Главные вкладки

    Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год
    рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

    Основными задачами программы является:

    - развивать связную речь;

    - воспитывать звуковую культуру речи;

    - развивать лексические стороны речи;

    - формировать грамматический строй речи;

    - развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;

    - развивать коммуникативные способности;

    - развивать эмоциональную сторону речи.

    Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.

    Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 6-7 лет (воспитанников подготовительной группы).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Проскоковский детский сад «Теремок»

    Перспективное планирование образовательной деятельности

    по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

    по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

    в  подготовительной  группе

    на 2017 – 2018 учебный год


    Пояснительная записка

    Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».

    Основными задачами программы является:

    - развивать связную речь;

    - воспитывать звуковую культуру речи;

    - развивать лексические стороны речи;

    - формировать грамматический строй речи;

    - развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;

    - развивать коммуникативные способности;

    - развивать эмоциональную сторону речи.

    Актуальность реализации программы определяется результатами педагогических наблюдений и результатами мониторинга детского развития за 4 года – у воспитанников стабильно наблюдается недостаточно развитая речь.

    Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 6-7 лет (воспитанников подготовительной группы).

    Реализация образовательной деятельности по развитию речи составлено для детей 6-7 лет предусматривает следующие формы работы:

    1. Работа с детьми:
    1. специально-организованное занятие по развитию речи;
    2. специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой;
    3. речевые игры, направленные на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов, игры на словообразование, игровые упражнения для развития связной монологической речи, на развитие понимания смысловой стороны слова, на формирование образной речи;
    4. речевые игры на закрепление представлений о предложении;
    5. артикуляционная и дыхательная гимнастика.
    1. Работа с родителями:
    1. родительские собрания по проблеме развития речи детей;
    2.  анкетирование родителей по выявлению их представлений об уровне развития речи детей;
    3. Совместный праздничный утренник;
    4. работа с детьми в рабочих тетрадях.

    Реализация предусмотренных программой форм работы организуется следующим образом:

    Форма работы

    Форма организации

    Периодичность реализации

    Сроки реализации

    Количество часов в год

    Продолжительность работы

    Работа с детьми

    Специально-организованное занятие по развитию речи

    Фронтальная

    1 раз в неделю

    Сентябрь-май

    36

    30 минут

    Специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Фронтальная

    1 раз в неделю

    Сентябрь-май

    26

    30 минут

    Речевые игры

    Групповая

    1 раз в неделю

    В течение года

    10 минут

    Речевые игры на закрепление представлений о предложении

    Групповая

    2 раза в неделю

    В течение года

    5-7 минут

    Артикуляционная  гимнастика

    Групповая

    1 раз в неделю

    В течение года

    2-3 минуты

    Дыхательная гимнастика

    Групповая

    1 раз в неделю

    В течение года

    2-3 минуты

    Работа  с родителями

    Форма работы

    Срок реализации

    Родительское собрание с целью ознакомления с программой О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» с использованием тренинговых игр

    Сентябрь

    Анкетирование родителей по выявлению их представлений об уровне развития речи детей

    Сентябрь

    Праздничный утренник совместно с детьми и родителями «Праздник мам»

    Март  

    Родительское собрание с целью ознакомления с результатами работы по развитию речи

    Май

    Работа с детьми в рабочих тетрадях

    В течение года

    Специально-организованное занятие по ознакомлению с художественной литературой распределяются в течение учебного года в зависимости от комплексно-тематического плана.

    Для подведения итогов реализации программы и оценки результативности работы в конце учебного года (май) проводится оценка уровня развития речи детей посредством мониторинга детского развития.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    СЕНТЯБРЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ сказки «Лиса и козел»

    Закреплять представления об особенностях композиции сказок; учить использовать при пересказе образные худ. средства.

    Учить подбирать определения к  существительным, отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с133. (223)

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    -

    -

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи, с..

    Речевые игры

    «Три линейки»

    «Мишка музыкант»

    Формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    (Начались интересные уроки. Сережа несет портфель. Дети внимательно слушают учителя.)

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.21.

    Дыхательная гимнастика

    Произнести фразу на одном выдохе  «наступил месяц сентябрь»

    Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет, с.101.

    Артикуляционная гимнастика

    «Улыбка»

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

     

    Картотека, упр  №1.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа по картине «В школу»

    Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.135.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Стихотворение Е.Трутневой «Осень»

    Учить выразительно читать наизусть

     стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. Активизировать употребление в речи глаголов.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.140.

    Речевые игры

    «Больная белочка»

    «Что вы видите вокруг?»

    Формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам.

    Формировать умение давать названия разным предметам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с146, 152.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с21.

    Дыхательная гимнастика

    Сдуть с руки воображаемый лист

    Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с101.

    Артикуляционная гимнастика

    «Хоботок»

    Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

    Картотека, упр №2.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ рассказа К.Ушакова «Четыре желания»

    Учить передавать художественный текст последовательно и точно; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.  

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.137.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

    Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с142.

    Речевые игры

    «День рождения»

    Формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры,с147.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 21.

    Дыхательная гимнастика

    «Задуй свечу»

    Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы

    Картотека.Комплекс№2,упр № 1

    Артикуляционная гимнастика

    «Окошко»

    Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

    Картотека, упр №8.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление текста-рассуждения

    Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить согласовывать прилагаемые с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с 139.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

    Речевые игры

    «На выставке»

    «Где я был»

    Формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.168. 138.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Домик открывается»

    Укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

    Картотека, упр №3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Заблудился в лесу»

    Вырабатывать движение губ вперед, их подвижность.

    Картотека.Комплекс№2, упр №3.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    ОКТЯБРЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

    Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа; учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам; закреплять правильное произношение звуков(З),(Ш).

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с141.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

    Учить выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    развитие речи,с145.

    Речевые игры

    «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

    «Что вы видите вокруг»

    Формировать умение образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил).

    Формировать умение давать названия разным предметам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139, 152.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Насос»

    Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствовать правильному ритмичному дыханию.

    Картотека, упр№2

    Артикуляционная гимнастика

    «Любопытный язычок»

    Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

    Картотека, упр  №5.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа по картине «Домашние животные»

    Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, правильность построение предложения; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.143.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

    Речевые игры

    «Угадай, о ком я скажу»

    «Узнай по звуку»

    Учить находить по образному описанию знакомые предметы.

    Дать представление о неизменяемых словах (пианино).

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с172, 140.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с22.

    Дыхательная гимнастика

    «Качалка»

    Учить произносить на выдохе «Ф-р-оо-хх!»

    Картотека, упр №1

    Артикуляционная гимнастика

    «Лягушки»

    Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

    Картотека, упр №6.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа по серии сюжетных картин.

    Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; учить заканчивать предложение, подбирать определения к заданным словам.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.145.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»

    Закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегории басни ее идеи; раскрыть значение пословиц о труде.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с148.

    Речевые игры

    «Киоск открыток»

    «Какое слово заблудилось?»

    Формировать умение соотносить наименования действий с названиями спортивных специальностей.

    Формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры, с142, 155.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 21.

    Дыхательная гимнастика

    «Ёлочка растет»

    Учить произносить на выдохе «Страх-х!»

    Картотека, упр № 2.

    Артикуляционная гимнастика

    «Зайчик»

    Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ

    Картотека, упр №7.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

    Учить составлять рассказ по плану, самостоятельно строить сюжет; учить образованию формы родительского падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.147.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»

    Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с159.

    Речевые игры

    «Найди нужное слово»

    «Скажи другим словом»

    Формировать умение подбирать сова, близкие и противоположные по смыслу.

    Формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.154, 156.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Формировать умение замечать смысловые несоответствия, производить необходимую замену слов.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Гуси шипят»

    Учить произносить на выдохе «Ш-ш-ш»

    \

    Картотека, упр №4.

    Артикуляционная гимнастика

    «Окошко»

    Развивать мышечную силу и подвижность губ.

    Картотека, упр №8.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    НОЯБРЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление текста-поздравления.

    Учить составлять текст-поздравление;

    Закреплять правильное произношение звуков(С)и(Ш), правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с150.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    Малые фольклорные формы.

    Составление рассказов ,сказок по пословицам.

    Учить воспроизводить образные выражения; формировать умение составлять рассказы , сказки по пословицам, придумывать загадки.

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи, с.163.

    Речевые игры

    «Магазин посуды»

    «Почему так говорят»

    Формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

    Знакомить с фразеологизмами.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.108, с176.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Заблудился»

    Учить произносить на выдохе «А-у-у-у!»

    Картотека. Комплекс№2, упр№3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Чашечка»

    Научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

    Картотека,  упр  №20.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

    Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, оценивать рассказы друг друга; учить подбирать однокоренные слова.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.153.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Басня И.Крылова «Ворона и лисица»

    Закреплять о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.158.

    Речевые игры

    «Скажи какой»

    «Найди другое слово»

    Формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Формировать умение точно обозначать ситуацию.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с153,158.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Слово заблудилось»

    Формировать  умение подбирать точные по смыслу слова.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с155.

    Дыхательная гимнастика

    «Зайчик»

    Учить произносить на выдохе «Фр!»

    Картотека, №3

    Артикуляционная гимнастика

    «Кружок»

    Развивать произвольное движение языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.  

    Картотека, упр №15.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Сочинение сказки на тему «День рождение зайца»

    Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог; учить образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.155.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Русская народная сказка в обработке М.Булатова «Сивка-Бурка»

    Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, закреплять знания о   жанровых особенностях сказки; формировать образность речи.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с138.

    Речевые игры

    «Скажи другими словами»

    Формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры,с156

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 21.

    Дыхательная гимнастика

    «Погрейся»

    Учить произносить на выдохе «Ух-х-х!»

    Картотека.Комплекс№2, упр № 1.

    Артикуляционная гимнастика

    «Хоботок»

    Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

    Картотека, упр №2.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа с использованием антонимов.

    Учить составлять рассказ, используя антонимы; учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным.  

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.157

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»

    Учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства; составлять лирические сказки на определенную тему

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с155.

    Речевые игры

    «Найди другое слово»

    Формировать умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.158.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Снеговик веселится»

    Учить произносить на выдохе «Ха!»

    Картотека .Комплекс №2,упр №5.

    Артикуляционная гимнастика

    «Лопаточка»

    Учить выпускать длительную направленную воздушную струю.

    Картотека, упр №29.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    ДЕКАБРЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа по картине                      «Лиса с лисятами»

    Учить составлять сюжетный  рассказ пот картине, соблюдая последовательность; учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, тренировать в словообразовании.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с159.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    Стихотворение С.Есенина «Береза».

    Творческое рассказывание

    Учить выразительно читать наизусть стихотворение; интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи,с.161.

    Речевые игры

    «Больная белочка»

    Формировать умения соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с146.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Какое слово заблудилось?»

    Формировать умения находить неточности в тексте.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет, стр.155.

    Дыхательная гимнастика

    «Снеговик веселится»

    Учить в прыжке на выдохе, произносить «Ха!»

    Картотека. Комплекс№2, упр №5

    Артикуляционная гимнастика

    «Улыбка»

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

    Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

    Картотека, упр  №1.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ рассказа

    Е.Пермяка «Первая рыбка»

    Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; тренировать в подборе синонимов.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.161.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Малые фольклорные формы.

    Инсценировка песенок

    Поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.168.

    Речевые игры

    «О чем говорит пословица»

    Развивать образное мышление.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с177.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с22.

    Дыхательная гимнастика

    «Заблудился»

    Учить произносить на выдохе «А-у-у-у!»

    Картотека. Комплекс №2 упр№3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Ступеньки»

    Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

    Картотека, упр №22.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

    Учить рассказывать по картине, не повторяя  рассказов друг друга; используя для описания зимы образные слова и выражения; знакомить с многозначностью слова

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.163.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Басня  Л,Толстого «Собака и ее тень».

    Анализ пословиц

    Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть; соотносить идею басни со значением пословицы.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с166.

    Речевые игры

    «Снежинки»

    Формировать умение подбирать определения, сравнения.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры,с173.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Подбери слово»

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 23.

    Дыхательная гимнастика

    «Погрейся»

    Учить произносить на выдохе «ух-х-х!»

    Картотека.Комплекс№2,упр № 1.

    Артикуляционная гимнастика

    «Покусаем язычок»

    Добиваться расслабление мышц языка, усиления  кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проходимости).

    Картотека, упр №26.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа на тему

    «Моя любимая игрушка»

    Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно; систематизировать знания о способах словообразования.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с165.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Сказка В.Одоевсеого «Мороз Иванович»

    Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с156.

    Речевые игры

    «Кто проворней?»

    «Загадка»

    Активизировать в речи наименования детенышей животных.

    Развивать воображение, формировать умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.110, 170.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Качалка»

    Учить произносить на выдохе «Ф-р-оо-хх!».

    Картотека .Комплекс №1,упр №1.

    Артикуляционная гимнастика

    «Зайчик»

    Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

    Картотека, упр №7.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    ЯНВАРЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи,с..

    Речевые игры

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры,

    Игры на закрепление представлений о предложении

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.

    Дыхательная гимнастика

    Картотека. Комплекс№2, упр№

    Артикуляционная гимнастика

    Картотека, упр  №

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ сказки «У страха глаза велики»

    Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений; учить объяснять значение слов; подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые не соответствия.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.168.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с..

    Речевые игры

    «Кто внимательнее?»

    Формировать умение выделять в художественном тексте выражения, специфические литературные обороты.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с171.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Слово заблудилось»

    Формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с155.

    Дыхательная гимнастика

    «Ушки»

    Выполнять вдохи с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

    Картотека. Комплекс №2 упр№3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Бульдог»

    Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

    Картотека, упр №12.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

    Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова, учить употреблять слово варежки в разных падежах.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.171.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

    Речевые игры

    «Снежинки»

    Формировать умение подбирать определения, сравнения.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры,с173.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Подбери слово»

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 23.

    Дыхательная гимнастика

    «Подыши одной ноздрей»

    Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Картотека.Комплекс№1,упр № 3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Шлепаем губами по языку»

    Расслаблять мышцы языка путем самомассажа. Научиться удерживать язык распластанным, широким.

    Картотека, упр №19.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Сочинение сказки на предложенный сюжет.

    Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с 173.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    \Малые фольклорные формы (люди в наших селах)

    Уточнить и закреплять представления о жанровых и  языковых особенностях потешек  песенок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с151.

    Речевые игры

    «Кто проворней?

    «Загадка»»

    Активизировать в речи наименования детенышей животных. Формировать умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.110, 170.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Елочка растет»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Картотека .Комплекс №1,упр №2.

    Артикуляционная гимнастика

    «Жуем блинчик»

    Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

    Картотека, упр №37.


    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    ФЕВРАЛЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

    Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное; включать в повествование описание природы, окружающей действительности

    Активизировать употребление однокоренных слов.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с175.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    «Сказка про храброго Зайца  - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина – Сибиряка.

    Формировать умение целостно воспринимать художественный текст, закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения.

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи,с.144.

    Речевые игры

    «Три линейки»

    «Угадай о ком я скажу»

    Формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

    Учить находить пот образному описанию знакомые предметы.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139, 172.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Погрейся»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека. Комплекс№2, упр№1

    Артикуляционная гимнастика

    «Заборчик»

    Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

    Картотека. Комплекс№2,  упр  №3.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

    Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идеи сказки; учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.178.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Басня С.Михалкова «Ошибка»

    Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; подводить детей к осознанию аллегории, содержащейся в басне.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.164.

    Речевые игры

    «Узнай по звуку»

    Дать представление о неизменяемых словах(пианино).

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с140.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с22.

    Дыхательная гимнастика

    «Вырасти большим»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека. Комплекс №2 упр№6.

    Артикуляционная гимнастика

    «Маленькие качели»

    Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке

    Картотека, упр №9.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа

    «Как Ежок попал в беду

    Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.181.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

    Речевые игры

    «Загадка»

    Развивать воображение, формировать умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слов.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры, с.170

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Слово заблудилось»

    Формировать умение подбирать точные по смыслу слова

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 23.

    Дыхательная гимнастика

    «Заблудился»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека.Комплекс№2,упр № 3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Лошадка»

    Отрабатывать произвольное движение языка, развивать координацию движений

    Укреплять мускулатуру языка.          

    Картотека, упр №28.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа «Как звери пошли гулять» из серии сюжетных картин.

    Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с183.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Русская народная сказка в обработке А.Толстого «Царевна лягушка»

    Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, языковых особенностях русской сказки.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с136.

    Речевые игры

    «Что вы видите вокруг»

    «Больная белочка»

    Формировать умение давать названия разным предметам.

    Формировать умение соблюдать логическую последовательность при составлении рассказа по картинкам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.152, 146

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение.

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Конькобежец»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека .Комплекс №2,упр №2.

    Артикуляционная гимнастика

    «Грибок»

    Вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную связку.

    Картотека, упр №21.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    МАРТ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин

    Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с186.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    Беседа о творчестве    А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».

    Углублять и расширять знания о творчестве А.Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи, с 150.

    Речевые игры

    «Три линейки»

    «Что вы видите вокруг?»

    Формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

    Формировать умение давать названия разным предметам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139, 152.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Задуй свечу»

    Выполнить три коротких редких выдоха, «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

    Картотека. Комплекс№2, упр№1

    Артикуляционная гимнастика

    «Хоботок»

    Вырабатывать движение губ вперед, укрепляя мышцы губ, их подвижность.

    Картотека, упр  №2.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.

    Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события; учить употреблять название детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.188.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Русская народная сказка «Снегурочка».

    Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.153.

    Речевые игры

    «Скажи, какой»

    «Найди другое слово»

    Формировать умение называть не только предмет, но и признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Формировать умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с153, 158.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Слово заблудилось»

    Формировать умения подбирать точные по смыслу сова.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с155.

    Дыхательная гимнастика

    «Заблудился»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека. Комплекс №2 упр№3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Ступеньки»

    Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечки».

    Картотека, упр №22.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк».

    Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует -взрослый записывает); активизировать в речи сложные предложения.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.193.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Украинская народная сказка в обработке Л.Нечаева «Хроменькая уточка».

    Познакомить с украинской  народной сказкой; подвести детей к осознанию художественных образов сказки.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с147.

    Речевые игры

    «Найди другое слово»

    Формировать умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры,с158.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 21.

    Дыхательная гимнастика

    «Снеговик веселится»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека.Комплекс№2,упр № 5.

    Артикуляционная гимнастика

    «Лопаточка»

    Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

    Картотека, упр №30.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Сочинение сказки на заданную тему

    Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; дать задание на словообразование.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с 196.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

    Речевые игры

    «Угадай, о ком я скажу»

    «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

    Формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных. Учить находить по образному описанию знакомые предметы.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.172, 139.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Качалка»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Картотека .Комплекс №1,упр №1.

    Артикуляционная гимнастика

    «Любопытный язычок»

    Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

    Картотека, упр №5.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    АПРЕЛЬ

    1 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

    Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с199.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи,с.

    Речевые игры

    «Мишка музыкант»

    «Три линейки»

    Формировать умение соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей. Формировать умение ориентироваться на окончание слов при определении родовой принадлежности существительных.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с141, 139.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,стр.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Полное дыхание»

    Учить выполнять энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед (Ха!).

    Картотека. Комплекс№2, упр№1

    Артикуляционная гимнастика

    «Окошко»

    Развивать мышечную силу и подвижность губ.

    Картотека, упр  №8.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Описание  пейзажной картины

    Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.200.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с..

    Речевые игры

    «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

    Формировать умение образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил).

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с139.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Слово заблудилось»

    Формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

    О.С.Ушакова .Развитие речи детей

    5-7 лет.с22.

    Дыхательная гимнастика

    «Ежик»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека. Комплекс №2 упр№2.

    Артикуляционная гимнастика

    «Кружок»

    Развивать произвольное движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность.

    Картотека, упр №15.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

    Учить составлять коллективный рассказ-описание; учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.202.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Беседа о русском народном творчестве.

    Сказка С.Аксаковой «Аленький цветочек»

    Систематизировать и углублять знания о, русском устном народном творчестве: сказках, потешках, пословицах, о композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с173.

    Речевые игры

    «Что вы видите вокруг»

    Формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия; обог8ащать речь прилагательными и глаголами.

    О.С. Ушакова. Придумай слово.

    Речевые игры,с152.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет. с 21.

    Дыхательная гимнастика

    «Ушки»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека.Комплекс№2,упр № 3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Бульдог»

    Тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

    Картотека, упр №12.

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

    Донести понимание специфики нести содержание и художественную форму рассказа в единстве; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определения и сравнения.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с206.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки»

    Учить выразительно читать наизусть стихотворение, развивать поэтический слух, формировать умение составлять лирические рассказы и сказки.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с171.

    Речевые игры

    «Угадай, о ком я скажу»

    «Узнай по звуку»

    Учить находить по образному описанию знакомые предметы.

    Дать представление о неизменяемых словах.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.172, 140.

    Игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С.Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Постучи кулачками»

    Укреплять мышцы носоглотки верхних дыхательных путей.

    Картотека .Комплекс №2,упр №9.

    Артикуляционная гимнастика

    «Шарик»

    Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

    Картотека, упр №17.

    Неделя

    Формы работы

    Программное содержание

    Задачи

    Учебно-методическая литература

    МАЙ

    1 неделя

    Занятие по развитию

    речи

    Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»

    Учить составлять связный рассказ по картине; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с208.

    Занятия по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С.Ушакова. Ознакомление

    Дошкольников с литературой и

    Развитие речи, с.

    Речевые игры

    «Кто проворней?»

    «Загадка»

    Активизировать в речи наименования детенышей животных. Развивать воображение  умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с110, 170

    Речевые игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей

    5-7 лет, с .21.

    Дыхательная гимнастика

    «Подыши одной ноздрей»

    Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Картотека.Комплекс№1,№3.

    Артикуляционная гимнастика

    «Жуем блинчики»

    Научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

    Картотека ,упр37.

    2 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

    Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать употребление прилагательных.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с210.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Сказка  В.Катаева «Цветик-семицветик»

    Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.165.

    Речевые игры

    «Найди другое слово»

    Формировать умение точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с158.

    Речевые игры на закрепление представлений о предложении

    «Путаница»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей

    5-7лет,с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Заблудился»

    Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей

    Картотека ,Комплекс№2,упр3

    Артикуляционная гимнастика

    «Чашечка»

    Учить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов.

    Укреплять мускулатуру языка.

    Картотека, упр № 20.

    3 неделя

    Занятие по развитию речи

    Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

    Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с214.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    -

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с.

    Речевые игры

    «Что вы видите вокруг»

    Формировать умение давать названия разным предметам.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.152.

    Речевые игры на закрепление представлений о предложении

    «Живые слова»

    Учить детей по заданию воспитателя из предложенных слов составить предложение

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.21.

    Дыхательная гимнастика

    «Воздушный шар»

    Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких.

     Картотека .Комплекс№1, упр4.

    Артикуляционная гимнастика

    «Змейка»

    Развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

    Картотека, упр№3

    4 неделя

    Занятие по развитию речи

    -

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой

    Басня И.Крылова «Лебедь, Щука Рак»

    Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли.

    О.С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с174.

    Речевые игры

    «На выставке»

    «Узнай по звуку»

    Формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения.

    Дать представление о неизменяемых словах.

    О.С. Ушакова. Придумай слово. Речевые игры, с.168с140.

    Речевые игры на закрепление представлений о предложении

    «Угадай, какое слово заблудилось»

    Формировать умение подбирать точные по значению слова.

    О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-7 лет, с.22.

    Дыхательная гимнастика

    «Качалка»

    Укреплять мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

    Картотека.,упр№1.

    Артикуляционная гимнастика

    «Лягушка»

    Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

    Картотека,№6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год.

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год.

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год.

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

    Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

    планирование занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

    Материал представлен в виде комплексно- тематического планирования занятий с детьми второй младшей группы. Произведения подобраны в соответствии с программой " Истоки", также добавлены други...