Особенности формирования связной речи у детей
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Наливных Татьяна Владимировна

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка. Связные смысловые развёрнутые высказывания обеспечивают разностороннее общения и взаимодействие детей со верстниками и взрослыми. Известно, что усвоение детьми связных форм высказывания - процесс постепеннный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им  овладеть этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Здесь описаны особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста начиная с раннего этапа. Также даны рекамендации к обучению детей рассказыванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования связной речи у детей

      Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации.

Расширение общения со взрослыми сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребенка требует более развернутой речи. «Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи» (А.М. Леушина). А.А. Лоб-линская отмечает в своих исследованиях, что раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, связанных с яркими эмоциональными переживаниями, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. В возрасте 4 — 5 лет дети активно пользуются распространенными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных предложений. По данным В. Ядэшко количество сложных предложений уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей пятилетнего возраста присутствуют почти все придаточные предложения (кроме определительного). Размеры детских рассказов включают примерно 20-25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершенность темы, определение частей рассказа и т. д. Конструкции сложных предложений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации (в случае необходимости дать разъяснение, обосновать свою позицию, высказать предположение и т. д.) В обстановке коллективного обучения дети, проявляя очень высокую речевую активность, широко используют разные типы сложно-сочиненных и сложноподчиненных предложений. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым («почемучки»), пытаются сами обосновать свои действия. После 4-х лет они могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают стихотворения, к 5-ти годам пересказывают только что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза. После 5-ти лет дети способны рассказать об увиденном, объяснить причинно — следственные отношения, составить рассказ по картине, серии картин, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа. После 5—6 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.

Рекомендации к обучению детей рассказыванию

        Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развернутыми.

         При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребенка воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.

           Рассказы детей будут более полными и развернутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».

          Учитывая, что среди дошкольников имеется достаточно стойкий процент детей с выраженными отклонениями в речевом развитии, необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:

а)        по демонстрации действий,

б)        по вопросам,

в)        по картине,

г)        по опорным словам.

          Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространенным приемом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составления простых предложений по моделям: кто? что делает? что? кому? чем? и т. д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это дает возможность усваивать конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными. При этом можно обыгрывать любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.

            Сначала взрослые дают детям 2-3-4-ступенчатую инструкцию, а затем подводят их к тому, что они сами должны придумать для товарищей серии заданий. На первоначальных этапах обучения эти задания были просты и наглядно воспринимаемы. Например: взять лейку и налить в нее воду. Подойти к окну и полить цветок. Открыть коробку и достать карандаши. Принести утюг и погладить платье и т. д. Постепенно цепочки заданий увеличиваются, появляются слова, расширяющие и уточняющие характер выполнения действий. Например: взять красную пластмассовую лейку, налить в нее воду из ведра, подойти к окну и полить фиалки. Или: принести маленький детский утюжок, погладить шелковое кукольное платьице и повесить его на вешалку в шкаф. Аналогичное упражнение лучше проводить с подгруппой из 34 детей с тем, чтобы один выполнял действие другой — подсказывал, а третий — «контролировал» правильность воспроизведения и давал оценку — «обо всем ли рассказал ребенок» и добавлял пропущенные звенья. Далее осуществляется постепенный переход от умения составить предложения по демонстрации действий до объединения их в короткие рассказы, которые заучиваются детьми.

             Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием фланелеграфа. Дети сами выбирают действующих лиц (детей, взрослых, кукол, птиц, животных и т. д.), атрибуты, связанные с различными действиями. Затем каждый на фланелеграфе обозначает свою сюжетную линию и рассказывает о ней.Три-четыре высказывания можно соединить в рассказ. Одному из детей предложить пересказать весь сюжет.

              Можно усложнять задание: без опоры на наглядность самостоятельно придумать новые звенья в сюжете. Детские рассказы рекомендуется записывать на магнитофон и давать детям прослушивать. Это, с одной стороны, повышает их эмоциональный настрой, а с другой, позволяет более критически со стороны оценить себя. Анализируя подобные рассказы начального и последующего этапов обучения, можно показать и детям, и родителям положительную динамику речевого развития.

              Для составления небольших связных рассказов успешно используются картины и серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображен ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Важно научить ребенка «читать» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить свое отношение к изображенным событиям. Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребенка. Например, при составлении рассказа по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребенок пришел впервые в детский сад, какие у него были любимые игрушки, с кем из детей и как он играл и т. д. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребенка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребенком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.

           Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4-летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приемов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. При этом важно учитывать объем произведения (5-8 предложений), четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь).

Подготовительный этап работы включает:

а)        предварительную беседу, подводящую ребенка к содержанию рассказа;

б)        чтение рассказа без нацеливания на пересказ;

в)        ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;

г)        повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;

д)        самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.

           У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказе текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда прежде всего относится использование наглядности. Детям раздаются картинки-иллюстрации. По мере чтения рассказа они поднимают картинки, соответствующие тому или иному эпизоду. Или: педагог умышленно переставляет картинки-иллюстрации с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Можно убрать одно из звеньев рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить. При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы. Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста. На последующих этапах обучения пересказу сначала педагог, а затем и сам ребенок делает вывод или дает оценку поступкам, поведению главных героев. После обсуждения содержания детей подводят к размышлению о названии рассказа. Выслушиваются все предложенные варианты, выбираются более подходящие по смыслу. Возможно предложить объяснить детям, почему именно такое название более всего подходит к данному рассказу.

           Составление рассказов описательного характера — важный вид речевой деятельности. Чаще всего при этом используются красочные игрушки, животные, птицы, растения. Ребенку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Чаще они подбираются комплектами. Сначала предметы сравниваются путем выделения отличительных исходных качеств. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (предмет), выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребенка на выбор более точных слов-обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Обыгрывая рассматриваемую игрушку, можно привлекать кукольные персонажи, которые как бы «проявляют интерес» к рассказу ребенка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать предмет более детализировано.

          Точно поставленный вопрос педагога помогает конкретнее и полнее описать рассматриваемый объект. На первоначальных этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога. Это важно, так как активное подражание речи старших характерно для данного возрастного периода. К. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечает, что ребенок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Педагог корректно добавляет отдельные детали, которые пропустил ребенок.

Рассказы с элементами размышления и драматизации

Находка

        Два человека на улице нашли вместе книгу и стали спорить, кому ее взять. Третий шел мимо и спросил:

Кто из вас умеет читать?

Никто.

Так зачем вам книга?

                                  Л. Толстой

Косточка

          Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Ване они очень понравились. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:

-           Нет.

Тогда отец сказал:

—        Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотил косточку, то через день умрет.

Ваня побледнел и сказал:

—        Нет, я косточку бросил за окно. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Старый дед и внучек

           Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. Сын и его жена перестали сажать его за стол. Однажды старик уронил и разбил чашку. Его стали бранить и сказали, что будут давать обед в лоханке.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят. Сынишка их на полу что-то слаживает.

Отец и спросил:

—        Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

—        Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Стрекоза и муравей

        Осенью у муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

Что ж ты летом не собрала корму? Она сказала:

Недосуг было: песни пела. Они засмеялись и говорят:

Если летом играла, зимой пляши.

Лгун

       Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:

—        Помогите, волк, волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать:

—        Сюда, скорей, волк!

Мужики подумали, что он обманывает, не послушали его. Волк видит — бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Про собаку

       Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки; того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. И осталась собака ни при чем.

Рассказы — описание

Мышки

            Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, зубки, серенькие шубки, ушки наверху торчат, хвостища по земле волочатся.

Васька

          Котик-коток — серенький лобок. Ласков Вася да хитер: лапки бархатные, коготки острые. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет.

Петушок с семьей

         Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная борода. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Хлопотные хозяюшки! Собирайтесь с цыплятками, я вам зернышки принес!»

Гуси

       Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Тяги-тяги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Гига! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо!»

Корова

       Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у ней широк, уши в стороны, во рту зубов недочет, зато рожища большая. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет.

Дятел

         Тук-тук-тук! В глухом лесу, на сосне, черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

Учитель – логопед: Т.В. Наливных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развит...

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития

В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....

Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Выявление  особенностей  формирования  связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Статья "Особенности формирования связной речи у детей с ОВЗ"

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития связной речи у детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать педагогам, работающим в коррекционных учреждениях....

Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе

Особенности формирования связной речи у детей в онтогенезе...

Особенности формирования связной речи у детей с задержкой психического развития

Связная речь детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием. Отставание в формировании контекстной речи, как в целом ...