Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития устной речи дошкольников"
консультация по развитию речи по теме

Логинова Ирина Николаевна

Методические рекомендации по созданию речевой развивающей среды в группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 1» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Консультация

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития устной речи дошкольников»

Подготовила: Логинова И.Н.

     Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта  (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

     Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С.Л. Новоселова).

Требования ФГОС ДО к  развивающей предметно-пространственной среде:

1.    предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.    доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

    Организация предметно-развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

     Принципы предметно-развивающей среды:

1) принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;

2) принцип вариативности определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями;
3) принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
4) принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
5) принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

    Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе , в группе выделены центры организации определенного вида деятельности . Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

     Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы.

Компоненты РРС (речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.

     Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

РРС младшей группы:

• грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

• методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

• методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы);

• организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

РРС средней группы:

• (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета);

• выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса);

•  речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

РРС старшей и подготовительной групп:

• (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

(поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

• (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);

• создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

    При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

- Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

- Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

- Не следует перегружать уголок оборудованием.

    Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

    Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

    Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

    Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

    Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики

Массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

     Центр художественного слова ( книжный уголок ). Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, в также иллюстрированный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми  систематически организуются выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводятся литературные конкурсы и викторины.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная , познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников , кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу , картинки, иллюстрации по своему желанию.
Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы : это обогащение словарного запаса , дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст , составлять описательные и творческие рассказы . Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают дети первые шаги в чтении , знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

    Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов , звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами , портреты музыкальных композиторов . Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами , дети учатся слышать различные звуки , отличать их по высоте , силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха , но и фонетического ( а это важно при подготовке к обучению грамоте).

    Также здесь расположились сказочные персонажи , выполненные из различных материалов . Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировки , перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию голоса. Театрализованные игры развивают уверенность в себе , коммуникабельность.
    Строительный центр содержит разнообразный строительный материал , который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей , схемы, фотографии , рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значение предлогов и употреблять их в речи.

    Центр сенсорного развития. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений , слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
    В
 центре искусств дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В расположении детей мелки, акварель, гуашь, дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики , развивает речевое творчество детей.

    Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам . Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.
    Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.
    Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
     Центр дидактических игр — удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска ,фланелеграф . Занимаясь математикой , можно работать над грамматическим строем речи , пространственно - временными представлениями, связной речью.

     Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этой задачи невозможно без создания современной предметно–развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта...

РППС группы как средство развитие устной речи дошкольников

РППС группы как средство развитие устной речи дошкольниковРасторгуева Айта ГеоргиевнаВоспитатель 2 младшей группы «Непоседы»«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной...

Консультация для педагогов "Предметно - разивающая среда как средство развития устной речи дошкольников"

Предметно - развивающая среда как срежствво развития устной речи дошкольников...

Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...


 

Комментарии

Киселева Татьяна Владимировна

В консультации подобран ценный материал по оснащению развивающей предметно-пространственной среды в группе, что является необходимым условием при формировании и развитии устной речи у дошкольников.