтому вместе с развитием мелкой моторики рук детей мы проводим работу по коррекции звукопроизношения, интонации, темпа и ритма речи.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность жестикуляторной речи, наблюдающиеся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняют общение детей  между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением), являются первыми помощниками в общении. Овладение мимикой, языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в  общении, но и обрести друзей, более глубоко познать окружающих людей.

Для развития мелкой моторики в ДОУ используются традиционные и всем известные методы и приемы — это пальчиковая гимнастика и игры, направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течение дня: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, мини-гимнастика после сна, самостоятельная деятельность.

В работе используются следующие игры и упражнения:

  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
  • Работа с предметами и различными материалами (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, соль, мозаика, пазлы).
  • Кукольный и пальчиковый театры.
  • Обведение контура изображенных предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных рисунков ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и штрихом (упражнения выполняются только простым карандашом).
  • Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  • Выкладывание фигур из счетных палочек.
  • Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

При использовании игровых упражнений мы руководствуемся следующими принципами:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость;
  • личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности: ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение игрового материала, упражнений — «от простого к сложному»;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Дети самостоятельно лепят, рисуют, вырезают, конструируют из природного материала, что тоже способствует развитию мелкой моторики.

Одним из составляющих предметно-развивающей среды в группах является речевой уголок. Он позволяет учителям-логопедам и воспитателям сконцентрировать в доступном для детей месте дидактический материал, игры, пособия для организации ИКР, активизировать речевую деятельность детей, помогает закреплять речевые навыки, развивать самоконтроль и самостоятельность. В речевом уголке имеется большое количество игр на развитие мелкой моторики: пазлы, мозаика, шнуровки и др.

Проводится ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти. Кроме этого, с помощью родителей изготовили разнообразные массажеры для рук из бросового и природного материала.

В формировании мелкой моторики важно установить тесную взаимосвязь с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....