Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему
В статье рассматривается понятие "выразительность речи". Описаны основные интонационные характеристики, особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnost_rechidocx.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Алмазова А.В.
Старший воспитатель МДОУ№21
«Золотая рыбка» г.Волжска РМЭ
Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Речь является основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением. Л.С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром.
Теоретические вопросы становления речи детей старшего дошкольного возраста рассматривались в трудах Д.Б.Эльконина, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, Г.А.Фомичева (ссылки). В контексте их взглядов речь рассматривается как процесс говорения (собственно речевая деятельность),так и ее результат (речевое воспроизведение).
Так же вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Филичева Т.Б., Швачкин Н.Х.. По их мнению при достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность
Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником, желаемым участником разных видов деятельности – игр, развлечений, экспериментов и др. Ребенок с выразительной речью чувствует себя более уверенно благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
- просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
- интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
- ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
- темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
- тембр голоса - окраска, качество звука.
- логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
К завершению овладения основной образовательной программы дошкольного образования выявляются характерные особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет. Дети должны:
- четко различать интонационные конструкции в речи собеседника;
- различать варьирования темпа и громкости в речи окружающих людей;
- иметь звонкий, выразительный голос;
- осознавать использование интонационных конструкций;
- изменять темпа, громкость речи;
- иметь богатство мимики жестов, пантомимики;
- выражать разнообразные и тонкие чувства речью;
- уметь слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (весело или грустно, шутливо или серьезно);
- выражать разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
- иметь четкое, ясное и правильное произношение, правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.
- использовать логическое ударение, как средство интонационной выразительности.
А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи.
1. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.
2.По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от взрослого.
3. Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.
Таким образом, характерные особенности выразительности речи дошкольников старшего возраста заключаются в умении использовать средства выразительности речи в социально-коммуникационном общении, адекватно применять интонационные приемы речи, согласно ситуации, либо заданию. Выразительность речи находится на высокой ступени развития, ребенок может слышать и выражать разнообразные тонкие чувства и состояния речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...
Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества
Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...
«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»...