Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (средняя группа)

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Сюжетно – ролевая игра,  как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Шаповалова Т.А.

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» 

Вид проекта:   познавательно - игровой

Участники проекта:  Дети, воспитатели средней группы и родители воспитанников.

Продолжительность:  Долговременный (сентябрь 2019г.  – май 2020г.)

Актуальность: 

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. В игре проявляется творческая деятельность ребенка; игра является первой ступенью трудового воспитания; игра развивает язык, а язык организует игру; и играя, ребенок учится. А ни одно учение не может без помощи основного учителя — языка. Так же, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Игра -  ведущий вид деятельности  детей дошкольного возраста. Поэтому, ее и важно использовать для речевого развития ребенка. В игру вовлекаются все аспекты личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

По утверждению К.Д. Ушинского «В игре ребенок живет, и следы этой жизни  глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различаются по следующим основаниям - содержание, организация, правила, характер, масштаб, регламентация (количество жестких правил), охват, выраженность творчества, самостоятельности.

Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ей  присущи такие  черты, как  наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий, отношений, других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность, самоорганизация детей.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

 В процессе накопления личного опыта ребенка, НОД, совместной деятельности с педагогами  в детском саду и дома с родителями, у ребенка активно пополняется словарный запас. Во время сюжетно – ролевых игр ребенок  овладевает всей системой родного языка: умением полно и последовательно излагать свои мысли, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова.

Играя в сюжетно-ролевую игру, ребенок учится формулировать и задать вопросы, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить партнера по игре, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.

Также в ходе сюжетно – ролевых игр ребенок упражняется в сосредоточении своей мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно,  развернуто.

Цель проекта:  

Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игруь.

Задачи проекта:

1.Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.

2.Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.

3.Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.

4. Развитие умения детей самостоятельно создавать игровой замысел.

5.Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.

5.Воспитывать дружеские взаимоотношения

Предполагаемый результат проекта:

1.Насыщение развивающей предметно - пространственной среды.

2.Привлечение родителей к подготовке атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

3.Повышение уровня речевого развития детей.

Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:

-Наглядные: рассматривание  иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением  людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.

-Словесные:  беседы с детьми, рассказы  о профессиях, семье, чтение  художественной литературы, воспроизведение речевого образца, диалогов.

-Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание проблемы: 

Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной  речевой активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение коммуникативных возможностей детей, развитие инициативности и  самостоятельности.

Мотивация:
Во время наблюдения сюжетно-ролевых игр я обратила внимание на то, что дети  не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью и им не хватает словарного запаса. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта:

- определение цели и задач проекта;

- подбор и изучение необходимой методической литературы;

- разработка тематического плана для реализации проекта;

- диагностика детей.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.

1 ступень «Ознакомление»

Задачи: 

- Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.  

- Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).

- Знакомить с правилами взаимодействия для предупреждения конфликтов.

- Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.

- Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.

- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.  

Методы:

- Организация предметно – развивающей среды для игр.

- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами  его использования.

- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.

- Рассказы о людях труда.

-Рассматривание  иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

- Чтение художественной литературы.

- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.

2 ступень «Обучение»

Задачи: 

- Обучать детей планировать игру,  преобразовывать сказки, выполнять различные роли.

- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).

- Обучать располагать атрибуты в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.

- Развивать организаторские качества.

-Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая правила и  хода игры.

Методы:

- Драматизации литературных произведений.

- Участие детей в деятельности взрослых.

 -Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Беседы на темы «Во что хотите играть?» «Кто кем будет?»  «Что нужно для игры?»  «Что будете делать?» и т.д.

- Показ ролевого поведения.

-Игры-занятия с игрушкой, атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

- Беседа после игры (самоанализ).

3 ступень «Самостоятельная игра»

Задачи: 

- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.

- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  

-Формировать умение словесно обозначать игровую роль, подбирать атрибуты, обсуждать правила и сюжет игры.

- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

-Создание ситуации

- Беседы до и после игры.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

- сюжетно – ролевые игры.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм

План работы по реализации проекта

Месяц

Период

Мероприятия

Участники

Подготовительный

Сентябрь

1-2 неделя

Сбор и анализ методической педагогической литературы.
Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Воспитатели группы

3- 4 неделя

Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
Определение содержания, длительность проекта и участие в нем родителей.

Подготовка наглядного материала для родителей и детей. Анкета для родителей «Что вы знаете о сюжетно-ролевой игре?».

Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игре в развитии детей дошкольного возраста».

Воспитатели группы
родители

Основной

Октябрь

1 неделя

Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем, речь  развиваем»

Воспитатель
Дети

3 неделя

Игра «Кто(Что) делает?»
Сюжетно- ролевая игра: «Детский сад»

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Заучивание стихов к осеннему празднику.
Пальчиковая гимнастика.
Подвижные игра: «У медведя, во бору», «Гуси-гуси»
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Повторение дома потешек.

Консультация «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни»
Папка передвижка «Рекомендации родителям по речевому развитию детей».
Выставка совместных работ родителей и детей  «Осенний вернисаж»

Осенний праздник «Осеннее кафе».

Воспитатели
Дети
Родители

Ноябрь

1 неделя

«Пальчиками играем, речь развиваем» (использование  игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики).

Фонематические игры на развитие речевого дыхания, силы голоса.

Воспитатели
Дети

3 неделя

Игры – эксперименты с водой и воздухом.

Сюжетно- ролевая игра: «Парикмахерская»

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Дидактическая игра «Водители и пешеходы»
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Обыгрывание вместе с детьми знакомых сказок( развитие эмоционально-окрашенной  диалогической речи)
Консультация «Играйте вместе с детьми»

Вечер общения «Играем вместе»+мастер-класс по технике «Декупаж»

Воспитатели
Дети
Родители

Декабрь

1 неделя

Дидактические игры: «Назови одним словом», «Назови ласково»
Сюжетно- ролевая игра: «Больница»

Воспитатель
Дети

3 неделя

Заучивание стихов к новогоднему празднику.
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто?»
Подвижные игры: «Найди парочку», «Зеркало»

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки
Мимическая гимнастика
«Пальчиками играем, речь развиваем» (использование дидактических игр для развития мелкой моторики).
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Памятка для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей»
Новогоднее представление

Воспитатели
Дети
Родители

Январь

2 неделя

Дидактическая игра: «Какое время года», «Мой день»
Игра-драматизация «Гуси-лебеди»

Воспитатели
Дети

3 неделя

Сюжетно - ролевая игра: «Магазин»

2-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Дидактические игры: «Закончи предложение», «Что сначала, что потом?»
Заучивание закличек, стихов.
Работа с родителями:
Папка передвижка « Пальчиковые игры».

Воспитатели
Дети
Родители

Февраль

1 неделя

Повторение стихов, потешек, песен, чистоговорок.

Сюжетно- ролевая игра: «Аптека»

Воспитатель
Дети

3 неделя

Театр на фланелеграфе «Теремок»

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Дидактические игры: «Кто что делает?», «Что изменилось?», «Чего не хватает»
Работа с родителями:
Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей».

Воспитатель
Дети
Родители

Март

1 неделя

Дидактическая игра: «Магазин игрушек».
Заучивание стихов к празднику 8 марта
Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта.

Воспитатели
Дети

3 неделя

Рассказывание русских народных сказок.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Повторение стихов и потешек.
Обыгрывание знакомых сказок через театр масок: «Репка», «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Консультация: «Игры по дороге в детский сад»

Воспитатели
Дети
Родители

Апрель

1 неделя

Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки.

Воспитатели
Дети

3 неделя

Рассматривание картинок: «Времена года», «Животные»

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе».

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож?», «Как называется?».
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Буклет «Чистоговорки».

Воспитатели
Дети
Родители

Май

1 неделя

Обыгрывание настольных театров «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».

Воспитатели
Дети

3 неделя

Сюжетно – ролевая игра по выбору детей.

1-4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей:
Диагностика знаний и умений по образовательным областям: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Вечер общения «Результат совместной работы по проекту «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Воспитатели
Дети
Родители

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1.Период осмысления собственных результатов.

2.Диагностика детей.

3.Презентация проекта.

Список использованной литературы

1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

2.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»

3.Богуславская З.М, Смирнова Е.О «Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста»

4. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»

5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

6.Васильева М.А «Руководство играми детей в детском саду»

7.Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей»

8.«Игра дошкольника» под ред..Новосёловой С.Л.

9.Кольцова М «Ребёнок учится говорить»

10.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи»;

11.Тимофеева Е.А. «Подвижные игры»

12..Швайко Г.С «Игры и игровые упражнения для развития речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Значение театрализованных игр для развитие речи детей....