Главные вкладки

    Материал по развитию речи на тему:
    Пальчиковые игры

    Каримова Оксана Алексеевна
     

    Пальчики – очень важная часть тела. И не только потому, что с их помощью можно держать разные вещи или учиться считать. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обращаться с небольшими вещами. Для того чтобы развивать ее, существует специальная пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет. Зачем это нужно Оказывается, детки с развитой мелкой моторикой лучше умеют держать ложку и более умело управляются с ней, рисуют с помощью карандаша, а позже – легче учатся писать с помощью ручки. Им проще дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие операции, которые требуют достаточной ловкости пальцев. А в школьном возрасте они оказываются более успешными в обучении. У них высокая самооценка, меньше проблем с письмом. Кроме того, пальчиковые игры для малышей до 3 лет помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию говорения. Ведь именно в этом возрасте такой аспект развития становится особенно актуальным. А простенькие стишки, которые сопровождают движения пальчиков, помогают успешно сформировать у деток чувство ритма и усилить дарованный природой музыкальный слух, что очень пригодится им в дальнейшей жизни. И еще: ребятам всегда нравится делать что-то вместе со взрослыми. Поэтому пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет доставляет им удовольствие, позволяя сблизиться с родителями, заслужить их похвалу. Заодно хорошая мелкая моторика повышает реакцию, а игры для таких малышей развивают память.

    Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу. 

    При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon palchiki.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пальчики – очень важная часть тела. И не только потому, что с их помощью можно держать разные вещи или учиться считать. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обращаться с небольшими вещами. Для того чтобы развивать ее, существует специальная пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет. Зачем это нужно Оказывается, детки с развитой мелкой моторикой лучше умеют держать ложку и более умело управляются с ней, рисуют с помощью карандаша, а позже – легче учатся писать с помощью ручки. Им проще дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие операции, которые требуют достаточной ловкости пальцев. А в школьном возрасте они оказываются более успешными в обучении. У них высокая самооценка, меньше проблем с письмом. Кроме того, пальчиковые игры для малышей до 3 лет помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию говорения. Ведь именно в этом возрасте такой аспект развития становится особенно актуальным. А простенькие стишки, которые сопровождают движения пальчиков, помогают успешно сформировать у деток чувство ритма и усилить дарованный природой музыкальный слух, что очень пригодится им в дальнейшей жизни. И еще: ребятам всегда нравится делать что-то вместе со взрослыми. Поэтому пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет доставляет им удовольствие, позволяя сблизиться с родителями, заслужить их похвалу. Заодно хорошая мелкая моторика повышает реакцию, а игры для таких малышей развивают память.

    Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу. 

    При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.


    Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:


    - Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.


    - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.


    - При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. 


    - Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.


    - Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления. 


    Игры-подготовки.
    Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.

    Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет является обязательным элементом ежедневных занятий. Для ее проведения можно использовать коротенькие стихотворения про детей или животных.

    Первичные игры:

    Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.

    Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

    Братики-пальчики

    Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик),

    Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик),

    Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний),

    Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный),

    Этот пальчик крепко спит (загнуть большой),

    Никто больше не шумит!

    Поочередно загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживать, что станет хорошим сопровождением основного действия.

    Про Марину

    Пошла ходить Маринка по лесной тропинке (идти пальчиками по столу или другой поверхности).

    У леса на опушке рвала она ромашки (соединить пальчики руки в щепоть и «рвать цветочки», открывая и закрывая ее).

     Пока назад бежала, цветы все потеряла (раскрыть ладошки обеих рук и «бежать» пальчиками; в конце развести руками, показывая, что цветочков нет).

    Зайчик

    Зайчик-зайчик, где твой хвостик (прыгать)?

    Здесь (руки за спину)!

    Зайчик-зайчик, где твой носик (прыгать)?

    Здесь (показать нос)!

    Зайчик-зайчик, лапки где (прыгать)?

    Здесь (показать руки)!

    Зайчик-зайчик, а ушки где (прыгать)?

    Здесь (показать ушки)!


    Пальчики просыпаются

    Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
    Друг другу обрадовались, Здороваться начали. 
    Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
    (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

    Мышки спрятались


    (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку) 
    Один, два, три, четыре, пять, 
    Вышли мышки погулять! 
    Испугались кошки, спрятались опять.

    Ерши


    (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
    (на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
    На реке камыши, расплескались там ерши 
    Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
    круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
    круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

    Непоседа


    (аналог всем известной сорок-вороны)
    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 
    Наша Маша варила кашу 
    Кашу сварила, малышей кормила. 
    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 
    Этому дала, этому дала, 
    Этому дала, этому дала, 
    А этому - не дала. 
    Он много шалил, 
    Свою тарелку разбил. 
    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

    Белочка


    (по мотивам народной песенки) 
    (поглаживаем руку, расправляя кулачок)
    Сидит белка на тележке, 
    Продаёт свои орешки; 
    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 
    Лисичке-сестричке, 
    Воробью, синичке, 
    Мишке косолапому, 
    Заиньке усатому.

    Фрукты-овощи


    Как у нашей Зинки 
    Овощи в корзинке:
    Вот пузатый кабачок
    Положила на бочок,
    Перец и морковку
    Уложила ловко,
    Помидор и огурец,
    Наша Зина-молодец.

    Как у нашей Зины
    Фрукты есть в корзине:
    Яблочко, груша,
    Чтоб ребята кушали,
    Персики и сливы,
    До чего ж красивы!
    Посмотрите на ранет,
    Вкуснее наших фруктов нет!

    Антошка:


    Посуду моет наш Антошка:
    Моет вилку, чашку, ложку,
    Вымыл блюдце и стакан,
    И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

    Игрушки


    У Антошки есть игрушки:
    Вот весёлая лягушка,
    Вот железная машина.
    Это мяч, он из резины.
    Разноцветная матрёшка
    И с хвостом пушистым кошка.

    Транспорт


    Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
    Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
    Пять пальцев мы в кулак зажали,
    Пять видов транспорта назвали.

    Посчитаем


    (сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
    Один-два-три-четыре-пять,
    Буду транспорт я считать:
    Автобус, лодка и мопед,
    Мотоцикл, велосипед,
    Автомобиль и самолёт,
    Корабль, поезд, вертолёт.

    Дикие животные


    (с мизинца- к большому пальцу)
    Это зайчонок, это бельчонок,
    Это лисёнок, это волчонок,
    А это спешит, ковыляет спросонок
    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

    Домашние животные


    Довольна корова своими телятами,
    Овечка довольна своими ягнятами,
    Кошка довольна своими котятами,
    Кем же довольна свинья? Поросятами!
    Довольна коза своими козлятами,
    А я так довольная своими ребятами!
    (по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
    Здравствуй, котёнок!,
    Здравствуй, козлёнок,
    Здравствуй, щенок!
    Здравствуй, утёнок!
    Здравствуй, забавный смешной поросёнок! 
    Или: 
    Кто у нас в лесу живёт?
    вот-лисичка, вот, вот
    Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
    Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
    Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

    По грибы


    Один, два, три, четыре, пять, 
    Мы идём грибы искать! 
    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 
    Этот пальчик в лес пошёл, 
    Этот пальчик гриб нашёл. 
    Этот пальчик чистить стал. 
    Этот пальчик всё съел, 
    Оттого и потолстел. 

    Гости


    Стала Маша гостей созывать:
    И Иван приди, и Степан приди,
    И Матвей приди, и Сергей приди,
    А Никитушка - ну, пожалуйста.
    Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

    Кто приехал?


    Кто приехал? Мы, мы, мы.
    Хлопать кончиками пальцев.
    Мама, мама, это ты? Да, да, да.
    Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
    Папа, папа, это ты? Да, да, да.
    Большие и средние пальцы.
    Братец, братец, это ты? Да, да, да.
    Большие и безымянные пальцы.
    Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
    Большие пальцы и мизинцы.

    Семья


    Этот пальчик - дедушка (большой),
    Этот пальчик - бабушка (указательный),
    Этот пальчик - папочка (средний),
    Этот пальчик - мамочка (безымянный),
    Этот пальчик - я (мизинец).
    Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

    Пальчики


    У девочек и мальчиков
    На руке пять пальчиков:
    Палец большой - парень с душой,
    Палец указательный - господин влиятельный,
    Палец средний - тоже не последний.
    Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
    Пятый - мизинец, принёс вам гостинец. 
    Усложнённые игры:

    Дождик


    Дождик капает, Дождик капает.
    Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
    Пальчики обеих рук постукивают по столу.

    Новогодняя елочка


    Праздник приближается, ёлка наряжается:

    Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

    Звёздочки горят,

    А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

    Конфетти кругом!


    Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
    Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
    Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!
    (игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).


    Разукрашенные животные


    У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. 

    На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках.

    Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

    У слонов есть складки, складочки везде. Щипаем, как бы собирая складки. 

    На лбу, на носу, на ушах и т.д. 

    У котяток шёрстка, шёрсточка везде. 

    Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 

    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

    На носах, на животах, на коленях и носках. 

    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 

    Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 

    На лбу, на носу, на ушах и т.д. 

    и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)

    Часы


    (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками. 

    Мышь полезла в первый раз 

    Посмотреть, который час. 

    Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке. 

    Мышь скатилась кувырком. 

    Руки "скатываются" на по телу вниз.. 

    Мышь полезла второй раз 

    Посмотреть, который час. 

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. 

    Мышь скатилась кувырком. 

    Мышь полезла в третий раз 

    Посмотреть, который час. 

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. 

    Мышь скатилась кувырком.


    Пожарники


    (игра-пробуждение, активизация)

    Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
    и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)


    Мяу-Мяу


    (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)

    Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

    -МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!


    Домик


    Стенка, стенка (потрогать щечки),

    Потолок (потрогать лобик),

    Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),

    Дзинь - звонок! (нажать на носик)


    Паучок


    Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

    Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)

    Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

    Дом 

    Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

    Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

    Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

    Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

     И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

    Шарик

    (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

     Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики)

    Стал он тонкий и худой!

    Летела сова

    (Машем руками)

    Летела сова,

    Весёлая голова.

    Летела-летела,

    (Кладём руки на голову)

     На головку села.

     Села, посидела, Головой повертела

    (Снова машем руками)

    И опять полетела.

    Белка

    (В самом начале кулачек сжат)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

    Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

    Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

    Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

    На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

    Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

    Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

    Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

    Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

    Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.

    Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики" стимулирует разви...