РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) К ШКОЛЕ
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

"Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к школе"

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи, как правило, приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребёнка в своих силах.

Основой речевой готовности детей к обучению в школе, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения и познания окружающего мира является устная речь.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения:

- Сформированность звуковой стороны речи;

- Полная сформированность фонематических процессов;

- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

- Умение пользоваться разными способами словообразования существительных, глаголов, прилагательных;

- Сформированность грамматического строя речи;

-Высокий уровень развития связной речи и умение самостоятельного высказывания.

В чем же заключается речевая неготовность к школьному обучению?

1. Несформированность звуковой стороны речи, которая приводит к тому, что ребёнок не владеющий правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп не может полноценно овладеть чтением и письмом.

2. Не полная (частичная) сформированность фонематических процессов т.е. не умение слышать, различать дифференцировать звуки родного языка, которая выражается фонематической дисграфией и особенно сказывается на письменной речи под диктовку.

3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, не правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, неумение образовывать слова в нужной форме, прилагательные от существительных и т.д.

5. Несформированность грамматического строя речи: не умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, не умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, распространять предложения.

6. Несформированность связной речи: слабое владение навыками анализа текста, пересказа текста, сохраняя смысл и содержание, не умение самостоятельно составлять рассказ-описание, рассказ-сравнение, рассказ по сюжетной картинке, серии последовательных картинок.

Сформированность звуковой стороны речи — это

  1. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
  2. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, это умение:

  1. различать звуки на слух и в произношении;
  2. слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  3. определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  4.  определять количество и последовательность звуков в слове;
  5. называть слова с заданным звуком;
  6. определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
  7. слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
  8. уметь составлять слова из звуков и т.д.

Сформированность грамматического строя речи:

  1. умение пользоваться развернутой фразовой речью;
  2.  умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  3.   умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  4.   согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  5.   правильно употреблять в речи относительные и     притяжательные прилагательные;
  6.   умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
  7.    умение работать с предложением;
  8.    правильно строить простые предложения;
  9.    видеть связь слов в предложениях;
  10.    распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  11.    работать с деформированным предложением.

Таким образом, готовность или неготовность ребёнка началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития т.е. к 7 годам в норме ребенок правильно произносит все звуки родного языка, завершается процесс фонематического развития, ребенок имеет достаточно богатый словарный запас и овладевает грамматически правильной речью.

Это связанно с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита ко дню поступления в школу устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психол...

Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »

Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность  детей старшего дошкольного возрастак  обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с  15...

Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...

«Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

Цель: ознакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе", что оно включает; обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; повышение психологичес...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...

"Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к школе"

Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи, как правило, приводят к неуспеваемости, порождают неуверенность ребён...