Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему

Алмазова Анна Валерьевна

В статье рассматривается понятие "выразительность речи". Описаны основные интонационные характеристики,   особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnost_rechidocx.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Алмазова А.В.

Старший воспитатель МДОУ№21

 «Золотая рыбка» г.Волжска РМЭ

Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

    В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Речь является  основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением. Л.С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром.

Теоретические вопросы становления речи детей старшего дошкольного возраста рассматривались в трудах Д.Б.Эльконина, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, Г.А.Фомичева (ссылки). В контексте их взглядов речь рассматривается как процесс говорения (собственно речевая деятельность),так и ее результат (речевое воспроизведение).

    Так же вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н., Филичева Т.Б., Швачкин Н.Х.. По их мнению при достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность

    Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником, желаемым участником разных видов деятельности – игр, развлечений, экспериментов и др. Ребенок  с выразительной речью чувствует себя более уверенно благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

    Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:

  • просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
  • интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
  • ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
  • темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
  • тембр голоса - окраска, качество звука.
  • логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

К завершению овладения основной образовательной программы дошкольного образования выявляются характерные особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет. Дети должны:

  • четко различать  интонационные конструкции в речи собеседника;
  • различать варьирования темпа и громкости в речи окружающих людей;
  • иметь звонкий, выразительный голос;
  • осознавать использование интонационных конструкций;
  • изменять  темпа, громкость речи;
  • иметь богатство мимики жестов, пантомимики;
  • выражать разнообразные и тонкие чувства речью;
  • уметь слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (весело или грустно, шутливо или серьезно);
  • выражать разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
  • иметь четкое, ясное и правильное произношение, правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно.
  • использовать логическое ударение, как средство интонационной выразительности.

А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи.

1. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.

2.По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от взрослого.

3. Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

    Таким образом, характерные особенности выразительности речи дошкольников старшего возраста заключаются в умении использовать средства выразительности речи в социально-коммуникационном общении, адекватно применять интонационные приемы  речи, согласно ситуации, либо заданию. Выразительность речи находится на высокой ступени развития, ребенок может слышать и выражать разнообразные тонкие чувства и состояния  речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества

Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...