«Использование различных видов игр в речевом развитии детей»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Дёрова Ирина Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc611 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад» № 42 комбинированного вида»

«Использование различных видов игр в речевом развитии детей»

                               

 подготовила : воспитатель

первой квалификационной категории,

 Дёрова Ирина Владимировна.

 

Новосибирск 2017 г.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи он познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Процесс развития речи вплотную связан с развитием мозга. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет                     с каждым годом отставать от нормы. Роль развития речи огромна. Исследования доказали, что лишь посредством речи происходит развитие памяти, внимания, воображения и логических способностей. В дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности, поэтому игра является наиболее эффективным средством развития речи детей. Все виды игр, которые организуются с детьми (сюжетно – ролевые, строительные, театрализованные, подвижные) включают речевое взаимодействие. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач обучения детей.  К 4-5 годам при нормальном развитии заканчивается овладение звуковым строем языка. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Итак, хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач обучения детей. Вместе с тем, работа по развитию речи - это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

 По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении,                           что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

Воспитатель обязан помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву                                   для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

 Значительное место в обучении речи занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения.

Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех – пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении                          с взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Речевое развитие детей осуществляется в процессе всего воспитательно – образовательного процесса:

*  организованной образовательной деятельности;

* образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной и чтения);

* образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

* самостоятельной деятельности детей;

* взаимодействие с семьями детей;

* взаимодействие с узкими специалистами.

Систематическая и целенаправленная работа с детьми, внедрение инноваций, освоение новых техник и технологий, организация проектной деятельности, использование и применение электронно – образовательных ресурсов                                            в воспитательно - образовательном процессе способствуют развитию свободного  общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм), практическому овладению нормами речи.

Работая с помощью игровых методов, можно достичь больших успехов в развитии  речи дошкольного возраста. Проявлять в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством  по развитию речи у детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников с ОНР"

Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....

Взаимодействие различных видов искусства в эстетическом развитии детей – условие их творческого развития.

vРасширенное знакомство детей с изделиями народных мастеров: Дымковская игрушка, Гжельский промысел.vФормирование у детей представления о декоративных элементах дымковской и гжельской росписи.vРазвити...

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...

Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

Презентация «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей».

Презентация по здоровьесбережению «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей»....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

Самообразование«Применение различных видов гимнастик в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Самообразование«Применение различных видов гимнастик в физическом развитии детей дошкольного возраста»...