Главные вкладки

    Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа
    проект по развитию речи (средняя группа) на тему

    Чуклай Ксения Анатольевна

    Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Вид проекта:   познавательно - игровой

    Участники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и родители воспитанников.

    Продолжительность:  Долговременный (сентябрь 2016г.  – май 2017г.)

    Актуальность:

    Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

             Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

    Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

    Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.

    Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

    Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

    Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sri_srednyaya.doc168 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

    «Детский сад №9 комбинированного вида»

      Познавательно-игровой проект  «Сюжетно-ролевая игра,

    как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    средняя общеобразовательная группа №7

    Воспитатель:

                                                                                                                                Чуклай К.А.

    2016 г.

    Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» 

    Вид проекта:   познавательно - игровой

    Участники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и родители воспитанников.

    Продолжительность:  Долговременный (сентябрь 2016г.  – май 2017г.)

    Актуальность: 

    Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

            Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

    Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

    Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка.

    Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

    Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

    Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру

    Задачи:

    1. Образовательные:

    • Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
    • Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
    • Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.

    2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

    3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Планируемые результаты: При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

    Материально-технические ресурсы:
    -Методическая и художественная литература;
    -Атрибуты к играм;
    -Иллюстрационный материал.
    Методы проекта:

    • Наглядные: рассматривание  иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением  людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.
    • Словесные:  беседы с детьми, рассказы  о профессиях, семье, чтение  художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, воспроизведение речевого образца, диалогов.
    • Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.

    1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

    Создание проблемы: 

    Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности,  самостоятельности.

    Мотивация:
    При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не
    хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою
    деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации
    данного проекта.

    - определение цели и задач проекта;

    - изучение необходимой литературы;

    -подбор методической литературы;

    - разработка тематического плана для реализации проекта;

    - диагностика детей.

    2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ

    Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
    высокого уровня знаний, умений и навыков.

    1 ступень «Ознакомление»

    Задачи: 

    - Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.  

    - Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).

    - Знакомить с правилами предупреждения конфликтов.

    - Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.

    - Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.

    - Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.  

    Методы:

    - Организация предметно – развивающей среды для игр.

    - Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами  его использования.

    - Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.

    - Рассказы о людях труда.

    - Рассматривание  иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

    - Чтение художественной литературы.

    - Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

    - Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.

    2 ступень «Обучение»

    Задачи: 

    - Обучение детей планировать игру,  преобразовывать сказки, выполнять различные роли.

    - Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).

    - Обучать располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

    - Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

    - Развивать организаторские качества, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль.

    - Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

    Методы:

    - Драматизации литературных произведений.

    - Участие детей в деятельности взрослых.

     - Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

    - Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

    - Театр воспитателя (самостоятельная игра, стимулирующая воспитанников к игровому взаимодействию), показ ролевого поведения.

    - Игры-занятия с игрушкой.

    - Беседа после игры (самоанализ).

    3 ступень «Самостоятельная игра»

    Задачи: 

    - Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

    - Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.

    - Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  

    - Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

    - Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

    Методы:

    - Советы.

    - Помощь.

    - Беседы до и после игры.

    В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

    - дидактические игры,

    - подвижные игры,

    - театрализованные игры,

    - сюжетно – ролевые игры.

    Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
    дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
    печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
    театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
    Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм

    План работы по реализации проекта

    Месяц

    Период

    Мероприятия

    Участники

    Подготовительный

    Сентябрь

    1-2 неделя

    Сбор и анализ методической педагогической литературы.
    Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
    Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

    Воспитатель группы
    старший
    воспитатель

    3- 4 неделя

    Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей.
    Средств необходимых для реализации проекта.
    Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей.

    Подготовка наглядного материала для родителей и детей. Анкета по развитию речи для родителей.

    Родительское собрание «Родителям о речи ребенка».

    Воспитатель группы
    родители

    Основной

    Октябрь

    1 неделя

    Артикуляционная гимнастика.
    Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем, речь  развиваем»

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Игра «Что делает»
    Сюжетно- ролевая игра: «Детский сад»

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Заучивание стихов к осеннему празднику.
    Пальчиковая гимнастика.
    Подвижная игра: «У медведя, во бору»
    Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
    Повторение дома потешек.
    Папка передвижка «Как правильно говорить с ребенком».
    Выставка совместных работ родителей и детей – «Улыбки осени.

    Осенний праздник «Путешествие в осенний лес».

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Ноябрь

    1 неделя

    Пальчиками играем, речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики).
    Дидактическая игра: «Вчера, сегодня, завтра»

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Игры – эксперименты с водой и
    песком.

    Сюжетно- ролевая игра: «Парикмахерская»

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Дидактическая игра «Собери урожай»
    Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
    Повторение дома потешек.
    Консультация
    «Игры с ребенком среднего дошкольного возраста в жизни вашей семьи»

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Декабрь

    1 неделя

    Дидактическая игра: «Назови одним словом».
    Сюжетно- ролевая игра: «Больница»

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Заучивание стихов к новогоднему празднику.
    Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
    Подвижная игра: «Гуси лебеди»

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Артикуляционная гимнастика
    Биоэнергопластика (речь с движениями).
    Пальчиками играем, речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики).
    Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
    Памятка для родителей по развитию речи
    Новогоднее представление

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Январь

    2 неделя

    Дидактическая игра: «Какое время года».
    Игра- драматизация: «Морозко»

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Сюжетно - ролевая игра: «Магазин»

    2-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Дидактическая игра: «Закончи предложение»
    Заучивание закличек ,песен, стихов.
    Рождественские праздники.
    Работа с родителями:
    Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми».

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Февраль

    1 неделя

    Повторение стихов, потешек, песен, заклички, чистоговорок.

    Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Пальчиковый театр «Теремок»

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Дидактические игры: «Кто что делает», «Что изменилось»
    Работа с родителями:
    Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей».

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Март

    1 неделя

    Дидактическая игра: «Магазин».
    Заучивание стихов к празднику 8 марта
    Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта.

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Рассказывание русских народных сказок.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Повторение стихов и потешек.
    Обыгрывание знакомых сказок через пальчиковый театр: «Репка», «Теремок»..
    Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
    Консультация: «Игры на кухне»

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Апрель

    1 неделя

    Упражнение: «Чистоговорки».

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Рассматривание картинок: «Времена года».

    Сюжетно-ролевая игра «Я- водитель».

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож», «Как называется».
    Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
    Папка передвижка: «Чистоговорки».

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Май

    1 неделя

    Обыгрывание пальчиковых театров «Теремок», «Колосок», «Репка».

    Воспитатель
    Дети

    3 неделя

    Сюжетно – ролевая игра по выбору детей.

    1-4 неделя

    Совместная деятельность педагога и детей:
    Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

    Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
    День общения «Результат совместной работы по проекту «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Воспитатель
    Дети
    Родители
    Младший
    воспитатель

    Методические приемы, используемые в игре

    Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

    Игровые ситуации:

    «Воспитатель утром принимает детей в группу»

    «Делаем утреннюю гимнастику»

    «Завтрак»

    «Воспитатель проводит занятие»

    «В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник»

    «Праздник в детском саду»

    «Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)»

    Подготовка к сюжету:

    • Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
    • Прогулка вокруг детского сада.
    • Пение песен о детском саде.
    • Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
    • Беседа о труде воспитателя.
    • Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
    • Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
    • Конструирование «Построим детский сад».

    Оформление сюжета:

    Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).

    Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, «продуктов» из расчёта на группу в 5-6 человек.

    Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

    Игровые ситуации:

    «Мама ведет дочку в парикмахерскую»

    «Папа ведет сына в парикмахерскую»

    «Сделаем куклам красивые прически»

    «Едем на автобусе в парикмахерскую»

    «Делаем прически к празднику»

    «Приведем себя в порядок»

    «В мужском зале»

    «Покупка товаров для парикмахерской»

    «Приглашаем парикмахера в детский сад»

    Подготовка к сюжету

    Беседа «Зачем нужны парикмахерские».

    Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.

    Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую (совместно со своими родителями).

    Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера.

    Дидактическая игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен».

    Оформление сюжета:

    - Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги).

    - Изготовление альбома «Модели причесок».

    - Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

    - Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

    Сюжетно-ролевая игра «Больница»

    Игровые ситуации:

    «На приёме у врача – специалиста» (окулиста, хирург, лор, логопед)

    «Посещение врача-массажиста»

    «Скорая помощь приехала к больному»

    «Готовим лекарства для больных»

    «В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам»

    Подготовка к сюжету:

    • Экскурсия в медкабинет детского сада.
    • Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», беседа по ней.
    • Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.
    • Рассматривание и беседа об игрушках «Доктора Айболит», набора «Айболит», машин «Скорая помощь» и другое.
    • Чтение детям Чуковского «Айболит» и других произведений о работе врача с беседой.
    • Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.
    • Дидактическая игра «Кому что нужно».

    Оформление сюжета:

    - Выделение места для игры и хранение атрибутов.

    - Подбор мебели: столик, кушетка, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

    - Изготовление атрибутов к игре вместе с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

    Игровые ситуации:

    «Продавец отпускает товар» (во всех магазинах)

    «Работа кассира» (берёт деньги, выдаёт чеки)

    «В магазин привезли товар» (грузчик, товаровед …)

    «Покупатель пришёл в магазин» (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)

    «Купим новую мебель» (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.

    «Реклама нового товара»

    Подготовка к сюжету

    • Рассматривание картины «Продавец» из серии «Кем быть?», рассматривание иллюстраций о труде продавца.
    • Чтение произведений на эту тему.
    • Беседа с детьми «Моя мама – продавец».
    • Проигрывание действий продавца, покупателя.

    Оформление сюжета:

    - Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, корзинки, сумки.

    - Подбор «товаров» (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

    - Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

    - Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

    Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

    Игровые ситуации:

    «Фармацевт отпускает лекарства по рецепту»

    «Покупатель пришёл в аптеку»

    «Изготовление лекарств по рецепту врача»

    «Реклама нового лекарства»

    «Привезли новые лекарства в аптеку»

    Подготовка к сюжету

    • Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения».
    • Загадки о лекарственных растениях.
    • Экскурсия в аптеку с родителями (индивидуальная)

    Оформление сюжета:

    - Изготовление атрибутов с детьми и родителями: чеки, деньги, сумки, халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт.

    - Сбор коробок, баночек с помощью родителей.

    - Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

    Сюжетно-ролевая игра «Семья»

    Игровые ситуации:

    «Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу»

    «Мама готовит, гладит бельё …»

    «Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде»

    «Дедушка и бабушка приехали в гости»

    «Отмечаем день рождения (дочки, сына, мамы, папы, бабушки)»

    «Украшаем ёлку. Празднуем Новый год»

    «Поход в зоопарк, цирк»

    «Папа уезжает в командировку»

    «Мама заболела»

    «Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей»

    «Убираем квартиру к празднику»

    Подготовка к сюжету:

    • Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).
    • Рассматривание семейных альбомов, фотографий.
    • Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.
    • Рассматривание иллюстраций, картин о семье.
    • Пение песен о мам, папе, бабушке.

    Оформление сюжета:

    - Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).

    - Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.

    Сюжетно-ролевая игра «Я – Водитель»

    Игровые ситуации:

    «Строим автобус»

    «Автобус везет пассажиров»

    «Ремонт машин»

    «Заправляю машину»

    «Мойка машин»

    «Грузовая машина везет мебель в новый дом»

    «Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»

    «Поездка на дачу»

    Подготовка к сюжету:

    • Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера (индивидуально с родителями).
    • Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен».
    • Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор».
    • Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы».
    • Дидактические игры «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину».
    • Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков«Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».

    Оформление сюжета:

    - Выделение места для игры.

    - Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).

    3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

    1. Период осмысления собственных результатов.
    2. Диагностика детей.
    3. Презентация проекта.
    4. Подготовка и представление доклада по теме «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности», на педагогическом совете «Индивидуализация образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребёнка, самостоятельности и инициативы»  МКДОУ детского сада № 9.  

    Список использованной литературы

    1. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

    2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

    3. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;

    4. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;

    5. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;

    6. Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;

    7. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;

    8. М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;

    9. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

    10.М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;

    11.З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего
    дошкольного возраста»;

    12.«Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой.

    Результаты реализации познавательно-игрового проекта  «Сюжетно-ролевая игра,

    как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    в среднее общеобразовательной группе №7

             Анализируя  результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии речи детей. В совместной игре  дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

    В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

    Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

    По результатам начальной и итоговой диагностики воспитанников, принимающих участие в реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» получены следующие результаты:

    Сводная таблица результатов диагностики по образовательным областям

    сентябрь 2016г -май 2017г.

    Образовательная область

    Высокий уровень

    «5 – 4 баллов»

    Средний уровень

    «3 балла»

    Низкий уровень

    «2-1 баллов»

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    «Речевое развитие»

    0%

    50%

    33%

    42%

    67%

    8%

    «Художественно-эстетическое развитие»

    0%

    58%

    13%

    33%

    87%

    9%

    «Социально-коммуникативное развитие»

    9%

    79%

    58%

    13%

    33%

    8%

    Образовательная область: «Речевое развитие».

    Высокий уровень имеют 50% , это дети, которые могут рассказать о содержании сюжетной картинки по опорной схеме, повторить образцы описания игрушки. Имеют предпочтение в литературных произведениях. Могут пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть. Поддерживают беседу, используя все части речи. Понимают и употребляют слова-антонимы.

             Дети со средним уровнем (42%) владеют некоторыми умениями и навыками в данной области, проявляют интерес к  рассматривают иллюстрации детских книг, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушек, пересказывают небольшие литературные произведения.

    Дети с низким уровнем (8%), испытывают затруднения по всем проверяемым параметрам, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.

    Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие». 

    Дети, с высоким уровнем (58%) способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляют интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги. Правильно держат ножницы, и умеют ими пользоваться в полном объеме, соблюдая правила безопасности. Имеют предпочтение в выборе муз. произведений для слушания и пения. Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.  

    Дети со средним уровнем (33%) умеют создавать образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящих из нескольких частей, закрашивать изображение не выходя за контур. 

    А дети с низким уровнем (9%) совершенно не владеют навыками декоративно-прикладного искусства; а именно, не умеют выделять средства дымковской и филимоновской игрушки, украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи, составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур, правильно держать ножницы и пользоваться ими.

    Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». 

    Высокий уровень имеют 79% , это дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры.

             Средний уровень имеют 13%, это дети, которые умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал). Часто являются организаторами игры, способны принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры.

    Низкий уровень имеют 8%, это дети которые общаются только со взрослыми, действуют с предметами по показу или образцу. Активно участвуют в игре, но не соблюдают правила. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого. Предполагаемая причина среднего качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: гиперактивность детей, возрастные особенности.

    ВЫВОД:

    По результатам исследования и их сравнения, на момент анализа результативности деятельности, можно констатировать тот факт, что в процессе целенаправленной деятельности у детей дошкольного возраста, возможно, сформировать такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развить творческие способности, умение работать коллективно на основе введения в педагогический процесс инновационных форм и методов работы.

    Считаю, что деятельность по реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» плодотворна.  Данный проект может быть использован, в работе с детьми  среднего дошкольного возраста в образовательных учреждениях различного типа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

    Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

    Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

    Cюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон...

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

    Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру....

    Исследовательский прект"Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

     Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуац...