Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dramatizatsiya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений посредством их драматизации

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 3»

Моисеенко Татьяна Николаевна

Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает – а это, в первую очередь, педагоги образовательных учреждений, - непоколебимой остаётся идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное (а нередко и познавательное) произведение позволяет ребенку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Детская книга – это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека. Прочитанная в детские годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого.Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше.

В детской литературе можно выделить два направления.

Первое - художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией.

Второе – художественные произведения, которые дошкольник может понять, как бы проживая их.

В детском саду в соответствии с ФГОС ДО мы большое внимание уделяем восприятию и пониманию детьми музыки, художественной литературы, фольклора,стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей, которое происходит через их знакомство с народным творчеством и самым любимым занятием детей – драматизации художественных произведений.

Через драматизацию художественных произведений мы развиваем у дошкольников социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формируем готовность дошкольников к совместной деятельности со сверстниками, уважительное и доброжелательное отношение кдруг другу и взрослых.

В нашем дошкольном учреждении мы используем такие игры-драматизации как:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Дети разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; выстраивает игрушечных зверей перед теремком.Они не выносят однообразия и скуки, предпочитают веселых, неунывающих героев.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный, театр мягкой игрушки и т. д.

В процессе игры- драматизации дети очень любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей, детской инициативы.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись драматизации отрывка из рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово», р.н. сказки «Лиса и журавль» в старшей группе.

В этом учебном году, рамках проведения недели психологии мы обыгрывали мультсказку «Мой друг зонтик».

В заключении, хочу сказать, что дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру, т.к. ведущая детская деятельность детей дошкольного возраста – это игра.

Дети с удовольствием разыгрывают сюжеты знакомых художественных произведений, используя элементы костюмов и декораций.  Инсценирование сказок позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить свои индивидуальные способности, эмоции, получить определенный опыт поведения в различных ситуациях, помогает раскрыться, преодолеть робость, нерешительность, поверить в свои силы.

Дети постепенно овладевают навыками монологической и диалогической речи, у них появляется познавательный и творческий интерес к играм-драматизациям, а в самостоятельной деятельности начинает проявляться творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Творческое задание Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью. Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения? Экспериментирования слишком фантастичны, поэтому не очень вписываются в нормы поведения.Люб...

«Значение драматизации художественных произведений в развитии речи детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается процесс изучения роли игры-драматизации дошкольного возраста. Обоснование средств и методов проведения игры-драматизации для усвоения литературного текста дошкольниками....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методо...

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

Игра - драматизация на основе восприятия художественного произведения К. И. Чуковского «Цыплёнок».

Игра - драматизация на основе восприятия художественного произведения К. И. Чуковского «Цыплёнок»....