РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) К ШКОЛЕ
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
"Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к школе"
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи, как правило, приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребёнка в своих силах.
Основой речевой готовности детей к обучению в школе, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения и познания окружающего мира является устная речь.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения:
- Сформированность звуковой стороны речи;
- Полная сформированность фонематических процессов;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования существительных, глаголов, прилагательных;
- Сформированность грамматического строя речи;
-Высокий уровень развития связной речи и умение самостоятельного высказывания.
В чем же заключается речевая неготовность к школьному обучению?
1. Несформированность звуковой стороны речи, которая приводит к тому, что ребёнок не владеющий правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп не может полноценно овладеть чтением и письмом.
2. Не полная (частичная) сформированность фонематических процессов т.е. не умение слышать, различать дифференцировать звуки родного языка, которая выражается фонематической дисграфией и особенно сказывается на письменной речи под диктовку.
3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, неумение образовывать слова в нужной форме, прилагательные от существительных и т.д.
5. Несформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, не умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, распространять предложения.
6. Несформированность связной речи: слабое владение навыками анализа текста, пересказа текста, сохраняя смысл и содержание, не умение самостоятельно составлять рассказ-описание, рассказ-сравнение, рассказ по сюжетной картинке, серии последовательных картинок.
Сформированность звуковой стороны речи — это
- В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
- Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)
Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, это умение:
- различать звуки на слух и в произношении;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
- уметь составлять слова из звуков и т.д.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение пользоваться развернутой фразовой речью;
- умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- умение работать с предложением;
- правильно строить простые предложения;
- видеть связь слов в предложениях;
- распространять предложения второстепенными и однородными членами;
- работать с деформированным предложением.
Таким образом, готовность или неготовность ребёнка началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития т.е. к 7 годам в норме ребенок правильно произносит все звуки родного языка, завершается процесс фонематического развития, ребенок имеет достаточно богатый словарный запас и овладевает грамматически правильной речью.
Это связанно с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита ко дню поступления в школу устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-213379-1361989894.jpg)
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-279061-1600280264.jpg)
Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »
Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность детей старшего дошкольного возрастак обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с 15...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-327847-1382881706.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...
«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психологичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-829138-1489497498.jpg)
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1275395-1619600919.jpg)
Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"
Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-1267464-1599660243.jpg)
"Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к школе"
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи, как правило, приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребён...