Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Радаева Екатерина Геннадьевна

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной подготовкой к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sri_2017.odt37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра – это творческое раскрытие внутренних сил ребенка. Ребенок хочет сам быть хозяином в пространстве своей игры, определять ее ход.

Исследования показали, что игра способствует укреплению эмоциональной и психологической стабильности. Дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами. У них менее выражено агрессивность, выше способность эмоционального контакта. В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом. Для творческой игры удобны простые игрушки. Они только намекают на предмет, и у ребенка развивается творческая фантазия. Это хорошо, что у ребенка развивается творческая фантазия, но лучше, если ребенок играет с настоящими предметами.

Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развивается не только связная речь, но и воображение, одна из основ умственного развития, умение выражать свои эмоции и развитие произвольности. Поставив цель, дошкольники действуют автономно и компетентно. Все вместе, оказывает благотворное воздействие на всю психофизическую и речевую природу ребенка. Игра допускает и такой ход, что все главные в игре. В игре великое множество ходов для импровизации. У детей своя игровая логика, которая не сходна с взрослой логикой.

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной подготовкой к школе.

Сюжетно-ролевая игра проявляет положительное воздействие на развитие речи. Во время игры ребенок громко ведет беседу с игрушками, где играет роль и за себя, и за нее, изображает гудение самолета, голоса зверей и т.д. Действие игры совершаются в определенном месте. Комната детей становится больницей или магазином. А играющие дети принимают на себя соответствующие роли (врача, продавца) и совершают действия от имени этих ролей. Дошкольник способен являться доктором, только в случае если есть больной, покупателем, только в случае если есть продавец, и т.п. Отсюда следует, что ролевая игра — это деятельность совместная: она обязательно подразумевает иных участников и в первую очередь сверстников.

Сюжетно-ролевая игра проявляет своеобразное влияние на развитие речи. В её процессе детей нужно регулярно вдохновлять к разговору с товарищами и комментированию собственных действий, что содействует закреплению навыков использования инициативной речью, развитию грамматического строя речи, обогащению словаря и совершенствованию разговорной речи.

Главным условием успешного и хорошего формирования речи детей в сюжетно-ролевой игре является разнообразие игрушек. Однако вместе с сюжетными игрушками, имитирующими в уменьшенном виде настоящие предметы, дети применяют в игре предметы, которые заменяют реальные. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем проинформировать об этом других играющих. Таким образом, в игре, помимо речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь. Функцией этой речи является согласование общих действий.

Лучше организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Путешествие», «Детский сад» и т.д. В условиях чуткого и бережливого обучения и управления сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя со временем увеличивается независимость детей в развитии планов игры, постановке её задач, подборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а кроме того осуществлении его речевого оформления. Дети со временем осваивают игровые навыки и умения, ощущают эмоциональный комфорт, реализуя собственные игровые замыслы, обретают навык общения со сверстниками. Особое развитие совершается в развитии диалогического общения.

Виды сюжетно-ролевых игр:

- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «праздники», «семью», «дни рождения». В этих играх огромное значение имеют игры с куклами. Именно через действия, с которыми дети передают то, что знают о собственных друзьях, старших, их отношениях;

- игры на общественные и производственные темы, где показывается труд людей. Темы для игр берутся из окружающей жизни;

- игры на героико-патриотические темы. В них наблюдаются героические подвиги нашего народа (герои войны и т.д.);

- игры на темы литературных произведений, телепередач, кино и радиопередач: в «летчиков», «моряков» и другие. В данных играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражают действиям героев, усваивают их поведение;

- «режиссерские» игры. Именно в этих играх дети заставляют говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Играют они при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Ребята «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью.

Главный источник, снабжающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и работа взрослых. Дети дошкольного возраста часто по своей инициативе стараются осуществить «взрослую» работу — стирать, мыть пол, и т.п. Но если его попросили убрать, например, свою посуду, он найдет миллион способов, чтобы этого не совершать.

В дошкольном возрасте наступает взаимодействие детей с ровесниками. Дошкольники успешнее учатся друг у друга, чем у взрослых. Так же ребенок занимает по отношению к сверстникам разные позиции такие как «над», «под», «на равных» в том числе и «независимую».

Сюжетно-ролевая игра, формируясь, выставляет на передний план игровое правило, которое начинает исполнять основную роль, и на сцене появляется новый вид игры — игра с правилами.

Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют и чаще не хотят учить. Сейчас появилось много родителей-энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребенка играть. Это, кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом для гордости, и игру оставляют «на откуп» детям: если научатся, то хорошо, а не научатся то с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, все наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте.

Первая особенность дошкольников, связана с содержанием игровой деятельности: далеко не всегда дети этого возраста способны вычленить в ситуации ее основную сущность. Вторая особенность детей дошкольного возраста — небольшой опыт дошкольников. Многие сюжеты их игр бывают взяты из образовательных программ, рассказов других, чтения книг и т.п. С одной стороны, очень важно расширять опыт ребенка таким образом. С другой стороны, особенности восприятия ребенка дошкольного возраста таковы, что он нередко не понимает смысла того, что ему рассказывают или читают. В основном рассказы или пересказы состоят из одних существительных.

Сюжетно-ролевая игра требует ознакомления ребенка с той сферой деятельности, которую он будет обыгрывать. Если посмотреть на арсенал детских игрушек современного ребенка, говоря о сюжетно-ролевой игре, можно найти очень много таких, до которых он еще не дорос. А значит, что они будут мешать развитию игры и связной речи.

Развитие речи детей пяти - шести лет необходимо осуществлять на занятиях в ДОУ, в режимные моменты (в игровой, художественной и другой деятельности), в повседневной жизни, используя в этом процессе разные виды деятельности ребенка и, прежде всего, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.

Для формирования связной речи вне занятий следует постоянно разговаривать с детьми, побуждая их к самостоятельному речевому общению с взрослыми и сверстниками. Чтобы дети научились играть в полноценную сюжетно-ролевую игру, взрослому совместно с ними необходимо поочередно пройти пять ступеней.

На первой ступени взрослый знакомит ребенка с той действительностью, которая впоследствии будет отображена в игре. Для этого он придумывает любую свою историю, подбирает соответствующие открытки и книги, напоминает ребенку то, что тот уже знает, привлекает к рассказу его самого, других ребят (особенно старших), взрослых. Достаточно обычная ошибка — взрослые начинают игру сразу же после сочинения рассказов. Не следует этого делать. Так как дошкольник, владеющий хорошей памятью, просто конкретно воспроизведет то, что ему рассказывали, и для его воображения не будет места. По этой причине лучше, чтобы полученная информация «отстоялась».

На второй ступени взрослый играет вместе с детьми в особый вид сюжетно-ролевой игры - отобразительную игру. Сюжетно-отобразительную игру можно организовать и по «чужим» сценариям (на основе мультфильма, рассказа), и как повторение того, что происходило с самим ребенком. Надо предложить им поиграть в то, что они только что узнали, увидели, договориться, кто кем будет, и просто воспроизвести все это. Обыгрывание настоящих взаимоотношений, происшествий предоставляет ребенку вероятность открыть для себя волшебные слова детства: «не по-настоящему», «как будто бы», что немаловажно для дальнейшего развития и игры, и воображения.

На третьей ступени взрослый играет с детьми в еще один вид сюжетно-ролевой игры — в игру-драматизацию. На данном этапе, в отличие от предыдущего, дошкольник способен ранее согласно собственному хотению изменять развитие игры либо концентрировать в таком случае то, что ему больше всего нравится, доступно, знакомо и ближе.

На четвертой ступени, непосредственно игры с ребенком. Немаловажно, чтобы взрослый или более старший ребенок, который учит малыша, играл с ним каждый раз по-разному, чтобы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Непосредственно игры с ребенком

На пятой ступни происходит самостоятельная игра ребенка. Это важный элемент для того, чтобы дошкольник имел возможность принимать участие в коллективной сюжетно-ролевой игре. Как правило, эта игра практически целиком воспроизводит игры предыдущих этапов, только лишь взамен настоящего партнера ребенок обязан играть с воображаемым, за которого он тоже станет говорить. И на этой стадии очень напоминает режиссерскую игру, где ребенок играет одновременно все роли. В настоящее время он, например, парикмахер, и к нему приходит стричься мишка, который может быть и сердитым, и капризным, и каким-либо еще. Ребенок обязан являться одновременно и этим мишкой, и мастером. Подобная игра учит детей соподчинению ролей, взаимопониманию, учит контактировать с партнерами.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры:

На первом этапе главным содержанием игры становятся действия с предметами. Они реализуются в конкретной очередности, хотя эта очередность часто не соблюдается. Последовательность действий имеет сюжетный характер. Главные сюжеты — бытовые. Действия детей монотонны и зачастую повторяются. Роли не отмечены. По форме это игра рядом либо одиночная игра. Дети с желанием играют со старшими. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, причиной появления игры считается игрушка или предмет-заместитель, который раньше использовался в сюжетно-ролевой игре.

На втором этапе основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия реализуются наиболее подробно и поочередно в соответствии с ролью, которая ранее обозначается словом. Очередность действий становится правилом. Появляется первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Главные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может много раз повторяться. Игрушки предварительно не подбираются, однако дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться два - три человека.

На третьем этапе главная сущность игры - также действия с предметами. Но они расширяются действиями, которые направлены на установление разных контактов с партнерами по игре. Роли отчетливо отмечены и распределяются вплоть до начала игры. Предметы и игрушки подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логичность, вид действий и их нацеленность определяются ролью. Это становится главным правилом. Игра чаще проходит как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанные друг с другом, не соотнесенные с ролью. Длительность игры возрастает. Сюжеты становятся более разными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

На четвертом этапе главное содержание игры — отображение взаимоотношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тема игры разная: она определяется непосредственным и опосредованным навыком детей. Игры носят коллективный, совместный вид. Объединения устойчивы. Они возводятся либо на интересе детей к одним и тем же играм, либо на основе личных симпатий и привязанности. Игры одного содержания долго повторяются и формируются, обогащаются, существуют длительный период. В игре на этом этапе отчетливо акцентируется подготовительная работа: разделение ролей между детьми, подбор игрового материала, а порой и его изготовление (игрушек-самоделок). Условие соответствия жизненной логике распространяется на действия и на все поступки и ролевое поведение участников. В игре могут участвовать шесть, семь детей.

Все уровни отображают общее развитие сюжетно-ролевой игры, но в определенной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

  Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время. Чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.                                                                                                       Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).  Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.                                                                                                                     В последние годы  я наблюдаю резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связанно с ухудшением здоровья детей. Сегодня многие дети нуждаются в помощи специалистов — логопедов. В своей  работе я рассматриваю, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие связной речи детей.                                   Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы. Игровая деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.                                            Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих и других способностей ребёнка без использования методов принуждения. Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.  Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей, в основном, носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном, и совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна. В этом возрасте происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Совершенствуется речевой слух ребенка. К концу года произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие. У детей, особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обращать особое внимание на таких детей, выявлять причины отставания в развитии речи и совместно с родителями принимать меры к устранению недостатков. Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и многие другие авторы. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.                                                                                                                                                   Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре, означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры- стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Виды сюжетно-ролевых игр: Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в –четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка. К четырём годам у детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. В сюжетно-ролевой игре ребёнок создаёт образ, а для создания образа необходимо слово. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Для того, чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. В играх на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В играх на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Где сюжеты берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, в играх на темы литературных произведений, кино, телепередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов). Нельзя обойтись без слова, ведь в этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая не только своими действиями героям, усваивая их поведение, но и с удовольствием копируют их речь, тем самым обогащая свой словарный запас. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствуются умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Формируется умение договариваться о том, во что они играть, и как распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Таким образом, все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать. Таким образом, сюжетно-ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей. Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. В одном очень интересном психологическом исследовании, проделанном А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович, прослежена история двух близнецов, которые существенно отставали в своем речевом развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь не была отделена от предметных действий; они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали достаточно хорошо. Выяснилось, что эти дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Им говорили, что ножик это как будто вен
ик, и показывали, как им можно подметать. Обычно дети 3–5 лет охотно принимают новые значения предметов и легко совершают подобные игровые действия. Но наши близнецы, взяв ножик в руки, начинали точить карандаши или что-то резать. Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал «срубить» дерево, но дети удивлялись и не могли понять, как это ложка может быть топором... Они не могли изменять значение предмета и действовать с ним в соответствии с этим новым значением. А ведь эта способность и есть основа ролевой игры. Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада. Теперь они не были оторваны от игровой деятельности других детей, как это было раньше, и должны были вступить в разнообразные речевые контакты со сверстниками. Через три месяца ситуация резко изменилась, у близнецов появилась богатая речь, которой они сопровождали свою игру. Таким образом, через игру активно развивается связная речь ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ...

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"...