Картотека игр на развитие словотворчества
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Казакова Н.В

Картотека дидактических игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_slovotvorchestva.docx55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста

C:\Users\Админ\Desktop\7fe9fca0ee749a20e803f06d5cc90909.jpg

Доскажи словечко

Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие

Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение

Ра-ра-ра-ра  - начинается ( игра)

Ры – ры –ры –ры – у меня в руках ( шары)

Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей ( не спеша)

Волшебные очки

Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.

Ход игры: Ведущий  надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет …..

Волшебный бинокль

Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей

Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о  его поступках, об изменениях в характере.

Чудо - дерево

Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.

Ход игры:  перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и обьяснить , что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет.

Складки –загадки

Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу

Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку ( ходит по лесу хорек, хитрый маленький….)

Бывает – не бывает

Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать  творческие способности детей

Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом  с противоположным значением

Слово заблудилось

Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова

Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово

Новые загадки

Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.

Ход игры:  каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное

Шкатулка со сказками

Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление

Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки  придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю

Чьи хвосты?

Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост»

Подбери словечко

Задачи: учить отчетливо, произносить многосложные слова, развивать память, внимание

Ход игры: Воспитатель произносить слово, задача детей подобрать слова, схожие по звучанию (кошка, ножка, ложка…)

Слова – ассоциации

Задачи: развивать ассоциативное мышление, расширять словарный состав

Ход игры: Ведущий называет какое  - нибудь слово, задача игроков назвать слово, которое он представляет, когда его слышит (мед – пела –цветок)

Чистоговорки

Задачи: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход игры: Ведущий задает определенное звукосочетание,  а играющие сочиняют двустишье  с ним ( ра-ра-ра-ра –начинается игра)

Рифма

Задачи: развивать логическое мышление, словарный запас детей дошкольного возраста

Ход игры: Ребенок берет одну предметную картинку, и ищет  к нему картинку, которая бы рифмовалась с данным словом.

Четвертый лишний

Задачи: развивать речевой слух, слуховую память

Ход игры : Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза)

Аплодисменты

Задачи: развивать слуховой слух детей

Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх.

Поймай рифму

Задачи: расширять словарный запас детей, умение подбирать рифму к заданному слову

Ход игры: взрослый бросает ребенку мячик, и произносит слово, ребенок должен вернуть мяч, подобрав рифму к заданному слову.

Стихи- загадки

Задачи: развивать наблюдательность и логическое мышление, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей

Ход игры: Ведущий называет, какое либо слово, дети должны придумать загадку, ответом на которую было бы это слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»

Аннотация к статье  Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»Статья: Влияние устного русского народного творчества на словотворчество детей старшего дошкольного возраста. (в контекс...

Кружок по речевому развитию " Словотворчество" старший дошкольный возраст

Рабочая программа кружка созданная на основе парциальной программы О.С. Ушаковой "Развитие речи детей 6-7 лет"...

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей старшего дошкольного возраста  с нарушениями речи...

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества...

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...